12 августа 2021 г. |
Дело N А05-9751/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Медицинские технологии и инновации" Должиковой Д.В. (доверенность от 08.06.2020),
рассмотрев 10.08.2021 в открытом судебном заседании кассационные жалобы контрактного агентства Архангельской области и государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Архангельская областная клиническая больница" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.01.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 по делу N А05-9751/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Медицинские технологии и инновации" (адрес: 125364, г. Москва, ул. Свободы, д. 50, стр. 3; ОГРН 1187746633403; ИНН 7733328860; далее - ООО "МТИ") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к контрактному агентству Архангельской области (адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; ОГРН 1082901013580; ИНН 2901186555; далее - Агентство), государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области "Архангельская областная клиническая больница" (адрес: 163045, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 292; ОГРН 1022900523359; ИНН 2901030477; далее - Учреждение), обществу с ограниченной ответственностью "Альфамед" (адрес: 107150, г. Москва, бул. Маршала Рокоссовского, д. 26, стр. 2, этаж 1, оф. 7; ОГРН 1187746894895; ИНН 9718119263; далее - ООО "Альфамед") о признании недействительными торгов, проведенных в форме электронного аукциона (извещение от 29.06.2020 N 0124200000620003507), недействительным (ничтожным) государственного контракта N 678-О, заключенного между Учреждением и ООО "Альфамед", а также о применении последствий недействительности ничтожной сделки (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда первой инстанции от 26.01.2021 торги, проведенные в форме электронного аукциона (извещение от 29.06.2020 N 0124200000620003507), признаны недействительными, признан недействительным (ничтожным) государственный контракт N 678-О, а в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.04.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Агентство и Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просят отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части признания недействительными торгов, проведенных в форме электронного аукциона. По мнению подателей жалоб, торги проведены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В судебном заседании представитель ООО "МТИ" просила отказать в удовлетворении жалоб.
Жалобы рассмотрены в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Агентство на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок разместило извещение от 29.06.2020 N 0124200000620003507 о проведении электронного аукциона "Поставка расходного материала для рентгенхирургических операций".
ООО "МТИ" обратилось к Агентству с запросом от 02.07.2020 о даче разъяснений положений аукционной документации, в котором указало на то, что при ознакомлении с аукционной документацией и техническим заданием закупки были выявлены несоответствия технических характеристик объекта закупки по позиции N 1 "Управляемый навигационный терапевтический катетер-электрод с термопарой для проведения орошаемой абляции" и по позиции N 2 "Управляемый навигационный терапевтический катетер-электрод с термопарой для проведения орошаемой абляции" - по информации, полученной от производителя, катетеры оснащены стержнем размером 7,5 Fr с кольцевыми электродами размером 8 Fr, в то время как в техническом задании указан диаметр катетера 7 Fr. Ссылаясь на то, что изделие является уникальным, не имеющим аналогов, ООО "МТИ" просило организатора торгов внести изменения в техническое задание - установить в позициях N 1 и N 2 параметр "Диаметр катетера" 8 Fr.
Агентство в ответе от 02.07.2020 N 1293640 разъяснило, что аукционная документация составлена в соответствии с законодательством и исходя из конкретных потребностей Учреждения; заказчиком получены коммерческие предложения, подтверждающие возможность поставки товара в полном соответствии со всеми требованиями аукционной документации; заказчик не имеет возможности внести изменения в документацию электронного аукциона, так как изменения вносятся не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Согласно Протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 08.07.2020 единственную заявку, которая признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, подало ООО "Альфамед".
В соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) электронный аукцион признан несостоявшимся.
На сайте электронной площадки 24.07.2020 размещена информация о контракте на поставку расходного материала для рентгенхирургических операций N 678-О, заключенном между Учреждением и ООО "Альфамед", в соответствии со спецификацией к которому сторонами согласован товар по позиции N 1: "Управляемый навигационный терапевтический катетер-электрод с термопарой для проведения орошаемой абляции" - Катетер электрофизиологический THERMOCOOL для диагностики и лечения заболеваний сердца, регистрационное удостоверение ФСЗ 2012/12684, производства Biosense Webster Inc., Соединенные Штаты Америки, Мексика, с заявленным диаметром катетера 7 Fr; по позиции N 2: "Управляемый навигационный терапевтический катетер-электрод с термопарой для проведения орошаемой абляции" - Катетер двунаправленный ThermoCool SMARTTOUCH SF, регистрационное удостоверение РЗН 2017/6660, производства Biosense Webster Inc., Соединенные Штаты Америки, Мексика, с заявленным диаметром катетера 7 Fr.
