27 августа 2021 г. |
Дело N А05-13909/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Чуватиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лето" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по делу N А05-13909/2020,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Вилегодского муниципального округа, адрес: 165680, Архангельская обл., Вилегодский р-н, с. Ильинско-Подомское, ул. Советская, д. 32, ОГРН 1212900000048, ИНН 2909003316 (далее - администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лето", адрес: 165680, Архангельская обл., Вилегодский р-н, с. Ильинско-Подомское, Зелёная ул., д. 8, ОГРН 1142904001503, ИНН 2909003179 (далее - общество), о взыскании 1 973 500 руб. убытков.
Решением суда от 05.03.2021 с ответчика в пользу истца взыскано 1 536 614 руб. убытков, в остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 26.05.2021 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Податель жалобы ссылается на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, не соответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Податель жалобы указывает на то, что свалка как самостоятельный объект недвижимого имущества уже существовала, но право администрации на неё не было зарегистрировано, администрация не передавала обществу свалку в эксплуатацию как самостоятельный объект недвижимого имущества по договору аренды от 18.05.2015 N 124, суды не установили, какие объекты входили в состав свалки с кадастровым номером 29:03:035001:134 в период эксплуатации земельного участка обществом, какие из этих объектов были переданы обществу, а какие созданы непосредственно обществом в процессе эксплуатации объекта.
Податель жалобы ссылается на то, что решением суда по делу N 2-509/2018 на общество не возлагались обязательства по возведению объектов инфраструктуры свалки (полигона), полагает, что администрацией не доказано возникновение убытков по вине общества, ссылается на то, что администрацией были заключены договоры на строительство объектов инфраструктуры свалки (полигона), организация деятельности по захоронению твердых коммунальных отходов в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относится к компетенции субъектов Российской Федерации, считает, что выделение администрации денежных средств из областного бюджета в 2019 году в виде субсидии на обустройство объектов размещения коммунальных отходов, которые администрация потратила на возведение объектов инфраструктуры свалки (полигона), является не чем иным, как выполнением органами государственной власти своих полномочий.
Податель жалобы считает неверным выводы судов о том, что передача полигона в аренду ООО "Эжва" не исключает обязательство ответчика по возмещению убытков, полагает, что обязательства общества, связанные с использованием земельного участка, включая приведение его в соответствие с требованиями Санитарных правил "Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" СП 2.1.7.1038, введенных в действие постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 N 16, были прекращены заключением соглашения от 12.02.2020 о расторжении договора аренды земельного участка и подписанием акта возврата земельного участка.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 18.05.2015 N 124 аренды земельного участка с кадастровым номером 29:03:035001:132 площадью 11 381 кв. м из категории земель промышленности, расположенного на территории муниципального образования "Ильинское" Вилегодского района около д. Спирковская, для размещения объекта утилизации и захоронения твердых бытовых отходов на срок с 18.05.2015 по 18.05.2021.
В соответствии с договором на арендатора возложена обязанность не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории (пункт 4.4.9 договора).
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 02.06.2015.
На основании постановления главы муниципального образования "Вилегодский муниципальный район" от 16.04.2015 N 138-од в реестр муниципального имущества внесены сведения об объекте недвижимости - "свалка твердых бытовых отходов" площадью 11 381 кв. м, 1989 года создания. Объект поставлен на кадастровый учет 24.07.2015 с присвоением кадастрового номера 29:03:035001:134. Право собственности на указанное сооружение с кадастровым номером 29:03:035001:134 зарегистрировано за муниципальным образованием "Вилегодский муниципальный район" в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) 27.10.2015.
Согласно выпискам из ЕГРН свалка твердых бытовых отходов (далее - ТБО) с кадастровым номером 29:03:035001:134 находится в границах земельного участка с кадастровым номером 29:03:035001:132, оба объекта имеют одинаковую площадь (11 381 кв. м) и конфигурацию.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, арендованный земельный участок с момента заключения договора аренды земельного участка использовался обществом как полигон для складирования ТБО.
Приказом Росприроднадзора от 01.10.2018 N 398 в государственный реестр объектов размещения отходов включен объект под N 29-00051-3-00398-021018 "Полигон по обезвреживанию бытовых отходов для сельских поселений населением до 40 тыс. жителей" с назначением - захоронение отходов, ближайший населенный пункт - д. Спирковская, эксплуатирующая организация - общество.
В сентябре 2018 года помощником прокурора Вилегодского района произведен осмотр арендованного обществом земельного участка, в результате выявлены нарушения СП 2.1.7.1038-01, а именно: складирование ТБО осуществляется бессистемно; не разработана рабочая карта складирования ТБО; отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного земельного участка для устройства полигона ТБО; не осуществляется контроль за составом поступающих отходов; не проводится контроль за распределением отходов в работающей части полигона; полигон не обустроен котлованом с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотнения ТБО; отсутствуют контрольнодезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, бетонирование, асфальтирование, освещение, легкое ограждение, устроенное по периметру всей территории полигона; не устроена скважина по потоку грунтовых води ниже для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды и другие нарушения.
Вступившим в законную силу решением Вилегодского районного суда от 18.12.2018 по делу N 2-509/2018 на общество возложена обязанность привести земельный участок общей площадью 11 381 кв. м, предназначенный для размещения объекта утилизации и захоронения ТБО, по адресу: муниципальное образование "Ильинское", д. Спирковская, в соответствии с требованиями СП 2.1.7.1038-01, а именно: в срок до 31.12.2019 получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигона твердых бытовых отходов; в срок до 30.06.2019 обеспечить контроль за составом поступающих отходов, учет поступающих отходов, контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечить ремонт легкого ограждения, устроенного по периметру всей территории полигона, уплотнить на полигоне твердые бытовые отходы, произвести изоляцию грунтом уплотненного слоя твердых бытовых отходов, обеспечить контроль за фракционным, морфологическим и химическим составом отходов.
