26 августа 2021 г. |
Дело N А66-11561/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей, Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЮТЭК-Транс" представителя Чеботаревой И.А. (доверенность от 16.12.2019),
рассмотрев 19.08.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮТЭК-Транс" на решение Арбитражного суда Тверской области от 05.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021 по делу N А66-11561/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЮТЭК-Транс", адрес: 454108, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Игуменка, д. 7а, оф. 3, ОГРН 1077449013179, ИНН 7449073470 (далее - общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения Тверской таможни о классификации товара от 31.03.2020 N РКТ-10115000-20/000063 и обязании устранить допущенное нарушение прав путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в результате корректировки по декларации на товары N 10115070/170918/005942.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 28.09.2020 на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена Тверской таможни на ее правопреемника - Смоленскую таможню, адрес: 214032, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Лавочкина, д. 105, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 05.11.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов двух инстанций фактическим обстоятельствам дела, а также нарушение ими норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, суды двух инстанций не учли, что ввезенные обществом светильники не являются электрическим осветительным оборудованием подвесным или настенным, которое поименовано в товарной субпозиции 9405 10 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54; далее - ТН ВЭД). Правомерность классификации подобных светильников в товарной подсубпозиции 9405 40 ТН ВЭД подтверждается в числе прочего предварительными решениями о классификации встраиваемых светодиодных светильников, аналогичных товару, ввезенному заявителем. Также суды не приняли во внимание, что в настоящем случае результаты таможенного контроля не оформлены таможней надлежащим образом, до обращения в суд заявитель не располагал информацией о форме таможенного контроля, по результатам которого принято оспариваемое решение о классификации товара.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Таможни возражал против ее удовлетворения.
Смоленская таможня, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество, действуя в качестве таможенного представителя ООО "АРИСТА", подало на Тверской таможенный пост (центр электронного декларирования) подало электронную декларацию на товары (далее - ДТ) N 10115070/170918/0055942, задекларировав в том числе товар N 1 "светильник потолочный, монтируемый встраиваемым/накладным способом, в корпусе из железа и полистирола для внутреннего освещения административных помещений, предназначенный для использования со светодиодными лампами; представляет собой светодиодную панель размером 595 * 595 * 19 мм со следующими характеристиками: потребляемая мощность 36 Вт, на напряжение 220 В, частота сети 50/60 Гц; производитель: ATL BUSINESS (SHENZHEN) CO., LTD, завод: XINHUA ELECTRICAL CO.,LTD OF GUANGDONG, артикул: SPO-6-36-6K-P (L), модель: SPO-6:, количество: 32 000 шт".
В графе 33 ДТ декларант заявил код 9405 40 990 9 ТН ВЭД "- лампы электрические и осветительное оборудование, прочие: -- прочие: --- из прочих материалов: ---- прочие: ----- прочие", которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины - 10%.
По результатам таможенного контроля после выпуска товара таможня приняла решение от 31.03.2020 N РКТ-10115000-20/000063, которым товар классифицирован в товарной подсубпозиции 9405 10 980 7 ТН ВЭД как " - люстры и прочее электрическое осветительное оборудование, подвесное или настенное, кроме осветительного оборудования типа используемого для освещения открытых общественных мест или транспортных магистралей: -- из прочих материалов: --- прочие: ---- прочие: ----- прочие" (ставка ввозной таможенной пошлины - 12%).
Считая решение о классификации товара незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции признали, что таможенный орган правомерно отнес товар к товарной позиции 9405 10 ТН ВЭД, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены ТН ВЭД и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2(а), 2(б), 3(а), 3(б), 3(в), 4, 5, 6 ОПИ ТН ВЭД. Согласно правилу 6 ОПИ ТН ВЭД классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь ОПИ ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 ТК ЕАЭС решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела спор относительно классификации товара возник на уровне товарных субпозиций: 9405 10 ТН ВЭД, в которую в редакции на момент таможенного декларирования товара включались "люстры и прочее электрическое осветительное оборудование, подвесное или настенное, кроме осветительного оборудования типа используемого для освещения открытых общественных мест или транспортных магистралей", и 9405 40 ТН ВЭД, в которой классифицируются "лампы электрические и осветительное оборудование, прочие".
