02 августа 2021 г. |
Дело N А13-9670/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р.,
рассмотрев 02.08.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.01.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 по делу N А13-9670/2020,
УСТАНОВИЛ:
Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, Предтеченская ул., д. 19, ОГРН 1103525003207, ИНН 3525236499 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Рябовой Александры Васильевны, ОГРНИП 311353214600026, ИНН 352200128354 (далее - Глава КФХ), 5 753 400 руб. средств гранта, предоставленного на основании соглашения от 30.07.2015 N 5 о предоставлении и использовании гранта (субсидии) на развитие семейной животноводческой фермы (далее - Соглашение).
Решением суда первой инстанции от 28.01.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением от 26.04.2021 апелляционный суд оставил решение от 28.01.2021 без изменения.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 28.01.2021 и постановление от 26.04.2021, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, непредставление Главой КФХ за 2018-2019 годы отчетов, предусмотренных пунктами 2.2.6, 2.2.7 Соглашения, является достаточным основанием для возврата суммы гранта в соответствии с пунктом 4.2 Соглашения. Поскольку в представленных Главой КФХ в материалы дела отчетах "Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота" за 2018-2019 годы приведены идентичные показатели, Департамент полагает содержащуюся в отчетах информацию недостоверной. Кроме того, податель жалобы считает, что представленные Главой КФХ в подтверждение создания рабочих мест штатные расписания в отсутствие трудовых договоров сами по себе не могут подтверждать надлежащее исполнение условий Соглашения.
В своих возражениях на иск Глава КФХ просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании действовавшего до 01.01.2020 Положения о предоставлении грантов (субсидий) на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 25.03.2013 N 320 "О реализации подпрограммы "Развитие семейных животноводческих ферм в Вологодской области на 2013 - 2020 годы" государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы" (далее - Положение), Департамент и Глава КФХ 30.07.2015 заключили Соглашение, на основании которого последнему предоставлен грант (субсидия) на развитие семейной животноводческой фермы в сумме 5 753 400 руб. за счет средств федерального бюджета.
Денежные средства гранта перечислены Главе КФХ по платежному поручению от 06.08.2015 N 701260.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Соглашения Глава КФХ обязался в течение 5 лет с даты получения гранта выполнить указанные в данном пункте Соглашения целевые индикаторы (поголовье крупного рогатого скота, производство крупного рогатого скота в живом весе). В том случае, если среднее значение выполнения целевых индикаторов, предусмотренных пунктом 2.2.1 Соглашения, за один год будет составлять менее 50%, Глава КФХ обязался возвратить средства гранта в соответствующий бюджет.
Пунктом 2.2.6 Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 02.09.2015 N 1) стороны обусловили обязанность Главы КФХ представлять Департаменту до 10 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, отчет о расходовании средств гранта согласно приложению N 4 к Положению в течение 5 лет с даты получения гранта с приложением документов, подтверждающих целевое использование средств в течение срока использования гранта.
В силу пункта 2.2.7 Соглашения Глава КФХ обязался представлять Департаменту до 20 января года, следующего за отчетным, отчетность по форме "Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота" за предыдущий год согласно приложению N 5 к Положению, заверенную Главой КФХ, в течение 5 лет со дня получения гранта.
В случае предоставления недостоверных сведений (документов) на получение гранта, нарушения целей и порядка предоставления гранта и (или) условий, предусмотренных пунктами 2.2.1 - 2.2.7 пункта 2.2 Соглашения Глава КФХ также обязался возвратить в соответствующий бюджет полученный грант (пункт 2.2.8 Соглашения).
Как предусмотрено, пунктом 3.2 Соглашения, в случае установления факта нецелевого использования гранта, невыполнения условий предоставления гранта и обязательств, предусмотренных пунктом 2.2 Соглашения, Департамент обязан принимать меры к взысканию средств гранта в соответствии с пунктом 4.3 Положения.
