12 января 2024 г. |
Дело N А56-126618/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Баженовой Ю.С., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Меню-Авеню" Сергеева Д.П. (доверенность от 24.08.2023),
рассмотрев 11.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2023 по делу N А56-126618/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Меню-Авеню", адрес: 191186, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 22-24, лит. А, пом. 148-Н, ОГРН 1217800053327, ИНН 7801697562 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), оформленного уведомлением от 14.09.2022 N 05-26-33194/22-0-0, в заключении с Обществом договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) в месте, определенном пунктом 49 раздела VI "Объекты, используемые для реализации периодической печатной продукции. Павильоны, киоски" (Петроградский район, заявление в РГИС N 30148) части 2 "Прочие торговые объекты" схемы размещения НТО, на земельном участке площадью 8,2 кв.м, находящимся в государственной собственности, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Большая Зеленина, уч. 43 (южнее д. 15, лит. А по ул. Большой Зелениной); обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия в течение 30-ти дней с даты вступления в законную силу судебного акта решения о заключении с Обществом договора на размещение НТО на указанном земельном участке на срок 5 лет.
Решением суда от 25.05.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 04.09.2023 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, считая обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными, просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Податель жалобы привел доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, полагает, что у Комитета отсутствовали основания для принятия положительного решения по заявлению Общества, а уведомление соответствует положениям Закона Санкт-Петербурга 08.04.2015 N 165-27 "О размещении нестационарных торговых объектов" (далее - Закон N 165-27).
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества против ее удовлетворения возражал.
Комитет о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество обратилось с заявкой от 30.08.2022 N 50810266 о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона в месте, определенном пунктом 49 раздела VI "Объекты, используемые для реализации периодической печатной продукции. Павильоны, киоски" (Петроградский район, заявление в РГИС N 30148) части 2 "Прочие торговые объекты" схемы размещения НТО, на земельном участке площадью 8,2 кв.м, находящимся в государственной собственности, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Большая Зеленина, уч. 43 (южнее д. 15, лит. А по ул. Большой Зелениной).
Уведомлением от 14.09.2022 N 05-26-33194/22-0-0 Комитет отказал в заключении договора на размещение НТО, в связи с наличием оснований, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 6 Закона N 165-27, а именно то, что место размещения НТО, указанное в заявке, не соответствует положениям статьи 1 Закона N 165-27, а так же то, что 06.09.2022 Комитетом по градостроительству и архитектуре сформировано предложение об исключении участка из схемы размещения НТО.
Полагая отказ Комитета незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, посчитав, что оснований для отказа в заключении с Обществом договора на размещение НТО не имеется, удовлетворили исковые требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
С указанной нормой корреспондируются положения статьи 1 Закона N 165-27.
Порядок, сроки и основания заключения договора на размещение НТО, в том числе без проведения аукциона, установлены названным Законом.
По общему правилу, изложенному в статье 5 Закона N 165-27, предоставление хозяйствующим субъектам права на размещение НТО в местах, определенных схемой, осуществляется на основании договора на размещение НТО, заключаемого по результатам аукциона либо в случаях, установленных настоящим Законом, без проведения аукциона на срок, указанный в заявке хозяйствующего субъекта, но не более чем на пять лет, за исключением НТО, обеспечивающих проведение универсальных (специализированных) ярмарок.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 6 Закона N 165-27 установлено, что размещение НТО, предназначенного для реализации периодической печатной продукции, осуществляется на основании договора на размещение НТО, заключенного без проведения аукциона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона N 165-27 Правительство Санкт-Петербурга принимает решение об отказе в заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона в местах, определенных схемой, с хозяйствующим субъектом при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) место размещения НТО, указанное в заявке хозяйствующего субъекта о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона, не соответствует положениям статьи 1 названного Закона Санкт-Петербурга; 2) размещение НТО, предусмотренное в заявке, не соответствует случаям, указанным в пункте 1 указанной статьи; 3) наличие договора на размещение НТО в указанном в заявке месте, определенном схемой, заключенного с иным хозяйствующим субъектом.
Как видно из уведомления от 14.09.2022, основанием для принятия Комитетом оспариваемого решения послужило формирование Комитетом по печати и взаимодействию со средством массовой информации предложения об исключении испрашиваемого земельного участка из схемы размещения НТО.
Суды, исследовав материалы дела, установили, что на момент рассмотрения дела испрашиваемый Обществом земельный участок не исключен из схемы размещения НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 20.10.2017 N 5371-р. Доказательств исключения испрашиваемого Обществом земельного участка из схемы размещения НТО Комитетом не представлены.
В этой связи судебные инстанции установив, что предусмотренных Законом N 165-27 оснований для отказа Комитетом в заключении с Обществом договора на размещение НТО не имелось, пришли к верному выводу об удовлетворении требования Общества.
Обе инстанции учли наличие доказательств совокупности признаков, необходимых для признания ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) недействительными или незаконными, а именно, несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судов у кассационной инстанции не имеется.
В целом доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (части 3 и 4 статьи 288 АПК РФ), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2023 по делу N А56-126618/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев 11.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2023 по делу N А56-126618/2022,
...
Как следует из пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 января 2024 г. N Ф07-19708/23 по делу N А56-126618/2022
Хронология рассмотрения дела:
12.01.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-19708/2023
04.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26133/2023
25.05.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-126618/2022