17 августа 2021 г. |
Дело N А42-7569/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Боголюбовой Е.В.,
при участии от акционерного общества "Мурманский морской рыбный порт" Белянского Е.В. (доверенность от 17.12.2020),
рассмотрев 17.08.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Мурманский морской рыбный порт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 по делу N А42-7569/2020,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области", адрес: 183031, город Мурманск, улица Подстаницкого, дом 1, ОГРН 1135100000606, ИНН 5190996259 (далее - Фонд), обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском к акционерному обществу "Мурманский морской рыбный порт", адрес: 183038, город Мурманск, Траловая улица, дом 12, ОГРН 1065190013107, ИНН 5190146332 (далее - Порт), о взыскании 22 179 руб. 30 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.12.2014 по 31.06.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, адрес: 183038, город Мурманск, Пушкинская улица, дом 12, ОГРН 1105190003049, ИНН 5190915348 (далее - Росимущество), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, адрес: 109012, Москва, Никольский переулок, дом 9, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134 (далее - Агентство).
В соответствии со статьями 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 09.12.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Порт, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, суды удовлетворили иск необоснованно: Порт нельзя считать надлежащим ответчиком, поскольку акционерное общество, созданное в порядке приватизации, не является государственным предприятием и имущество не может быть закреплено за ним на праве хозяйственного ведения. Кроме того, податель жалобы приложил дополнительные документы и сообщил, что квартира N 16, расположенная в многоквартирном доме N 12 по Пушкинской улице в городе Мурманске, с 13.03.2014 принадлежит Каширской Елене Сергеевне; в результате перепланировки указанная квартира объединена с квартирой N 18 по этому же адресу и вновь образовавшаяся квартира N 18 также являлась собственностью Каширской Е.С.; с 19.03.2019 собственником квартиры N 18 стал Коваль Виталий Владимирович, а с 03.04.2019 - Нехороших Александр Андреевич.
Суд округа в силу ограничения положениями статьи 286 АПК РФ полномочий суда кассационной инстанции по исследованию и оценке доказательств не может приобщить и оценить представленные дополнительные документы и возвращает их, однако, поскольку эти документы поступили через систему электронной подачи документов "Мой арбитр", они фактически не возвращаются.
В судебном заседании представитель Порта поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Иные участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд создан Правительством Мурманской области на основании постановления Правительства Мурманской области от 30.07.2013 N 423-ПП "О создании некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" во исполнение требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законов Мурманской области от 09.11.2001 N 303-01-ЗМО "Об управлении государственной собственностью Мурманской области", от 24.06.2013 N 1629-01-ЗМО "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области" (далее - Закон N 1629-01-ЗМО) и от 24.06.2013 N 1630-01-ЗМО "О специализированной некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области".
В настоящем иске Фонд указал, что Порт не исполнил обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.12.2014 по 31.06.2020 по жилому помещению - квартире N 16 площадью 61,10 кв.м, расположенной в многоквартирном доме N 12 по Пушкинской улице в городе Мурманске.
Согласно имеющейся в материалах дела выписке из Единого государственного реестра недвижимого имущества и сделок с ним (далее - ЕГРН) о переходе прав на объект недвижимости Порт с 29.05.2003 владеет означенным помещением на праве хозяйственного ведения. Собственником помещения является Российская Федерация.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на граждан и организации возложена обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В пункте 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
На основании пункта 2 статьи 1 Закона N 1629-01-ЗМО обязанность по уплате взносов возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении семи календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен этот многоквартирный дом.
Региональная программа капитального ремонта утверждена постановлением Правительства Мурманской области от 31.03.2014 N 168-ПП, таким образом, обязанность платить взносы на капитальный ремонт возникла у собственников с 01.12.2014.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 1629-01-ЗМО взнос на капитальный ремонт вносится ежемесячно до двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Постановлением Правительства Мурманской области от 31.03.2014 N 169-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области" был утвержден размер минимального взноса для собственников помещений на капитальный ремонт многоквартирных домов, который составлял 1 руб. за 1 кв.м площади для деревянных многоквартирных домов не выше трех этажей и 3 руб. для прочих многоквартирных домов.
