23 августа 2021 г. |
Дело N А42-5199/2020 |
Судья Арбитражного суда Северо-Западного округа Толкунов В.М.,
рассмотрев 23.08.2021 без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования города Мурманска на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу N А42-5199/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управление отходами" (в настоящее время в связи с переименованием - акционерное общество "Ситиматик"), адрес: 117447, Москва, Большая Черемушкинская ул., д. 13, стр. 4, эт. 2, пом. II, ком. 1, 3, 4, ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования города Мурманска адрес: 183006, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1025100849366, ИНН 5191601827 (далее - Комиссия), о признании незаконным и отмене постановления от 03.06.2020 по делу N 655/07-05 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 401-01-ЗМО), в виде штрафа в размере 10 000 руб. и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением суда первой инстанции от 23.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано, в части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении принято решение прекратить производство по настоящему делу.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.04.2021 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комиссия просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что Общество является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). Несвоевременный вывоз Обществом значительного объема скопившихся отходов привел к переполнению, загрязнению надлежаще обустроенной контейнерной площадки и прилегающей к ней территории, нарушает права граждан на комфортную и безопасную среду проживания.
На основании части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассматривается с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 27.04.2020 с 12 ч 09 мин до 12 ч 19 мин сотрудниками Управления Октябрьского административного округа администрации города Мурманска проведено обследование территории Октябрьского административного округа города Мурманска, в ходе которого выявлено значительное скопление крупногабаритных отходов (далее - КГО) (картонная тара, ковровые изделия, обрезки линолеума, фрагменты застывших строительных смесей, бой плитки и кирпича) на включенной в утвержденную схему размещения контейнерной площадке, расположенной у многоквартирного дома N 9 по Гвардейской ул.; часть мусора находилась за пределами площадки, в связи с чем была загрязнена прилегающая к контейнерной площадке территория, что является нарушением пунктов 10.2.7.1, 10.2.7.2, 10.2.7.5, 10.2.7.6, 10.2.7.12 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712 (далее - Правила N 40-712). Результаты осмотра отражены в акте N 2844 от 27.04.2020 и приложенных к нему фототаблице и видеозаписи.
Установив, что Общество является региональным оператором, осуществляющим деятельность по обращению с ТКО на территории Мурманской области (включая своевременный вывоз отходов с мест их накопления), должностное лицо Комиссии составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении от 20.05.2020 N 26-11-03/392, на основании которого вынесено постановление от 03.06.2020 по делу N 655/07-05 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции не согласился, признал постановление Комиссии незаконным и отменил, руководствуясь тем, что обязанность по обустройству, содержанию и уборке контейнерной площадки (мест (площадок) накопления ТКО) возложена на лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, а общие обязанности, предусмотренные Правилами N 40-712 (включая пункты 10.2.7.5, 10.2.7.12), помимо приведенных выше лиц, так же распространяются и на иных субъектов, в том числе на потребителей, лиц, осуществляющих складирование (размещение) отходов. Кроме того, отмечено, что вывод о наличии в действиях Общества вмененного административного правонарушения сделан Комиссией и судом первой инстанции на основании акта от 27.04.2020 N 2844, согласно которому осмотр осуществлен в понедельник 27.04.2020 с 12 ч 09 мин по 12 ч 19 мин. Согласно же графику к договору вывоз КГО должен был производиться во вторник, что соответствует пункту 2.14 Санитарно-эпидемиологических требований СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 N 20.
Между тем судом апелляционной инстанции в применении норм материального права не учтено следующее.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Закона N 401-01-ЗМО, положениями Правил N 40-712, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), с учетом надлежаще установленной виновности (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
Понятие контейнерной площадки дано в пункте 5.2.14.1 Правил N 40-712, согласно которому контейнерная площадка - это место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
В силу пункта 5.2.14.4 Правил N 40-712 контейнерные площадки совмещаются с площадками для складирования отдельных групп коммунальных отходов, в том числе для складирования КГО.
