06 августа 2021 г. |
Дело N А05-12088/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В., Судас Н.Е.,
рассмотрев 03.08.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сийское" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.01.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 по делу N А05-12088/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сийское", адрес: 164646, Архангельская область, Пинежский район, поселок Сия, дом 12, ОГРН 1072903000136, ИНН 2919006299 (далее - Общество, истец), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Сийская средняя школа N 116" муниципального образования "Пинежский муниципальный район" Архангельской области, адрес: 164646, Архангельская область, Пинежский район, поселок Сия, дом 15, ОГРН 1022901443762, ИНН 2919002167 (далее - Учреждение, ответчик), о взыскании 1 287 955 руб. 33 коп. задолженности за неучтенное потребление холодной воды.
Решением суда первой инстанции от 13.01.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.04.2021, исковые требования удовлетворены частично, с Учреждения в пользу Общества взыскано 1 735 руб. 70 коп. задолженности. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и нарушение ими норм процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Как указывает податель жалобы, суды неправильно применили нормы Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776), Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644). Факт несанкционированного вмешательства Учреждения в работу прибора учета (отсутствие контрольной пломбы) подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между Обществом (поставщик) и Учреждением (потребитель) 30.01.2020 заключен договор на предоставление услуг холодного/горячего водоснабжения N 2 (далее - договор), согласно пункту 1.1 которого Общество оказывает коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения и водоотведения, а Учреждение потребляет и осуществляет оплату в установленном условиями договора порядке коммунальных услуг, в том числе за помещения Учреждения, расположенные по адресу: п. Сия, д. 15, Пинежский район Архангельская область.
Как указано в пункте 1.5 договора, потребителем установлен и введен в эксплуатацию прибор учета потребления холодной воды СТВ У-50 N 064488 на объекте Учреждения, расположенном по адресу: п. Сия, д. 15. Срок очередной поверки - 01.08.2024.
В ходе проверки состояния прибора учета 31.08.2020 Общество выявило отсутствие на приборе учета контрольной пломбы ресурсоснабжающей организации.
По результатам проверки Обществом составлен акт от 31.08.2020 о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета СТВ У-50, заводской номер 064488.
Показания прибора учета на дату проверки (31.08.2020) составили 005592.
Ресурсоснабжающая организация 04.09.2020 произвела опломбирование прибора учета потребления холодной воды СТВ У-50 N 064488 контрольной пломбой, о чем составлен акт установки контрольных пломб и ввода в эксплуатацию прибора учета от 04.09.2020.
Общество произвело расчет потребления Учреждением ресурса с применением метода учета пропускной способности устройств и сооружений за период с 01.07.2020 по 31.08.2020 года на сумму 1 287 955 руб. 33 коп.
Поскольку направленная в адрес Учреждения претензия с требованием погасить имеющуюся задолженность оставлена последним без удовлетворения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 67, 68, 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 10, 309, 310, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правил N 776 и Правил N 644), признали недоказанным Обществом наличия условий для применения метода учета пропускной способности устройств и сооружений, в связи с чем удовлетворили иск в части.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 4 статьи 20 Закона N 416-ФЗ коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных названной статьей, расчетным способом.
Согласно пункту 3 Правил N 776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом N 416-ФЗ.
В силу пункта 2 Правил N 644 несанкционированным вмешательством в работу прибора учета (узел учета) признается самовольное внесение изменений в настройку и (или) конструкцию прибора учета (узла учета), повреждение прибора учета (узла учета), механические, химические, электромагнитные или иные воздействия на прибор учета, не позволяющие производить достоверный учет потребленной воды и (или) сбрасываемых сточных вод, а также нарушение сохранности контрольных пломб и знаков поверки на приборах учета, контрольных пломб на фланцах и задвижках обводных линий узла учета.
Несанкционированное вмешательство в работу прибора учета в силу подпункта "б" пункта 49, подпункта "д" пункта 16 Правил N 776 является основанием для применения в расчетах сторон метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду.
Согласно пункту 19.1 Правил N 776 в случае неисправности прибора учета вследствие наличия обстоятельств, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 49 настоящих Правил, за период с даты предыдущей проверки, по результатам которой не были выявлены указанные обстоятельства, до даты проверки, в ходе которой были выявлены такие обстоятельства, но не более чем за 3 календарных месяца, осуществляется перерасчет объема поданной воды в соответствии с пунктом 16 Правил N 776.