Постановлением Правительства Мурманской области от 30.11.2015 N 550-ПП утвержден размер минимального взноса для собственников помещений на капитальный ремонт многоквартирных домов, который составляет 2 руб. за 1 кв.м площади для деревянных многоквартирных домов не выше трех этажей и 6 руб. для прочих многоквартирных домов.
Постановлением Правительства Мурманской области от 12.10.2018 N 462-ПП на 2019-2021 годы сохранен размер минимального взноса в фонд капитального ремонта в размере, установленном в постановлении Правительства Мурманской области от 30.11.2015 N 550-ПП.
В силу статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, поэтому содержание общего имущества многоквартирного дома, помещения в котором переданы в хозяйственное ведение, относится к бремени правообладателя.
Суд первой инстанции оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, принял во внимание, что согласно сведениями из ЕГРН правообладателем спорного помещения является Порт и в отсутствие доказательств погашения задолженности удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции. Дополнительно исследовав обстоятельства приватизации, состоявшейся в 2006 году и в результате которой Порт был преобразован из федерального государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество, суд пришел к выводу, что из представленных в деле доказательств однозначно не следует, что квартира N 16 была включена в перечень имущества, подлежащего передаче в собственность муниципального образования город Мурманск.
Суд округа, изучив материалы дела и доводы жалобы, считает судебные акты подлежащими отмене ввиду следующего.
В пункте 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и приложении N 3 к указанному постановлению определено, что жилищный и нежилой фонд подлежат передаче в муниципальную собственность.
В соответствии со статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации; органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных решений в соответствии с передаточным актом; в случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Таким образом, спорный объект недвижимости отнесен законом к муниципальной собственности, и на органе местного самоуправления лежит обязанность по его принятию. Обязанность принять объект в муниципальную собственность возникает у муниципального образования в силу закона и на основании соответствующих решений федерального органа исполнительной власти.
Кроме того, согласно статье 294 ГК РФ и разъяснениям, содержащимся в пункте 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.1997 N 13 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", с момента приватизации Порта имущество не может быть закреплено за ним на праве хозяйственного ведения, поскольку акционерное общество, созданное в порядке приватизации, не является государственным предприятием.
По смыслу статьи 154 Закона N 122-ФЗ и пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации", право собственности на передаваемое имущество возникает с момента утверждения передаточного акта, а муниципальное образование, в собственность которого передано имущество, с даты возникновения права собственности в соответствии со статьей 210 ГК РФ несет бремя его содержания.
Несмотря на наличие в ЕГРН внесенных 29.05.2003 и 17.07.2002 сведений о Российской Федерации как о титульном собственнике спорного жилого помещения и о закреплении этого помещения за Портом на праве хозяйственного ведения, в данном споре судам следовало исходить из того, что спорное жилое помещение отнесено законом к муниципальной собственности.
При таком положении следует признать, что неправильное применение норм материального права судами двух инстанций привело к неправомерному удовлетворению иска к Порту.
Иных лиц в качестве соответчиков суд не привлекал.
При таком положении и в отсутствие необходимости устанавливать значимые для дела обстоятельства суд округа считает необходимым решение и постановление отменить и принять новый судебный акт - об отказе в иске.
На основании статьи 110 АПК РФ в связи с принятием настоящего постановления с Фонда в пользу Порта следует взыскать 6000 руб. государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 по делу N А42-7569/2020 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области", адрес: 183031, город Мурманск, улица Подстаницкого, дом 1, ОГРН 1135100000606, ИНН 5190996259, в пользу акционерного общества "Мурманский морской рыбный порт", адрес: 183038, город Мурманск, Траловая улица, дом 12, ОГРН 1065190013107, ИНН 5190146332, 6000 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине, уплаченной за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций.
Судья |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.