Суды правомерно исходили из правила 3(а) ОПИ ТН ВЭД, согласно которому в случае если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Проверяя возможность отнесения ввезенного обществом товара к товарной субпозиции 9405 10 ТН ВЭД, суды заключили, что способ крепления светильника не является определяющим признаком для классификации товара, так как в товарную субпозицию 9405 10 ТН ВЭД отнесены не только подвесные светильники, а люстры и прочее осветительное оборудование, в том числе имеющее иные способы крепления.
Приведенные в постановлении апелляционного суда в подтверждение данного вывода выдержки из Пояснений к ТН ВЭД касаются в целом товарной позиции 9405 ТН ВЭД, в отношении которой спор между сторонами отсутствуют, однако не обосновывают разграничение осветительного оборудования по отдельным субпозициям.
Иное обоснование спорного вывода судебные инстанции в обжалуемых судебных актах не привели.
Между тем, суды не учли, что в товарной субпозиции 9405 10 в редакции ТН ВЭД, действовавшей на дату подачи ДТ (17.09.2018), в качестве классификационных признаков прямо поименованы способы крепления осветительного оборудования: подвесное или настенное.
В дальнейшем Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.03.2020 N 37 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в связи с внесением изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств, а также в некоторые решения Высшего Евразийского экономического совета и Евразийской экономической комиссии" в ТН ВЭД внесены изменения, в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 которого слово "подвесное" заменено словом "потолочное".
Указанное Решение вступило в законную силу 05.06.2020, и, соответственно термин "потолочное" не может быть применен в настоящем деле в отношении спорного товара, ввезенного 17.09.2018. Соответственно, исходя из ранее действовавшей редакции ТН ВЭД при разрешении настоящего спора следует учитывать именно понятия "люстры", "подвесное" и "настенное".
В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 9405 ТН ВЭД лампы и осветительное оборудование данной группы могут состоять из любого материала (кроме материалов, перечисленных в примечании 1 к группе 71) и использовать любой источник света (свечи, масло, бензин, парафин (или керосин), газ, ацетилен, электричество и т.д.). Электрические лампы и осветительное оборудование данной товарной позиции могут быть оснащены держателями, выключателями, гибкими шнурами и штепселями, трансформаторами и т.д. или, как в случае с удлиненной арматурой для люминесцентных ламп, стартером или балластным сопротивлением.
В данную товарную позицию, в частности, включаются:
(1) Лампы и осветительное оборудование, обычно используемые для комнатного освещения, например: подвесные светильники, светильники в виде чаши, светильники, подвешиваемые под потолком, люстры, бра, торшеры, настольные лампы, прикроватные лампы, лампы для письменных столов, ночники, водонепроницаемые светильники.
(2) Светильники для уличного освещения, например: уличные фонари, светильники у подъездов и ворот, специальные прожекторы для общественных зданий, памятников, парков.
(3) Специальные светильники, например: лампы для темных комнат; лампы для оборудования (представленные отдельно); светильники для фотостудий; фонари для осмотра (кроме входящих в товарную позицию 8512); немигающие сигнальные фонари для аэродромов; витринные светильники; электрические гирлянды (включая гирлянды с лампочками разных форм для карнавала или развлекательных целей, либо для украшения новогодних елок).
(4) Лампы и осветительное оборудование для транспортных средств, входящих в группу 86, для летательных аппаратов или для судов, или лодок, например: прожекторы для подвижного состава; фонари локомотива или железнодорожного состава; прожекторы для летательных аппаратов; фонари для судов или лодок. Однако следует отметить, что герметичные лампы направленного света включаются в товарную позицию 8539.
(5) Портативные светильники (кроме входящих в товарную позицию 8513), например: фонари "молнии"; лампы для конюшен; ручные фонарики; рудничные лампы; светильники, используемые в открытых выработках.