Таким образом, при наличии доказательств несанкционированного вмешательства в работу прибору учета, которое может выражаться в нарушение сохранности контрольных пломб, Общество имеет право произвести перерасчет объема поставленной воды с применением метода, указанного в пункте 16 Правил N 776.
Как следует из материалов дела, спорный прибор учета допущен Обществом в эксплуатацию 21.08.2018.
Согласно действующей на тот момент редакции подпункта "д" пункта 42 Правил N 776 в акте допуска узла учета в эксплуатацию должны были быть указаны в обязательном порядке места на узле учета, в которых установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы).
Как следует из содержания акта ввода в эксплуатацию прибора учета от 21.08.2018, пломбы ресурсоснабжающей организации установлены на счетчике и обводной запорной задвижке (пункт 4).
В акте от 31.08.2020 указано на отсутствие контрольной пломбы ресурсоснабжающей организации на приборе учета.
Как следует из дополнительных пояснений Общества (лист дела 93), акт допуска в эксплуатацию прибора учета содержит опечатки. В частности, пломба при допуске прибора учета в эксплуатацию была установлена всего одна - на стыке прибора учета и фланца трубопровода холодного водоснабжения, на счетном механизме (счетчике) пломба Обществом не устанавливалась, там была установлена пломба завода-изготовителя, которая на момент проверки была исправна. Пломба на обводной запорной задвижке не устанавливалась.
При этом Общество представило в материалы дела фотографии, изготовленные в апреле 2021 года, с указанием на то, что расположение пломб на момент установки прибора учета в 2018 году было аналогичным.
Апелляционный суд, оценив представленные Обществом доказательства, установил, что акт допуска прибора учета содержит недостоверную информацию о местах установки контрольных пломб и их количестве.
Пломба, которая, как пояснял представитель Общества, отсутствовала на момент проверки, в акте допуска узла учета в эксплуатацию, исходя из места ее расположения на сегодняшний день и пояснений ресурсоснабжающей организации, вопреки пункту 42 Правил N 776 не указана.
По результатам совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств апелляционный суд пришел к выводу, что Общество не доказало факт несанкционированного вмешательства потребителя в работу прибора учета путем непринятия надлежащих мер к сохранности установленных ранее контрольных пломб, поскольку место их расположения и количество на момент составления акта ввода узла учета в эксплуатацию документально не подтверждено.
Указанный вывод апелляционного суда согласуется с пунктом 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов апелляционного суда применительно к установленным им обстоятельствам рассматриваемого дела.
Принимая во внимание, что Общество не доказало факт установки контрольный пломбы, отсутствие которой было зафиксировано в акте от 31.08.2020, а, следовательно, и факт несанкционированного вмешательства в работу узла учета со стороны потребителя, апелляционный суд согласился с произведенным судом первой инстанции расчетом объема поставленного Учреждению ресурса, исходя из показаний прибора учета.
При этом судами установлена корректность показаний прибора учета за спорный период, а также факт фиксации показаний прибора учета ресурсоснабжающей организацией на момент установки контрольных пломб и ввода в эксплуатацию прибора учета 04.09.2020.
С учетом изложенного суд кассационной не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.01.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 по делу N А05-12088/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сийское" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пломба, которая, как пояснял представитель Общества, отсутствовала на момент проверки, в акте допуска узла учета в эксплуатацию, исходя из места ее расположения на сегодняшний день и пояснений ресурсоснабжающей организации, вопреки пункту 42 Правил N 776 не указана.
По результатам совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств апелляционный суд пришел к выводу, что Общество не доказало факт несанкционированного вмешательства потребителя в работу прибора учета путем непринятия надлежащих мер к сохранности установленных ранее контрольных пломб, поскольку место их расположения и количество на момент составления акта ввода узла учета в эксплуатацию документально не подтверждено.
Указанный вывод апелляционного суда согласуется с пунктом 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019.
...
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.01.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 по делу N А05-12088/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сийское" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2021 г. N Ф07-10289/21 по делу N А05-12088/2020