25 августа 2021 г. |
Дело N А42-10363/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Журавлевой О.Р.,
рассмотрев 25.08.2021 без вызова сторон кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2021 по делу N А42-10363/2020,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области, адрес: 184530, Мурманская обл., г. Оленегорск, Строительная ул., д. 52, ОГРН 1025100675731, ИНН 5108900461 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Гарант +", адрес: 184530, Мурманская обл., г. Оленегорск, Строительная ул., д. 45, кв. 21, ОГРН 1175108000011, ИНН 5108003655 (далее - Общество), 101 318,68 руб. субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, предоставленной Обществу из бюджета муниципального образования город Оленегорск.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 17.02.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 17.02.2021 и постановление от 20.05.2021 и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
По мнению подателя жалобы, Общество не использовало субсидию в установленный срок до 01.11.2020, поэтому средства субсидии подлежат возврату в доход местного бюджета. Надлежащие доказательства своевременного использования субсидии ответчик не представил, платежное поручение от 26.10.2020 N 475 таким доказательством не является.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 09.07.2020 в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), постановлением Администрации города Оленегорска от 01.06.2020 N 469 между Комитетом и Обществом (получатель) заключено соглашение о предоставлении субсидии организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией N 10 (далее - Соглашение), в соответствии с которым Обществу из бюджета муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией (местного бюджета) предоставлены 101 318,66 руб. субсидии.
Согласно пункту 2.1 Соглашения субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Комитету, как получателю средств местного бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - код БК) на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения, в следующем размере: в 2020 году 101 318,66 руб. по КБК 904 0505 999К077130 813 242.09.
В соответствии с пунктом 3.3 Соглашения субсидия носит целевой характер и может быть использована исключительно на расходы, указанные в пункте 2 раздела 1 Порядка предоставления субсидии.
Пунктом 3.4 Соглашения стороны предусмотрели, что субсидия подлежит расходованию Получателем в течение срока действия настоящего Соглашения, но не позднее 1 ноября текущего финансового года. Остатки субсидии, не использованные на указанную дату, подлежат возврату в местный бюджет на лицевой счет Комитета не позднее 15 ноября текущего финансового года.
Согласно пункту 4.1.5 Соглашения в случае установления Комитетом или получения от органа муниципального финансового контроля информации о факте нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и настоящим Соглашением, в том числе указания в документах, представленных Получателем, недостоверных сведений, Комитет обязуется направлять Получателю требование об обеспечении возврата субсидии в местный бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
В соответствии с пунктом 4.3.5 Соглашения Получатель обязуется представлять в Комитет отчет о целевом использовании средств субсидии не позднее 2 (второго) рабочего дня месяца, следующего за отчетным, по форме согласно приложению к Порядку предоставления субсидии, с приложением документов (платежные документы, счета, счета-фактуры, товарные накладные, договоры поставок), подтверждающих расходы Получателя.
В силу пункта 4.3.8 Соглашения Получатель обязан возвращать неиспользованный до 1 ноября текущего года остаток субсидии в доход местного бюджета (на лицевой счет Комитета) в срок не позднее 15 ноября текущего финансового года.
Согласно пункту 7.2 Соглашения настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания лицами, имеющими право действовать от имени каждой из сторон, но не ранее доведения лимитов бюджетных обязательств, указанных в пункте 2.1 настоящего Соглашения, и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему Соглашению.
Платежным поручением от 04.08.2020 N 868463 Комитет перечислил Обществу 101 318,66 руб. субсидии.
Во исполнение условий Соглашения Обществом (Заказчик) 15.10.2020 заключен Договор поставки N П/10 (далее - Договор) с индивидуальным предпринимателем Дунаевой Ю.В. (далее - Поставщик), по условиям которого Поставщик обязался поставить дезинфицирующие средства, средства индивидуальной защиты (далее - товар) в соответствии с наименованием, характеристиками и в количестве согласно Спецификации (Приложение N 1 к Договору), а Заказчик обязался принять и оплатить поставленный товар в соответствии с условиями Договора. Поставщик гарантирует, что поставляемый товар принадлежит ему на праве собственности и свободен от прав третьих лиц (пункты 1.1 - 1.2 Договора).