ООО "МТИ", полагая, что указанные технические характеристики товара не соответствуют действительным техническим характеристикам катетеров, в заявке ООО "Альфамед" представлены недостоверные сведения о технических показателях товара, предлагаемого к поставке, действиями ответчиков была умышленно ограничена конкуренция, так как потенциальные участники торгов были лишены возможности принять участие в торгах, торги фактически не состоялись и контракт был заключен с единственным участником на условиях начальной максимальной цены контракта, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал недействительными оспариваемые торги, как проведенные с нарушением законодательства о контрактной системе.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалобы не подлежат удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1); запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2).
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании объекта закупки и его описание, и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения таких показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Согласно статье 66 Закона N 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается (часть 6). В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (часть 6.1).
Статьей 67 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (часть 1); по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи (часть 3); участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации; несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе (часть 4).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в документации об электронном аукционе указаны сведения о товаре по позиции N 1 "Управляемый навигационный терапевтический катетер-электрод с термопарой для проведения орошаемой абляции" - диаметр катетера 7 Fr; по позиции N 2 "Управляемый навигационный терапевтический катетер-электрод с термопарой для проведения орошаемой абляции" - диаметр катетера 7 Fr.
В заявке на участие в электронном аукционе ООО "Альфамед" указало по позиции N 1 катетер электрофизиологический THERMOCOOL для диагностики и лечения заболеваний сердца, регистрационное удостоверение ФСЗ 2012/12684, производства Biosense Webster Inc., Соединенные Штаты Америки, Мексика, с диаметром 7 Fr; по позиции N 2 - катетер двунаправленный ThermoCool SMARTTOUCH SF, регистрационное удостоверение РЗН 2017/6660, производства Biosense Webster Inc., Соединенные Штаты Америки, Мексика, с диаметром 7 Fr.
Судами так же установлено, что ООО "Джонсон & Джонсон" (компания) является уполномоченным (официальным) представителем компании Biosense Webster, входящей в группу компаний Johnson & Johnson (производитель) на территории Российской Федерации; ООО "МТИ" является официальным дистрибьютором компании, поставляющим продукцию этого производителя.
При этом согласно информации, предоставленной ООО "Джонсон & Джонсон" (ходатайство от 21.12.2020), указанные медицинские изделия обладают следующими значениями запрашиваемых характеристик: диаметры электродных колец - 8 Fr; внешние диаметры стержней катетеров - 7.5 Fr. Данные медицинские изделия не обладают внутренним просветом для введения в пациента других инструментов, из чего следует, что термин "внутренний диаметр стержня катетера" к соответствующим медицинским изделиям неприменим.
Письмом от 28.07.2020 N 2807-8/20 ООО "Джонсон & Джонсон" также сообщило, что диаметр всех катетеров линейки SMARTTOUCH SF равен 8 Fr, при этом под диаметром катетера подразумевается максимальный диаметр вводимой в пациента части катетера, в данном случае диаметр кольцевых электродов.
Исходя из отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих фактическое наличие катетеров, являвшихся предметом закупки, с диаметром 7 Fr, суды пришли к выводу о том, что описание объекта закупки не соответствует требованиям пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ и в заявке ООО "Альфамед" содержится недостоверная информация в отношений указанного объекта закупки.
В связи с этим суды пришли к выводу о допуске ООО "Альфамед" к участию в аукционе в нарушение пункта 1 части 4 статьи 67, части 6.1 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции признал недействительными торги, проведенные в форме электронного аукциона, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы подателей жалоб рассмотрены судами двух инстанций и отклонены, получив надлежащую правовую оценку. Несогласие подателей жалоб с выводами судов, а также иное толкование ими положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.01.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 по делу N А05-9751/2020 оставить без изменения, а кассационные жалобы контрактного агентства Архангельской области и государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Архангельская областная клиническая больница" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.