11 августа 2021 г. |
Дело N А56-34970/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Светлый мир "Внутри" Зимовца С.А. (доверенность от 26.01.2021), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Муштаева Д.В. (доверенность от 30.12.2020),
рассмотрев 09.08.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Светлый мир "Внутри" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 по делу N А56-34970/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Светлый мир "Внутри", адрес: 199226, Санкт-Петербург, Александра Грина бульвар, д. 1, стр. 1, пом. 14-Н, эт. 4, оф. 13, ОГРН 1187847098669, ИНН 7813609987 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция, ГЖИ), о признании недействительными предписаний от 24.01.2020 N 03/76-р, N 03/76-р-1, N 03/76-р-2, N 03/76-р-3, N 03/76-р-4, N 03/76-р-5, N 03/76-р-6, N 03/76-р-7, N 03/76-р-8, N 03/76-р-9, N 03/76-р-10, N 03/76-р-11, N 03/76-р-12, N 03/76-р-13, N 03/76-р-14, N 03/76-р-15, N 03/76-р-16, N 03/76-р-17, N 03/76-р-18, N 03/76-р-19, N 03/76-р-20, N 03/76-р-21, N 03/76-р-22, N 03/76-р-23, N 03/76-р-24, N 03/76-р-25, N 03/76-р-26, N 03/76-р-27, N 03/76-р-28, N 03/76-р-29.
Решением суда первой инстанции от 09.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.02.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что выдача вместо одного предписания множества идентичных предписаний об устранении нарушений отдельно по каждой квартире противоречит определению состава общего имущества в многоквартирном доме; Инспекция обязана была выдать предписания в адрес застройщика; спорные нарушения не являются нарушениями лицензионных требований.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Инспекции против доводов жалобы возразил по мотивам письменного отзыва.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Среднерогатская ул., д. 16, корп. 5 (далее - МКД) на основании протокола общего собрания собственников помещений от 10.10.2019 N 1.
В связи с коллективным заявлением собственников помещений МКД на основании распоряжения от 21.01.2020 N 03/76-р Инспекцией 24.01.2020 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом лицензионных требований при управлении МКД. В ходе проверки установлено, что в квартирах N N 92, 104, 188, 267, 269, 275, 277, 283, 285, 293, 300, 310, 363, 374, 393, 419, 427, 505, 511, 527, 535, 543, 609, 659, 669, 679, 684, 689, 892 происходит переток воздушных масс через вытяжные отверстия, система вентиляции должным образом не функционирует, что является нарушением требований пункта 5.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), о чем составлен акт проверки от 24.01.2020 N 03/76-р.
Обществу выданы предписания в отношении отдельных квартир от 24.01.2020 N 03/76-р, N 03/76-р-1, N 03/76-р-2, N 03/76-р-3, N 03/76-р-4, N 03/76-р-5, N 03/76-р-6, N 03/76-р-7, N 03/76-р-8, N 03/76-р-9, N 03/76-р-10, N 03/76-р-11, N 03/76-р-12, N 03/76-р-13, N 03/76-р-14, N 03/76-р-15, N 03/76-р-16, N 03/76-р-17, N 03/76-р-18, N 03/76-р-19, N 03/76-р-20, N 03/76-р-21, N 03/76-р-22, N 03/76-р-23, N 03/76-р-24, N 03/76-р-25, N 03/76-р-26, N 03/76-р-27, N 03/76-р-28, N 03/76-р-29 об устранении выявленных нарушений: восстановить работоспособность вентиляции, составить акт в срок до 20.04.2020.
Решением от 25.05.2020 Инспекцией на основании ходатайства Общества (от 20.05.2020 N 08-11-9663/20-0-0) срок исполнения предписаний продлен до 11.01.2021 включительно.
Не согласившись с выданными предписаниями, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 1.1 данной статьи ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 16 статьи 161 ЖК РФ установлено, что лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно пункту 5.7.2 Правил N 170 персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить: плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы; замену сломанных вытяжных решеток и их крепление; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах; устранение засоров в каналах; устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов.
В соответствии с пунктом 15 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов, относится, в том числе: техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Факт допущенных нарушений подтверждается материалами дела и Обществом по существу не оспаривается. В обращении жильцов указано, что в квартирах отсутствует естественная вытяжная вентиляция и присутствует естественно-принудительная из системы вытяжной вентиляции с образованием конденсата на стенах и полах, окнах жилых помещений, что создает неблагоприятные условия проживания и угрозу здоровью и жизни проживающих.
Довод Общества о том, что предписания необходимо было выдать в адрес застройщика, отклонен судами, так как компанией, осуществляющей управление МКД на основании выданной лицензии и договора управления является Общество. Как правильно указали суды, Общество как управляющая компания, отвечающая за содержание дома, обязана взаимодействовать с застройщиком в случае выявления нарушений в период гарантийных обязательств, вести претензионную, исковую работу с ним. Из представленной в материалы дела переписки между Обществом и обществом с ограниченной ответственностью "Спектр" следует, что такая работа инициирована уже после вынесения предписаний.
Применительно к настоящему случаю выдачу по результатам одной проверки нескольких предписаний в отношении разных объектов, имеющих разных собственников, нельзя признать нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Довод Общества о том, что в результате выдачи не одного единого предписания могут быть нарушены его права, носит предположительный характер. Доводы об отсутствии возможности исполнить оспариваемые предписания в установленный срок были рассмотрены судами и отклонены, срок исполнения предписаний был продлен. Количество выданных предписаний не увеличивает объем и не влияет на необходимость работ по устранению нарушений.
Целью выдачи предписания является понуждение лица, допустившего нарушение, совершить определенные действия, направленные на его устранение, а не дальнейшее привлечение данного лица к ответственности. Указанное заявителем не свидетельствует о незаконности самих предписаний и подлежит оценке при рассмотрении вопроса о привлечении его к административной ответственности (в случае неисполнения данных предписаний).
Довод Общества о том, что нарушения Правил N 170 нельзя считать нарушением лицензионных требований, также правомерно отклонен судами.
Допущенные нарушения Правил N 170 свидетельствуют о ненадлежащем содержании общего имущества в МКД, ненадлежащем исполнении обязанностей по договору управления многоквартирным домом, что является нарушением лицензионных требований в силу пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обществу следует возвратить сумму государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по данной категории дел.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 по делу N А56-34970/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Светлый мир "Внутри" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Светлый мир "Внутри", адрес: 199226, Санкт-Петербург, Александра Грина бульвар, д. 1, стр. 1, пом. 14-Н, эт. 4, оф. 13, ОГРН 1187847098669, ИНН 7813609987, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение настоящего дела в суде кассационной инстанции по платежному поручению от 13.05.2021 N 1127.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применительно к настоящему случаю выдачу по результатам одной проверки нескольких предписаний в отношении разных объектов, имеющих разных собственников, нельзя признать нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Довод Общества о том, что в результате выдачи не одного единого предписания могут быть нарушены его права, носит предположительный характер. Доводы об отсутствии возможности исполнить оспариваемые предписания в установленный срок были рассмотрены судами и отклонены, срок исполнения предписаний был продлен. Количество выданных предписаний не увеличивает объем и не влияет на необходимость работ по устранению нарушений.
...
Допущенные нарушения Правил N 170 свидетельствуют о ненадлежащем содержании общего имущества в МКД, ненадлежащем исполнении обязанностей по договору управления многоквартирным домом, что является нарушением лицензионных требований в силу пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 августа 2021 г. N Ф07-6139/21 по делу N А56-34970/2020