В соответствии с пунктом 2.3 Договора Поставщик обязан поставить Заказчику товар по адресу: г. Оленегорск, ул. Строительная, д. 45, кв. 21, в порядке и в сроки, указанные в пункте 3.1 настоящего договора.
В рамках указанного Договора Поставщик 26.10.2020 поставил Обществу товар по товарной накладной N 20 на 101 320 руб.
Для оплаты товара Обществу выставлен счет от 26.10.2020 N 20.
В подтверждение расходования средств субсидии Обществом в Комитет сопроводительными письмами N 674 от 02.11.2020 (от 03.11.2020 вх. N 06-2575) и от 03.11.2020 N 675 (от 03.11.2020 вх. N 06-2576) направлены отчеты с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы на проведение дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке общего имущества многоквартирных домов.
В дальнейшем Общество представило исправленный отчет о целевом использовании средств субсидии (от 13.11.2020 вх. N 06-2672), платежное поручение от 26.10.2020 N 475 о перечислении Поставщику 262 040,10 руб., а также письмо с просьбой считать поступившую по указанному платежному поручению сумму оплатой по Договору.
Рассмотрев в ходе проведения внутреннего финансового контроля представленные в адрес Комитета отчеты и приложенные в обоснование расходования средств субсидии документы, муниципальное казенное учреждение "Центр бухгалтерского учета и отчетности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений города Оленегорска" (далее - Учреждение) установило, что в нарушение пункта 3.4 Соглашения расходование предоставленной Обществу субсидии произведено получателем 03.11.2020, вместо установленного Соглашением срока - не позднее 01.11.2020, о чем составлено извещение от 12.11.2020 N 01-275, направленное на рассмотрение в Комитет.
Установив в ходе изучения представленных Учреждением результатов проверки, Комитет направил в адрес Обществу требование от 17.11.2020 N 06-1603 о возвращении субсидии по реквизитам, указанным в Соглашении, в срок до 20.11.2020.
Считая неисполнение требования и претензии от 25.11.2020 N 06-1635 незаконным, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Комитету в удовлетворении иска.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных этой статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Предоставление Обществу средств субсидии на возмещение расходов на реализацию дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, осуществлялось Комитетом в соответствии с федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ) и порядком N 469, утвержденным Администрацией города Оленегорска 01.06.2020 (далее - Порядок N 469).
Согласно пункту 14 Порядка N 469 субсидия, предоставленная на финансовое обеспечение затрат получателя, подлежит расходованию получателем в течение срока действия соглашения о предоставлении субсидии, но не позднее 1 ноября текущего финансового года. Остатки субсидии, не использованные на указанную дату, подлежат возврату в местный бюджет на лицевой счет Комитета не позднее 15 ноября текущего финансового года.
Судами обеих инстанций установлено, что доказательств нецелевого использования средств субсидии, представления Обществом недостоверных сведений в ходе исполнения Соглашения, Комитетом в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Как следует из материалов дела, позиция Комитета основана на необходимости формального соблюдения условий Соглашения без учета конкретных обстоятельств реализации ответчиком дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, что не отвечает общим задачам и целям Закона N 209-ФЗ, а также Порядка N 469. При этом судами принято во внимание, что цели, определенные Соглашением, в рассматриваемом случае достигнуты.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Доводы подателя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2021 по делу N А42-10363/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области - без удовлетворения.
Судья |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предоставление Обществу средств субсидии на возмещение расходов на реализацию дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, осуществлялось Комитетом в соответствии с федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ) и порядком N 469, утвержденным Администрацией города Оленегорска 01.06.2020 (далее - Порядок N 469).
...
Как следует из материалов дела, позиция Комитета основана на необходимости формального соблюдения условий Соглашения без учета конкретных обстоятельств реализации ответчиком дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, что не отвечает общим задачам и целям Закона N 209-ФЗ, а также Порядка N 469. При этом судами принято во внимание, что цели, определенные Соглашением, в рассматриваемом случае достигнуты."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2021 г. N Ф07-12078/21 по делу N А42-10363/2020