В связи с непредставлением Главой КФХ отчетов, предусмотренных пунктами 2.2.6 и 2.2.7 Соглашения Департамент направил Главе КФХ уведомление от 08.05.2020 N Их.02-2604/20 о возврате в бюджет 5 753 400 руб. гранта, которое получено Главой КФХ 20.05.2020.
Поскольку в указанный в уведомлении срок Глава КФХ средства гранта не возвратил, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства и установив значимые для дела фактические обстоятельства, отказали в удовлетворении заявленных Департаментом требований.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такие средства предоставляются в форме субсидий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 названной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
В пункте 4.3 Положения указано, что в случае установления перечисленных в пункте 3.2 Соглашения фактов Департамент направляет Главе КФХ уведомление о возврате в соответствующий бюджет в течение 30 календарных дней с момента его получения неправомерно израсходованных бюджетных средств. В случае непоступления в указанный срок средств гранта Департамент в течение трех месяцев принимает меры к их взысканию в судебном порядке.
В рассматриваемом случае глава КФХ не представила предусмотренную пунктами 2.2.6, 2.2.7 Соглашения отчетность за 2018- 2019 годы в установленные сроки.
Довод Главы КФХ о том, что соответствующие отчеты направлены ею на электронную почту сотрудника Департамента, суды оценили критически, поскольку направление отчетности состоялось по истечении предусмотренных Соглашением сроков.
Как установлено судами и подтверждено Департаментом (том дела 2, лист 27), отчеты за 2018-2019 годы поступили истцу 25.01.2021.
Согласно письменным пояснениям Департамента представленные Главой КФХ отчеты проверены, среднее значение выполнения целевых индикаторов согласно представленным отчетам составило не менее 50% за один год.
Исходя из положений части 1 статьи 65 АПК РФ, в силу которых каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, судебные инстанции, исследовав материалы дела, констатировали отсутствие доказательств недостоверности сведений, указанных в представленных Главой КФХ в Департамент отчетах за 2018- 2019 годы.
Довод Департамента о том, что идентичность отраженных в отчетах "Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота" показателей свидетельствует о недостоверности представленный Главой КФХ сведений судами правомерно отклонен как основанный на предположениях.
Получила правовую оценку судов и ссылка Департамента на невыполнение Главой КФХ условий Соглашения в части создания определенного количества рабочих мест, что, по его мнению, также должно являться основанием для возврата суммы гранта, поскольку ответчиком не представлены трудовые договоры.
Отклоняя этот довод суды обеих инстанций обоснованно исходили из того, что Положением и утвержденными им формами отчетности по выполнению условий Соглашения представление Главой КФХ трудовых договоров в подтверждение отчетных показателей не предусмотрено.
Поскольку достижение Главой КФХ в 2018-2019 годах среднего значения выполнения целевых индикаторов, предусмотренных пунктом 2.2.1 Соглашения, (не менее 50%), Департаментом не опровергнуто, соответствующие отчеты представлены, а нарушение сроков их предоставления истцу по условиям Соглашения не является основанием для возврата средств гранта (субсидии) в бюджет, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Департамента.
В соответствии с пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", при проверке соответствия выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 АПК РФ) необходимо исходить из того, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
С учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ), не допускается.
В данном случае изложенные в кассационной жалобе доводы, не свидетельствующие о нарушении судами норм материального права, а сводятся к оспариванию выводов судов об обстоятельствах дела и направлены на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств, что противоречит правилам рассмотрения дела в суде кассационной инстанции и выходит за рамки полномочий суда округа.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы суд округа не усматривает.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.01.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 по делу N А13-9670/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
...
Исходя из положений части 1 статьи 65 АПК РФ, в силу которых каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, судебные инстанции, исследовав материалы дела, констатировали отсутствие доказательств недостоверности сведений, указанных в представленных Главой КФХ в Департамент отчетах за 2018- 2019 годы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 августа 2021 г. N Ф07-10041/21 по делу N А13-9670/2020
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7258/2022
28.03.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1399/2022
02.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10041/2021
26.04.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2029/2021
28.01.2021 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-9670/20