В свою очередь, КГО собираются и складируются в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования КГО, и вывозятся по заявкам потребителей либо организаций, обслуживающих жилищный фонд, находящийся на территории города Мурманска, либо самостоятельно потребителями (пункт 10.2.7.5 Правил N 40-712).
В силу пункта 3.7.15 Правил N 170 под КГО понимаются: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п., которые должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для КГО или обычным грузовым транспортом.
Согласно пункту 10.2.7.6 Правил N 40-712 отходы производства и потребления, в том числе ТКО, подлежат сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению (хранению или захоронению), условия и способы которых должны быть безопасными для населения и окружающей среды.
При этом пунктом 10.2.7.12 названных Правил запрещается в числе прочего переполнять контейнеры отходами производства и потребления, загрязнять территорию города отходами производства и потребления.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения и привлечения к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации.
Согласно примечанию к названной статье для целей данной статьи под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Апелляционным судом не учтено, что Обществу не вменялось нарушение периодичности вывоза ТКО согласно графику к договору.
Как следует из оспариваемого постановления Комиссии, событие правонарушения описано как значительное скопление КГО (картонная тара, ковровые изделия, отходы по составу соответствующие отходам от ремонтно-строительных работ: обрезки линолеума, фрагменты застывших строительных смесей, бой плитки и кирпича). Часть мусора выходит за пределы площадки, в результате чего захламлена прилегающая к контейнерной площадке территория. Большой объем КГО свидетельствует о несвоевременном их вывозе, длительном нахождении на территории контейнерной площадки, что прямо запрещено пунктом 10.2.7.12 Правил N 40-712. Вывоз КГО подразумевает их погрузку. Общество, осуществляя ежедневный вывоз твердых бытовых отходов, могло не раз убедиться в переполнении и засорении площадки КГО. Доказательств того, на спорной контейнерной площадке складирован мусор, образовавшийся в результате капитального ремонта зданий, не представлено.
Суд первой инстанции отметил, что наличие спорных отходов на обследуемой площадке в недопустимом значительном объеме наглядно подтверждают фотоматериалы. Общество не ссылалось на несоответствие нормативным требованиям контейнерной площадки, включенной в адресный перечень мест накопления ТКО на территории города Мурманска.
Неосуществление Обществом вывоза значительного объема скопившихся отходов привело к переполнению, загрязнению контейнерной площадки и прилегающей к ней территории, что нарушает права граждан на комфортную и безопасную среду проживания.
Суды не установили нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности, которая применена в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Исходя из изложенного решение суда первой инстанции от 23.12.2020 является правильным, в связи с чем у суда апелляционной инстанции не имелось правовых оснований для его отмены.
В настоящем случае судом апелляционной инстанции допущено существенное нарушение норм материального права, повлиявшее на исход дела и без устранения которого невозможны защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ). В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление апелляционного суда от 15.04.2021 подлежит отмене, а решение суда первой инстанции от 23.12.2020 - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 и частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу N А42-5199/2020 отменить.
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.12.2020 по настоящему делу оставить в силе.
Судья |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции не согласился, признал постановление Комиссии незаконным и отменил, руководствуясь тем, что обязанность по обустройству, содержанию и уборке контейнерной площадки (мест (площадок) накопления ТКО) возложена на лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, а общие обязанности, предусмотренные Правилами N 40-712 (включая пункты 10.2.7.5, 10.2.7.12), помимо приведенных выше лиц, так же распространяются и на иных субъектов, в том числе на потребителей, лиц, осуществляющих складирование (размещение) отходов. Кроме того, отмечено, что вывод о наличии в действиях Общества вмененного административного правонарушения сделан Комиссией и судом первой инстанции на основании акта от 27.04.2020 N 2844, согласно которому осмотр осуществлен в понедельник 27.04.2020 с 12 ч 09 мин по 12 ч 19 мин. Согласно же графику к договору вывоз КГО должен был производиться во вторник, что соответствует пункту 2.14 Санитарно-эпидемиологических требований СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 N 20.
...
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Закона N 401-01-ЗМО, положениями Правил N 40-712, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), с учетом надлежаще установленной виновности (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2021 г. N Ф07-10551/21 по делу N А42-5199/2020