24 августа 2021 г. |
Дело N А56-105793/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации Аненковой С.В. (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев 23.08.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2021 по делу N А56-105793/2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 105066, Москва, Спартаковская ул., д. 2Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция), о признании незаконным и отмене постановления от 29.10.2020 по делу об административном правонарушении N 1146/20 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 21.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.05.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить состоявшиеся судебные акты, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на наличие оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, поскольку нарушения устранены на момент рассмотрения дела в рамках текущего ремонта, штат работников незначителен, какие-либо негативные последствия отсутствуют. Учреждение считает назначенное наказание чрезмерным, налагающим излишнее финансовое обременение.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержала доводы кассационной жалобы.
В отзыве Инспекция возразила против доводов жалобы.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в ее отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Учреждение осуществляет управление многоквартирными домами по адресам: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Флотская ул., д. 4, лит. А; Флотская ул., д. 4, лит. Л (далее - МКД) на основании договора управления жилищным фондом от 29.09.2017 N 3-УЖФ/БФ-2 (далее - Договор), дополнительного соглашения N 10 к Договору и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 19.09.2017 N 78-000504.
Должностным лицом Инспекции 04.09.2020 на основании распоряжения от 30.06.2020 N 22-Р был проведен осмотр по вышеуказанным адресам, в ходе которого административным органом выявлены нарушения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), выразившиеся в ненадлежащем содержании общего имущества МКД, а именно:
по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Флотская ул., д. 4, лит. А:
- в нарушение пунктов 3.5.8, 3.7.1 Правил N 170 рядом с входной группой парадной N 1 допущено размещение мешков;
- в нарушение пунктов 3.2.2, 3.2.15 Правил N 170 на 1-м этаже парадной N 1 складированы плитка и ее фрагменты, унитаз, поддон, москитные сетки, на этажах вблизи квартир находятся пакеты с бытовыми отходами, мусором, бытовые вещи;
- в нарушение пунктов 3.3.1, 3.3.4, 4.6.1.1 Правил N 170 в чердачном помещении поверх минеральной ваты имеются участки разрушения цементной стяжки, обнаженной металлической арматуры, захламления бытовым мусором, складирование минеральной ваты и утеплителя;
- в нарушение пунктов 5.1.3, 5.2.22 Правил N 170 тепловая изоляция на участках трубопроводов централизованного отопления в чердачном помещении имеет нарушение целостности крепления;
- в нарушение пункта 4.7.1 Правил N 170 не обеспечено исправное состояние дверей, окон на дверной группе, на окне парадной N 4 отсутствуют ручки открывания;
по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Флотская ул., д. 4, лит. Л:
- в нарушение пункта 4.6.1.1 Правил N 170 не обеспечено исправное состояние системы водоотвода (деформирован участок водосточной трубы);
- в нарушение пункта 3.5.8 Правил N 170 допущено крепление к стене здания спутниковой антенны (разрешительная документация не представлена);
- в нарушение пунктов 3.2.2, 3.2.15 Правил N 170 на лестничной клетке N 4, этажах, вблизи квартир находятся пакеты с бытовыми отходами, мусором, бытовые вещи;
- в нарушение пункта 4.7.1 Правил N 170 не обеспечено исправное состояние дверей - на дворовой группе парадных N 2, 3 отсутствуют ручки открывания;
- в нарушение пунктов 5.1.3, 5.2.22 Правил N 170 тепловая изоляция на участках трубопроводов централизованного отопления в чердачном помещении имеет нарушение целостности крепления.
Указанные обстоятельства зафиксированы протоколом осмотра от 04.09.2020 N 07/100 с приложением материалов фотофиксации.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 20.10.2020 Инспекцией в отношении Учреждения протокола N 07/100 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Постановлением от 29.10.2020 по делу об административном правонарушении N 1146/20 Учреждение привлечено к административной ответственности согласно указанной квалификации в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Учреждение обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предъявляются следующие лицензионными требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения управляющими организациями.
Согласно пункту 3.2.2 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе, исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток.
В соответствии с пунктом 3.2.15 Правил N 170 использование лестничных клеток, а также площадок под первым маршем лестницы для размещения мастерских, кладовых и других целей не допускается.
В силу пункта 3.3.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечить температурно-влажностный режим чердачных помещений, препятствующий выпадению конденсата на поверхности ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам чердачного помещения.
Пунктом 3.3.4 Правил N 170 чердачные помещения не должны быть захламленными строительным мусором, домашними и прочими вещами и оборудованием.
Согласно пункту 3.5.8 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением, в том числе, крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств), установку кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе, исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; чистоту чердачных помещений и освещенность.
В силу пункта 4.7.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать, в том числе, исправное состояние окон, дверей и световых фонарей
Пунктом 5.1.3 Правил N 170 установлено, что для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности тепловой изоляции трубопроводов горячей воды, расположенных в подземных каналах, подвалах, чердаках, а также в санитарно-технических кабинах.
В силу пункта 5.2.22 Правил N 170 трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год.
Как усматривается из материалов дела, управление названными МКД осуществляется Учреждением.
Факт нарушения Учреждением вышеприведенных требований Правил N 170 установлен Инспекцией и судами, подтверждается материалами дела и Учреждением не опровергнут. Устранение части нарушений после их выявления Инспекцией не освобождает от административной ответственности. Вина Учреждения доказана (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, количество нарушений требований Правил N 170 и их характер, принимая во внимание, что совершенное Учреждением правонарушение посягает на охраняемые общественные отношения в жилищной сфере и нарушает права граждан на комфортное и безопасное проживание в многоквартирном доме, а также учитывая отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суды не нашли оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.
Инспекция назначила наказание в виде штрафа в размере 125 000 руб. с учетом частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ (в два раза меньше минимального размера санкции части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ), в связи с чем дальнейшее снижение штрафа невозможно.
В соответствии с пунктом 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2021 по делу N А56-105793/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт нарушения Учреждением вышеприведенных требований Правил N 170 установлен Инспекцией и судами, подтверждается материалами дела и Учреждением не опровергнут. Устранение части нарушений после их выявления Инспекцией не освобождает от административной ответственности. Вина Учреждения доказана (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, количество нарушений требований Правил N 170 и их характер, принимая во внимание, что совершенное Учреждением правонарушение посягает на охраняемые общественные отношения в жилищной сфере и нарушает права граждан на комфортное и безопасное проживание в многоквартирном доме, а также учитывая отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суды не нашли оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.
Инспекция назначила наказание в виде штрафа в размере 125 000 руб. с учетом частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ (в два раза меньше минимального размера санкции части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ), в связи с чем дальнейшее снижение штрафа невозможно."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 августа 2021 г. N Ф07-9656/21 по делу N А56-105793/2020