Определением Вилегодского районного суда Архангельской области от 17.07.2019 по делу N 2-509/2018 обществу была предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 18.12.2018 до 31.12.2019.
В установленный судом срок решение суда от 18.12.2018 общество не исполнило.
В связи с отсутствием у общества лицензии на утилизацию и размещению отходов, повлекшим невозможность заключения обществом договора с региональным оператором по обращению с твердых коммунальных отходов в Архангельской области и в связи с этим прекращением вывоза с 07.01.2020 твердых коммунальных отходов от многоквартирных домов, администрация приняла решение о расторжении договора аренды земельного участка с обществом. Соглашением сторон от 12.02.2020 договор аренды земельного участка расторгнут, участок возвращен администрации по акту от 13.02.2020.
27.04.2020 по результатам проведенного аукциона между администрацией и ООО "Эжва" заключен договор N 05-2020 аренды муниципального имущества - свалки ТБО с кадастровым номером 29:03:035001:134 общей площадью 11 381 кв. м, расположенной по адресу: 1 300 м на северо-восток от северного угла дома 1 д. Спирковская, муниципального образования "Ильинское" на 10 лет. В пункте 1.4 договора предусмотрена обязанность администрации передать объект в состоянии, позволяющем использовать его по назначению.
Ссылаясь на то, что общество в установленный решение суда срок не выполнило возложенные на него обязанности, в связи с чем администрация была вынуждена в апреле-мае 2020 года заключить договоры на выполнение работ по обустройству полигона ТБО, общая стоимость которых составляет 1 973 500 руб., администрация направила обществу претензию от 06.11.2020 с требованием возместить убытки в указанном размере, а затем обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что противоправными действиями общества администрации причинены убытки в размере 1 536 614 руб. и удовлетворили требования администрации в этой части, отказав в остальной части иска.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами правильно применены статьи 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации с учётом разъяснений, данных в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", и в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
На основании оценки установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств суды пришли к обоснованным выводам о том, что понесённые администрацией расходы по договорам находятся в причинной связи с противоправными действиями (бездействием) общества, установленными вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции. Суды обоснованно исходили из того, что общество использовало арендуемый земельный участок в качестве полигона ТБО с нарушением СП 2.1.7.1038-01, не исполнило возложенные на него решением суда обязанности по получению санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигона твердых бытовых отходов и проведению комплекса мероприятий для приведения полигона в соответствии с гигиеническими требованиями, установленным СП 2.1.7.1038-01, в связи с чем администрация вынуждена была самостоятельно заключить договоры на выполнение работ по благоустройству указанного земельного участка в целях приведения его в соответствие с требованиями СП 2.1.7.1038-01.
Суды обоснованно посчитали доказанным администрацией причинение ей убытков в результате противоправных действий (бездействия) общества на сумму 1 536 614 руб., выразившихся в понесённых администрацией затратах по оплате работ, выполненных на основании договора от 23.04.2020 N 1-СВ по устройству наружного освещения рабочих карт в целях выполнения требований пунктов 4.2, 4.5 Санитарных правил, договора от 23.04.2020 N 2-СВ по устройству дезинфицирующей ванны для ходовой части мусоровозов в целях выполнения требований пункта 4.3 Санитарных правил, договора от 24.04.2020 N 3-СВ по устройству железобетонного основания под весовой контроль в целях исполнения решения суда от 18.12.2018 по делу N 2-509/2018, которым на общество возложена обязанность обеспечить учет поступающих отходов, контракта от 18.05.2020 N 0030 по обустройству весового контроля на объекте размещения ТБО, договора от 24.04.2020 N 6-СВ в части, касающейся выполнения работ по устройству шлагбаума и ограждения.
Доводы подателя жалобы являлись предметом исследования при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены судами. Удовлетворяя требования истца в части, суды обеих инстанций обоснованно исходили из того, что понесённые в этой части истцом расходы связанны с противоправными действиями (бездействием) ответчика, допустившего нарушение условий договора аренды и не исполнившего обязанности, возложенные на него судебным актом. При этом суды правильно посчитали, что прекращение договора аренды земельного участка с обществом и заключение договора аренды свалки ТБО с другим лицом не является основанием для освобождения общества от обязанности возместить убытки, причинённые им в период действия договора. Иные доводы подателя жалобы также обоснованно не приняты судами. Суды обоснованно исходили из того, что источник получения администрацией денежных средств не влияет на обязанность общества возместить убытки, причинённые в результате его противоправных действий.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии совокупности оснований для удовлетворения требований администрацией о взыскании с общества убытков в размере 1 536 614 руб.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по делу N А05-13909/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лето" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании оценки установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств суды пришли к обоснованным выводам о том, что понесённые администрацией расходы по договорам находятся в причинной связи с противоправными действиями (бездействием) общества, установленными вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции. Суды обоснованно исходили из того, что общество использовало арендуемый земельный участок в качестве полигона ТБО с нарушением СП 2.1.7.1038-01, не исполнило возложенные на него решением суда обязанности по получению санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигона твердых бытовых отходов и проведению комплекса мероприятий для приведения полигона в соответствии с гигиеническими требованиями, установленным СП 2.1.7.1038-01, в связи с чем администрация вынуждена была самостоятельно заключить договоры на выполнение работ по благоустройству указанного земельного участка в целях приведения его в соответствие с требованиями СП 2.1.7.1038-01."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 августа 2021 г. N Ф07-10067/21 по делу N А05-13909/2020