30 августа 2021 г. |
Дело N А56-99574/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Родина Ю.А., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Евро-Керамика Печоры" представителя Хурм О.В. (доверенность от 02.11.2020), от Санкт-Петербургской таможни представителей Морозовой Э.А. (доверенность от 27.01.2021 N 09-15/01725), Тесля П.А. (доверенность от 04.02.2021 N 04-34/03604),
рассмотрев 26.08.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Евро-Керамика Печоры" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по делу N А56-99574/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Евро-Керамика Печоры", адрес: 181500, Псковская обл., г. Печоры, Заводская ул., д. 1, ОГРН 1136032000026, ИНН 6015006856 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Санкт-Петербургской таможни, адрес: 199034, Санкт-Петербург, 9-я Линия В.О., д. 10, корп. 2, лит. А, ОГРН 1037800003493, ИНН 7830001998 (далее - Таможня), от 28.09.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10210200/020620/0146110.
Решением суда от 09.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.05.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, перевозка товара от станции Суземка до станции Брянск-Льговский осуществлена по территории Российской Федерации и не относится к виду услуг, предоставляемых на территории сопредельного государства, стоимость которых необходимо включать в структуру таможенной стоимости, в связи с чем оспариваемое решение является незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня просила оставить обжалуемые решение и постановление без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества ходатайствовал об отложении рассмотрения кассационной жалобы для ознакомления с отзывом таможенного органа. Представители Таможни оставили вопрос о разрешении ходатайства на усмотрение суда.
Поскольку, исходя из определенных в статьях 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) полномочий кассационной инстанции, какие-либо ссылки в отзыве на обстоятельства, не установленные и не исследованные ранее судами первой и апелляционной инстанции, а, следовательно, и возражения Общества на них, не могут быть приняты судом округа во внимание, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отложения судебного заседания, в связи с чем ходатайство подателя жалобы оставлено без удовлетворения.
Представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Таможни возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на основании контракта от 30.04.2020 N 74/20/АКВ, заключенного с ООО "АКБ Украинское Каолиновое Общество" (Украина), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) на условиях поставки DAP Зерново (Эксп.) - Суземка (Эксп.) и задекларировало по ДТ N 10210200/020620/0146110 товар "каолин-сырец рыхленый, необогащенный, соответствует требованиям ТУ 08.1-33697003-001:2013...", код 2507 00 200 0 ТН ВЭД ЕАЭС, страна происхождения - Украина.
Таможенная стоимость ввезенного товара определена таможенным представителем и заявлена по методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами в сумме 267 405,01 руб. с включением в структуру таможенной стоимости расходы на перевозку товаров до станции Суземка.
В ходе проверки представленных при декларировании документов и сведений Таможня установила, что в структуру таможенной стоимости включена ненадлежащая сумма транспортных расходов по доставке товара до места прибытия на территорию ЕАЭС, а именно: не включена стоимость расходов по перевозке товара от станции Суземка до пункта пропуска Брянск-Льговский, где совершены таможенные операции. По результатам проверки составлен акт от 23.09.2020 N 10210000/211/23 0920/АО152.
С учетом изложенного таможенный орган принял решение 28.09.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10210200/020620/0146110, что повлекло увеличение причитающихся к уплате таможенных платежей на сумму 1 588,63 руб.
Считая решение Таможни от 28.09.2020 незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку признали правомерным включение в таможенную стоимость товара расходов по его транспортировке до пункта пропуска Брянск-Льговский.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пункту 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС.
В пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС определено, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС установлено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а если Евразийской экономической комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - до места, определенного Комиссией.
Как установили суды, внешнеторговый контракт от 30.04.2020 N 74/20/АКВ договор заключен на условиях поставки DAP - станция перехода Зерново - Суземка.
При определении места прибытия рассматриваемого товара на территорию Союза судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Местами прибытия в силу пункта 4 статьи 10 ТК ЕАЭС определены места перемещения товаров через таможенную границу Союза, через которые товары прибывают на таможенную территорию Союза.
Местами перемещения товаров через таможенную границу Союза являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств-членов (пункт 2 статьи 10 ТК ЕАЭС).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) ввоз в Российскую Федерацию товаров, прибывающих непосредственно с территорий государств, не являющихся государствами - членами Союза, и вывоз из Российской Федерации товаров, убывающих на территории таких государств, должны осуществляться в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, указанных в статье 10 Кодекса Союза, которыми являются пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска), во время работы таможенных органов.
Правительство Российской Федерации вправе определять пункты пропуска для прибытия отдельных категорий товаров в Российскую Федерацию либо убытия отдельных категорий товаров из Российской Федерации, а также устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации случаи, при которых товары могут прибывать в Российскую Федерацию и убывать из Российской Федерации в иных местах, не являющихся местами перемещения товаров в соответствии с Кодексом Союза, и порядок такого прибытия отдельных категорий товаров в Российскую Федерацию либо убытия отдельных категорий товаров из Российской Федерации (часть 2 статьи 11 Закона N 289-ФЗ).
