25 августа 2021 г. |
Дело N А26-4068/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Дмитриева В.В., Серовой В.К.,
рассмотрев 25.08.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Белова Сергея Николаевича на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 по делу N А26-4068/2020,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Белов Сергей Николаевич, ОГРНИП 304100729200126, обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс", адрес: 185034, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Онежской флотилии, д. 26, оф. 22, ОГРН 1141001044788, ИНН 1001291523 (далее - Общество), о признании недействительными с момента заключения договора от 22.07.2019 N 30-299 АСТ (далее - Договор) пунктов 15, 16 и 26 Договора, а также приложения к Договору "Информация по предмету договора - объем и место накопления твердых коммунальных отходов".
Решением суда первой инстанции от 14.01.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.03.2021, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Белов С.Н. ссылается на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем просит отменить означенные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы считает, что спорными положениями Договора определен неверный способ учета объемов твердых коммунальных отходов - расчетным путем исходя из нормативов накоплении твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), тогда как расчет следует производить исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления. Заявитель также ссылается на то, что муниципальная контейнерная площадка, определенная в Договоре как место накопления ТКО, оказалась расположенной в значительном отделении от места введения предпринимательской деятельности Беловым С.Н.
Жалоба рассмотрена кассационным судом без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 19.02.2018, заключенного с Министерством строительства, с 01.02.2018 является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Обществом (региональным оператором) и Беловым С.Н. (потребителем) заключен Договор, по условиям которого Общество обязалось принимать ТКО потребителя в объеме и в месте, которые определены в Договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 2 Договора предусмотрено, что объект ТКО, места накопления ТКО, а также информация в графическом виде о размещении места накопления ТКО и подъездных путях к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к Договору.
В приложении N 1 к Договору содержится информация об объеме и месте накопления ТКО: муниципальная контейнерная площадка на ул. Гагарина.
Согласно пункту 15 Договора учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 и приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 23.03.2018 N 81 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия" (далее - Правила N 505), расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО по указанной в пункте 15 Договора формуле.
Годовой объем накопления ТКО составляет 279,66 куб.м в год.
Белов С.Н., не согласившись с условиями предложенного Обществом Договора в части определения порядка учета ТКО и несоответствия определенного в приложении N 1 к Договору муниципальной контейнерной площадки фактическому месту расположения мастерской потребителя, обратился в арбитражный суд с иском о признании означенных условий Договора недействительными.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, согласился с редакцией спорных условий Договора, предложенной Обществом, в том числе о необходимости проведения сторонами расчетов в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема. Кроме того, суд указал, что Белов С.Н. не согласовывал с органами местного самоуправления создание площадки накопления ТКО по месту ведения своей фактической хозяйственной деятельности.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Поскольку в кассационной жалобе Белов С.Н. не оспаривает выводы судов в части отказа признать недействительным пункт 26 Договора, суд кассационной инстанции в силу полномочий, предусмотренных статьей 286 АПК РФ, проверяет законность судебных актов только в обжалуемой части - оспаривании пунктов 15, 16 Договора и приложения N 1 к Договору.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Спорный Договор заключен сторонами на условиях типового договора.
В силу пункта 2 типового договора объем твердых коммунальных отходов, места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к нему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1); в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО; нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (часть 2).
Согласно положениям статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, определенных Правительством Российской Федерации. Указанные случаи установлены Правилами N 505.
В пункте 6 Правил N 505 указано, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Руководствуясь статьей 431 ГК РФ применительно к пункту 15 Договора и принимая во внимание доводы сторон, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в условиях Договора региональный оператор фактически предложил потребителю вести учет объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
В частности, суд первой инстанции отметил, что расчет платы, приведенный региональным оператором в пункте 15 и приложении N 1 к проекту Договора, должен учитывать площадь помещений, среднегодовой норматив накопления ТКО и объем ТКО в месяц (по нормативу); количество и объем контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, в данном расчете не применяются.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
Пунктом 8(4) Правил N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из материалов дела, после получения Обществом в июле 2019 года заявки от Белова С.Н. на заключение Договора Общество подготовило и направило Белову С.Н. проект Договора.
В соответствии с пунктом 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Проект Договора был направлен Обществом в адрес Белова С.Н., однако данный проект последним не был подписан, мотивированный отказ от подписания проекта Общество не получило.
Согласно пункту 8 (12) Правил в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
В данном случае, как установили суды, получив проект договора, Белов С.Н. не воспользовался правом на заявление разногласий, протокол разногласий в адрес регионального оператора не направил.
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод судов о том, что Белов С.Н. принял условия Договора, в том числе условие о порядке расчета объема (массы) ТКО потребителя в редакции регионального оператора.
Приняв во внимание изложенное, суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к правильному выводу о том, что произведение сторонами Договора расчетов в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 - исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема - соответствует условиям Договора, волеизъявлению сторон и не противоречит действующему законодательству.
Позднее потребитель направил региональному оператору новую заявку, в которой предложил иной способ определения объема - исходя из количества и объема контейнеров для ТКО, в связи с чем сторонами было заключено дополнительное соглашение об изменении способа определения объема ТКО с 01.01.2020.
Суды также дали правомерную оценку требованию Белова С.Н. о признании недействительным приложения N 1 к Договору о месте накопления отходов. Потребитель указывал, что предусмотренная Договором муниципальная контейнерная площадка на ул. Гагарина в г. Сортавала не может быть использована им ввиду отдаленного расположения от фактического адреса мастерской Белова С.Н.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила N 1039).
В силу пункта 3 Правил N 1039 органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Из пунктов 12, 13 Правил N 1039 следует, что место (площадка) накопления ТКО являются определенными (созданными) с момента включения такого места в реестр мест (площадок) накопления ГКО.
В случае, если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования (пункт 21 Правил N 1039).
Суды установили, что в нарушение приведенных норм Белов С.Н. не представил доказательства, подтверждающие создание им площадки для накопления ТКО по адресу: Сортавала, ул. Бондарева, д. 43 (адрес мастерской), а также доказательства его обращения в орган местного самоуправления с заявкой о включении места накопления в реестр либо в территориальную схему обращения с ТКО. Такая контейнерная площадка в соответствующий реестр не внесена, что заявитель не оспаривает.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для признания приложения N 1 к Договору недействительным.
Доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судом первой инстанции и апелляционным судом фактических обстоятельств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в кассационном суде.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, поэтому кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Белова С.Н.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 по делу N А26-4068/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Белова Сергея Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 Правил N 1039 органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Из пунктов 12, 13 Правил N 1039 следует, что место (площадка) накопления ТКО являются определенными (созданными) с момента включения такого места в реестр мест (площадок) накопления ГКО.
В случае, если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования (пункт 21 Правил N 1039)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2021 г. N Ф07-8737/21 по делу N А26-4068/2020