(6) Канделябры, подсвечники, бра для свечей, например, для фортепиано.
Таким образом, в Пояснениях к ТН ВЭД, как и в примечаниях к разделу ХХ и группе 94 ТН ВЭД, используемые в субпозиции 9405 10 ТН ВЭД термины "люстры", "подвесное", "настенное осветительное оборудование" не раскрыты.
Соответственно, для их уяснения возможно использование определений, установленных действующими национальными стандартами, в частности, ГОСТ Р 55392-2012 "Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 N 2147-ст.
Согласно пункту 5.18 ГОСТ Р 55392-2012 подвесной осветительный прибор - осветительный прибор, который крепят к опорной поверхности или несущим элементам (тросу, кронштейну) снизу с помощью элементов подвеса высотой более 0,1 метра.
Потолочный осветительный прибор (Ндп. плафон) - осветительный прибор, который крепят к опорной поверхности (потолку, балке, ферме, навесу и т.п.) снизу непосредственно или с помощью элементов крепления (монтажного профиля) высотой не более 0,1 м (пункт 5.19 ГОСТ Р 55392-2012).
Встраиваемый осветительный прибор - осветительный прибор, который встраивают в нишу или проем опорной поверхности (потолка, стены, пола, грунта, дорожного покрытия) или в оборудование (пункт 5.19 ГОСТ Р 55392-2012).
В соответствии с пунктом 5.22 ГОСТ Р 55392-2012 настенный осветительный прибор (Ндп. бра) - осветительный прибор, который жестко крепят на вертикальной опорной поверхности (стене, колонне) непосредственно или с помощью элементов крепления (монтажного профиля).
К люстрам относятся подвесные декоративные светильники для жилых и общественных помещений, имеющие объемную структуру и состоящие, как правило, из большого количества источников света и светопреломляющих и светоотражающих элементов (пункт 6.18 ГОСТ Р 55392-2012).
Исходя из изложенного понятия "подвесной" и "потолочный" не являются идентичными, под люстрой в ГОСТ Р 55392-2012 понимается подвесной декоративный светильник, при этом встраиваемый светильник может быть предназначен для встраивания как в потолок, так и в стену.
С учетом приведенных определений следует признать, что в товарную субпозицию 9405 10 ТН ВЭД, в редакции на момент таможенного декларирования товара, включалось именно подвесное или настенное осветительное оборудование.
Суды установили, что ввезенный обществом товар описан в ДТ как "светильник потолочный, монтируемый встраиваемым/накладным способом, в корпусе из железа и полистирола для внутреннего освещения административных помещений, предназначен для использования со светодиодными лампами".
Согласно технической документации светодиодные эконом-светильники предназначены для освещения административных помещений, офисов, торговых залов, вестибюлей. Данное оборудование подходит как для монтажа в потолок "Армстронг", так и накладным способом на гипсокартонный или бетонный потолок без дополнительных креплений.
Таким образом, рассматриваемый товар является светодиодными светильниками, изготовленными из различных материалов (из металла, железа) и пластмассы (полистирола), которые монтируются как на потолок, так и в потолок.
Из материалов дела не следует, что ввезенные светильники являлись настенными, либо в комплект поставки входила система настенных креплений. Возможность крепления светильников на стену таможня и суды не установили, соответствующие доводы таможенным органом в ходе судебного разбирательства не приводились.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что таможней не представлены доказательства, подтверждающие, что ввезенные светильники могут быть отнесены к электрическому осветительному оборудованию, подвесному или настенному, товарной субпозиции 9405 10 ТН ВЭД, а выводы судов об обратном основаны на неправильном применении ТН ВЭД.
В свою очередь, общество классифицировало спорный товар в товарной субпозиции 9405 40 ТН ВЭД как "лампы электрические и осветительное оборудование, прочие".
Свойств и характеристик, исключающих классификацию светильников в данной субпозиции, таможня и суды не установили.