В силу требований статьи 85 Закона N 289-ФЗ при прибытии товаров в Российскую Федерацию с территории государства, не являющегося членом Союза, совершаются таможенные операции, предусмотренные статьей 88 Кодекса Союза.
Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, на территорию Российской Федерации в течение четырех часов с момента постановки железнодорожного состава в зоне таможенного контроля в пункте пропуска, а в случае прибытия вне времени работы таможенного органа - в течение четырех часов с момента наступления времени начала работы таможенного органа (подпункт 3 пункта 3 статьи 85 Закона N 289-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 88 ТК ЕАЭС перевозчик или иные лица, указанные в статье 83 ТК ЕАЭС, в течение 3 часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии, если иной срок не установлен законодательством государств-членов о таможенном регулировании в отношении товаров, перевозимых водным, воздушным или железнодорожным транспортом, либо в отношении международных почтовых отправлений, обязаны совершить одну из таможенных операций, связанных с:
1) помещением товаров на временное хранение;
2) перевозкой (транспортировкой) товаров из мест прибытия до места временного хранения в порядке, устанавливаемом законодательством государств-членов о таможенном регулировании;
3) таможенным декларированием товаров;
4) помещением товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ;
5) вывозом товаров с таможенной территории Союза.
С учетом приведенных нормативных положений суды обоснованно заключили, что таможенное законодательство связывает понятие "место прибытия" с местом совершения таможенных операций в отношении ввезенного товара.
Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" пункты пропуска через Государственную границу устанавливаются международными договорами Российской Федерации или Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, согласованным с пограничными органами и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины от 08.02.1995 "О пунктах пропуска через государственную границу между Российской Федерацией и Украиной" определено, что станция Суземка является железнодорожным пунктом пропуска со стороны Российской Федерации.
Вместе с тем распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 2451-Р установлено, что на период обустройства пункта пропуска Суземка железнодорожным временным пунктом пропуска является Брянск-Орловский пассажирский и Брянск-Льговский грузовой.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.11.2017 N 2665-р в перечне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации поименованы Суземка - в качестве грузо-пассажирского, постоянного, многостороннего пункта пропуска, и Брянск-Льговский - в качестве грузового временного, многостороннего пункта пропуска.
Суды установили, что железнодорожный пункт пропуска Суземка оборудован по временной схеме; фактически на данном пункте таможенный контроль в отношении грузовых составов, следующих через государственную границу Российской Федерации не осуществляется в связи с низкой пропускной способностью станции Суземка и отсутствием необходимых условий для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля ввозимых и вывозимых товаров. Пограничный контроль осуществляется в виде наблюдения за проходящими грузовыми составами со специально оборудованной площадки.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле письмами Брянской таможни от 20.03.2020 N 12-13/09167, от 25.11.2020 N 13-13/37065.
Доставка спорной партии товара до пункта пропуска Брянск-Льговский подтверждается сведениями, содержащимися в графе 29 ДТ, согласно которым органом въезда является Фокинский таможенный пост Брянской таможни (код таможенного органа 10102150), расположенный в пункте пропуска Брянск-Льговский.
Из материалов дела также не следует, что какие-либо таможенные операции в отношении ввезенного товара осуществлялись на территории Российской Федерации ранее пункта пропуска Брянск-Льговский.
При таком положении следует признать, что местом прибытия товаров по ДТ N 10210200/020620/0146110 в понимании статьи 40 ТК ЕАЭС является пункт пропуска Брянск-Льговский, определенный в установленном порядке в качестве грузового временного, многостороннего пункта пропуска и являющийся местом совершения таможенных операций в отношении данного товара. Следовательно, расходы на перевозку ввозимых товаров до пункта пропуска Брянск-Льговский подлежали включению в таможенную стоимость, а доводы заявителя об обратном основаны на неверном толковании закона.
Между тем, согласно документам, представленным Обществом при таможенном декларировании, а также в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товаров, в таможенную стоимость товара включены расходы по его транспортировке только до пункта пропуска Суземка.
Учитывая изложенное, суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении требований о признании недействительным оспариваемого решения таможенного органа.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно и выводы судебных инстанций основаны на имеющихся в деле доказательствах, кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы.
Повторно заявленное Обществом ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы отклонено судом кассационной инстанции.
Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по делу N А56-99574/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Евро-Керамика Печоры" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Евро-Керамика Печоры", адрес: 181500, Псковская обл., г. Печоры, Заводская ул., д. 1, ОГРН 1136032000026, ИНН 6015006856, из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе, излишне уплаченной по платежному поручению от 21.06.2021 N 2930.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.