12 августа 2021 г. |
Дело N А56-101201/2020 |
Судья Арбитражного суда Северо-Западного округа Константинов П.Ю.,
рассмотрев 12.08.2021 без вызова сторон кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 по делу N А56-101201/2020,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Промышленная группа "Фосфорит", адрес: 188452, Ленинградская обл., Кингисеппский р-н, Промышленная зона, Фосфорит, ОГРН 1024701420127, ИНН 4707017905 (далее - Общество), о взыскании 190 902 руб. платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования, 1916 руб. 81 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 03.07.2020 по 12.10.2020 и, начиная с 13.10.2020, проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму задолженности по ключевым ставкам Центрального Банка России, действующим в соответствующие периоды, до даты фактического исполнения обязательств.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2021 иск удовлетворен.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 решение от 21.01.2021 изменено: с ответчика в пользу истца взыскано 177 993 руб. 23 коп. платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования, 413 руб. 37 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 23.09.2020 по 12.10.2020, проценты за пользование чужими денежными средствами с 13.10.2020 начисленные на сумму задолженности по ключевым ставкам Центрального Банка России, действующим в соответствующие периоды, до даты фактического исполнения обязательств. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Дорога, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Податель жалобы не согласен с выводами апелляционного суда о том, что прибытие грузов ранее установленных сроков доставки является основанием для освобождения ответчика от платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит жалобу отклонить.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии кассационной жалобы к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Дорогой (перевозчиком) и Обществом (владельцем) заключен договор от 20.01.2015 N 46/ 1 4/М на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Сала Октябрьской железной дороги.
Согласно пункту 7 договора (в редакции протокола разногласий от 09.06.2015), сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из железнодорожных выставочных путей: приемо-отправочные пути N N 3 4 5 6 7 станции Сала.
Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки выгрузки.
Вагоны должны быть убраны локомотивом владельца с железнодорожных выставочных путей в течение 2-х часов с момента получения от перевозчика уведомления о готовности к сдаче вагонов на железнодорожных выставочных путях. При задержке уборки вагонов с железнодорожных выставочных путей свыше 2-х часов перевозчик составляет акт общей формы ГУ-2 3 и взимает с владельца плату, предусмотренную статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), с момента их передачи на железнодорожных выставочных путях до момента их уборки с железнодорожных выставочных путей на железнодорожный путь необщего пользования.
В июле 2020 года на станцию Сала в адрес Общества были доставлены вагоны и переданы последнему по памяткам приемосдатчика на подачу и уборку вагонов N N 1445, 1454, 1452, 1459, 1513, 1525, 1529, 1536, 1540, 1542, 1544, 1548, 1558, 1546, 1574, 1577, 1584, 1604, 1610, 1626, 1633, 1637, 1638.
Доставленные вагоны были готовы для передачи на пути необщего пользования грузополучателя (Общества) но длительное время простаивали на железнодорожных выставочных путях станции в ожидании уборки локомотивом владельца.
Дорогой в соответствии с требованиями статьи 119 Устава, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС РФ) от 18.06.2003 N 45, и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 были составлены акты общей формы N N 2/923, 2/927, 2/925, 2/931, 2/932, 2/935, 2/951, 2/956, 2/959, 2/968, 2/970, 2/975, 2/974, 2/977, 2/985, 2/973, 2/991, 2/994, 2/997, 2/1008, 2/1015, 2/1018, 2/1022, 2/1027, 2/1036, 2/1033, 2/924, 2/929, 3 А56-101201/2020 2/928, 2/933, 2/934, 2/936, 2/954, 2/960, 2/965, 2/969, 2/971, 2/976, 2/978, 2/980, 2/986, 2/979, 2/992, 2/996, 2/1002, 2/1010, 2/1017, 2/1025, 2/1023, 2/1034, 2/1037, 2/1038, часть которых была подписаны представителем Общества с возражениями.
В данных актах были зафиксированы обстоятельства, вызвавшие составление актов общей формы с указанием причины, времени начала и окончания простоя вагонов на путях общего пользования.
За нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от ответчика, истец начислил Обществу плату в сумме 190 902 руб.
Направленная Дорогой в адрес Общества претензия оставлена Обществом без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Дороги в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, признав требования обоснованными по праву и размеру.
Апелляционный суд удовлетворил исковые требования частично.
Суд округа, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами, в частности Уставом и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно положениям части одиннадцатой статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой этой статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением (часть двенадцатая статьи 39 Устава).
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве (часть семнадцатая статьи 39 Устава).
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных данной статьей, оформляется акт общей формы (часть девятнадцатая статьи 39 Устава).
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты общей формы, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта задержки вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от Общества, в связи с чем признали исковые требования правомерными. Расчет платы за предоставление железнодорожных путей проверен судом первой инстанции, признан верным.
Пунктом 1 статьи 395 ГК РФ предусмотрено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет процентов проверен судом первой инстанции и признан правильным.
Апелляционный суд, удовлетворяя исковые требования частично, исходил из того обстоятельства, что отдельные акты общей формы были подписаны представителями Общества с возражениями по причине подачи Дорогой вагонов ранее оговоренных сроков.
Вместе с тем, апелляционным судом не учтено следующее.
Акты общей формы, в которых зафиксирован факт задержки вагонов по причинам, зависящим от владельца, подписан представителем Общества. При этом представленные Обществом разногласия не являются основанием для освобождения от внесения спорной суммы согласно статье 39 Устава.
Сроки доставки вагонов не влияют на обязанность владельца соблюдать технологические сроки. Кроме того, досрочная поставка перевозчиком вагонов не запрещена статьей 33 Устава.
Суд первой инстанции правильно применил указанные нормы материального права, его выводы соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами, с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции не было правовых оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 по делу N А56-101201/2020 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2021 по тому же делу оставить в силе.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Промышленная группа "Фосфорит", адрес: 188452, Ленинградская обл., Кингисеппский р-н, Промышленная зона, Фосфорит, ОГРН 1024701420127, ИНН 4707017905, в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги", адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, 3000 руб. судебных расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе.
Судья |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных данной статьей, оформляется акт общей формы (часть девятнадцатая статьи 39 Устава).
...
Пунктом 1 статьи 395 ГК РФ предусмотрено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
...
Акты общей формы, в которых зафиксирован факт задержки вагонов по причинам, зависящим от владельца, подписан представителем Общества. При этом представленные Обществом разногласия не являются основанием для освобождения от внесения спорной суммы согласно статье 39 Устава.
Сроки доставки вагонов не влияют на обязанность владельца соблюдать технологические сроки. Кроме того, досрочная поставка перевозчиком вагонов не запрещена статьей 33 Устава."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 августа 2021 г. N Ф07-9383/21 по делу N А56-101201/2020