При этом, как видно из представленной обществом информации (том 1, лист дела 47), на официальном сайте ФТС России опубликованы предварительные классификационные решения, согласно которым аналогичные встраиваемые светильники отнесены к коду 9405 40 990 9 ТН ВЭД, в том числе к данному коду отнесен "светильник... предназначен для освещения административных помещений, офисов... используется в составе подвесных потолков... Установка светильника в подвесном потолке осуществляется путем укладки его на металлические направляющие каркаса потолка. Возможна установка накладным способом на гипсокартонный или бетонный потолок. Конструкция светильника: корпус из листовой стали с порошковой окраской белого цвета; плоский рассеиватель из светотехнического полистирола; в корпусе установлено 4 светодиодных панели по 28 светодиодов в каждой. Габаритные размеры: 595*595*19 мм. Питающее напряжение: 170-265 В. Потребляемая мощность 36 Вт".
Данное описание подтверждает сходство декларируемого товара с товаром, в отношении которого ФТС России принимались классификационные решения об отнесении к коду 9405 40 990 9 ТН ВЭД.
Таким образом, представленные заявителем документы подтверждают правомерность классификации при декларировании в 2018 году ввезенных светильников в товарной субпозиции 9405 40 ТН ВЭД.
С учетом изложенного и в отсутствие в деле доказательств возможности отнесения светильников к осветительному оборудованию подвесному или настенному товарной субпозиции 9405 10 ТН ВЭД (в редакции, действовавшей на момент таможенного декларирования спорного товара) у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем оспариваемое решение Тверской таможни от 31.03.2020 N РКТ-10115000-20/000063 подлежит признанию недействительным.
В соответствии с пунктом 33 Постановления N 49 в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Спор относительно размера уплаченных обществом в связи с изменением классификационного кода таможенных платежей между сторонами отсутствует, в связи с чем требование заявителя об обязании таможни осуществить возврат 190 813 руб. 99 коп. излишне уплаченных в результате корректировки таможенных платежей по ДТ N 10115070/170918/0055942 также подлежит удовлетворению.
Как разъяснено в абзаце четвертом пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, если установленные судами фактические обстоятельства соответствуют имеющимся в деле доказательствам и позволяют правильно применить нормы права, подлежащие применению.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанции установили все фактические обстоятельства дела (дополнительного исследования доказательств не требуется), но неверно применили нормы материального права, суд округа полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Излишне уплаченная обществом при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021 по делу N А66-11561/2020 отменить.
Признать недействительным решение Тверской таможни о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой Евразийского экономического союза от 31.03.2020 N РКТ-10115000-20/000063.
Обязать Смоленскую таможню устранить допущенное нарушение прав общества с ограниченной ответственностью "ЮТЭК-Транс" путем осуществления возврата заявителю 190 813 руб. 99 коп., излишне уплаченных в результате корректировки таможенных платежей по декларации на товары N 10115070/170918/0055942.
Взыскать со Смоленской таможни, адрес: 214032, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Лавочкина, д. 105, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713, в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЮТЭК-Транс", адрес: 454108, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Игуменка, д. 7а, оф. 3, ОГРН 1077449013179, ИНН 7449073470, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЮТЭК-Транс", адрес: 454108, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Игуменка, д. 7а, оф. 3, ОГРН 1077449013179, ИНН 7449073470, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе, излишне уплаченных по платежному поручению от 27.05.2021 N 433.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К люстрам относятся подвесные декоративные светильники для жилых и общественных помещений, имеющие объемную структуру и состоящие, как правило, из большого количества источников света и светопреломляющих и светоотражающих элементов (пункт 6.18 ГОСТ Р 55392-2012).
Исходя из изложенного понятия "подвесной" и "потолочный" не являются идентичными, под люстрой в ГОСТ Р 55392-2012 понимается подвесной декоративный светильник, при этом встраиваемый светильник может быть предназначен для встраивания как в потолок, так и в стену.
...
В соответствии с пунктом 33 Постановления N 49 в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 августа 2021 г. N Ф07-10706/21 по делу N А66-11561/2020