31 августа 2021 г. |
Дело N А56-60297/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Профит" Захаровой В.И. (доверенность от 25.01.2021), от федерального государственного бюджетного учреждения "Российский научный центр радиологии и хирургических технологий имени академика А.М. Гранова" Министерства здравоохранения Российской Федерации Малышева И.Г. (доверенность от 20.07.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профит" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2021 по делу N А56-60297/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Профит", адрес: 197229, Санкт-Петербург, Лахтинский пр., д. 2, корп. 1, лит. А, пом. 49, ОГРН 1177847206855, ИНН 7843008736 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Российский научный центр радиологии и хирургических технологий имени академика А.М. Гранова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, адрес: 197758, Санкт-Петербург, пос. Песочный, Ленинградская ул., д. 70, ОГРН 1027812404509, ИНН 7821007633 (далее - Учреждение), об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды от 03.05.2018 N 4А-18 на условиях представленного истцом проекта (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Российской Федерации, адрес: 127994, Москва, Рахмановский пер., д. 3/25, стр. 1, 2, 3, 4, ОГРН 1127746460896, ИНН 7707778246; Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, адрес: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - Управление Росимущества).
Решением от 12.02.2021 на Учреждение возложена обязанность заключить дополнительное соглашение к договору аренды от 03.05.2018 N 4А-18 на условиях, предусматривающих внесение истцом арендной платы за период с 01.04.2020 по 01.10.2020 в срок с 01.01.2021 по 01.01.2023 равными платежами, снижение размера арендной платы на 50 процентов от определенной договором на период с 01.04.2020 по 26.07.2020 в связи с невозможностью использования помещения по назначению из-за ограничений, введенных органами государственной власти с целью не допустить распространения коронавирусной инфекции COVID-19.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2021 данное решение отменено в части включения в дополнительное соглашение условия о снижении размера арендной платы на период с 01.04.2020 по 26.07.2020; в указанной части в иске отказано.
Общество в кассационной жалобе просит отменить постановление от 03.05.2021, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и оставить в силе решение от 12.02.2021. По мнению подателя жалобы, из материалов дела не следует, что истец оказывает услуги общественного питания в арендуемом помещении исключительно работникам Учреждения, в связи с чем ошибочен вывод апелляционного суда о нераспространении на Общество ограничений, введенных органами государственной власти с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции.
Управление Росимущества в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы суда апелляционной инстанции соответствующими имеющимся в деле доказательствам и нормам права. В отзыве содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу также возражает против ее удовлетворения, считая, что в спорный период (с 01.04.2020 по 26.07.2020) истец имел возможность оказывать услуги общественного питания в арендуемом помещении сотрудникам Учреждения и пациентам, а также посредством доставки заказов.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Учреждения против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом ходатайства Управления Росимущества не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 03.05.2018 N 4А-18 аренды находящегося в федеральной собственности объекта недвижимого имущества площадью 276,6 кв. м с кадастровым номером 78:380021360:3011, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пос. Песочный, Ленинградская ул., д. 70, лит. А, пом. 1Н (части помещения 39-54), для использования под размещение места общественного питания сроком по 02.04.2023 включительно.
Согласно пункту 5.1 договора ежемесячная арендная плата составляет 371 637 руб. 62 коп. (включая налог на добавленную стоимость 18 процентов).
В июне 2020 года стороны вступили в переписку по вопросу заключения дополнительного соглашения к договору аренды в части условий о порядке уплаты арендной платы.
Общество, не согласившись с предложенным Учреждением проектом дополнительного соглашения, 19.06.2020 направило проект дополнительного соглашения, предусматривающий предоставление отсрочки уплаты арендных платежей за период с 13.03.2020 по 01.10.2020, снижение арендной платы и полное освобождение от арендной платы в соответствующие периоды.
Поскольку стороны не достигли соглашения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, представив в ходе рассмотрения дела уточненный проект дополнительного соглашения.
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по общему правилу, изменение договора возможно по соглашению сторон (пункт 1). Согласно пункту 2 названной статьи по требованию одной стороны договор может быть изменен по решению суда в случаях, предусмотренных этим Кодексом, другими законами или договором.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) установлена обязанность арендодателя в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Закона N 98-ФЗ) (далее - Закон N 68-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 утверждены Требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества (далее - Требования).
Согласно пункту 1 Требований они применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы в 2020 году по договорам аренды недвижимого имущества, арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Как установлено пунктом 3 Требований, отсрочка предоставляется на срок до 01.10.2020, начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации. Условия отсрочки применяются к дополнительным соглашениям к договору аренды об отсрочке независимо от даты заключения такого соглашения (пункт 4 Требований).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Перечень). В указанный Перечень включена деятельность в сфере общественного питания (деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 на территории Санкт-Петербурга введен режим повышенной готовности.
Суды, проанализировав условия представленного истцом проекта дополнительного соглашения в части предоставления отсрочки по уплате арендной платы за период с 01.04.2020 по 01.10.2020, с учетом осуществляемого Обществом вида деятельности, пришли к выводу, что представленный Обществом проект дополнительного соглашения в этой части соответствует специальному законодательству, в связи с чем условия дополнительного соглашения об отсрочке уплаты арендной платы подлежат принятию в редакции истца.
Частью 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ арендаторам по договорам аренды недвижимого имущества предоставлено право потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи в невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Закона N 68-ФЗ решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Санкт-Петербурга, начиная с 28.03.2020, был установлен запрет на осуществление деятельности ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением обслуживания на вынос и доставки заказов на адрес. Указанный запрет действовал до 26.07.2020.
Суд первой инстанции, установив, что Общество в период с 01.04.2020 по 26.07.2020 не осуществляло деятельность в арендованном помещении и данный факт не оспаривался Учреждением, приняв во внимание установленный органом государственной власти Санкт-Петербурга запрет на осуществление деятельности с сфере общественного питания, пришел к выводу о наличии у Общества права на уменьшение арендной платы в указанный период и о включении в дополнительное соглашение условия о снижении арендной платы на период с 01.04.2020 по 26.07.2020 на 50 процентов, изложив подпункт "b" пункта 1 представленного истцом проекта дополнительного соглашения в соответствующей редакции.
Апелляционный суд, отменяя решение суда в указанной части, сослался на пункт 2.1.8 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 (в редакции постановления от 03.04.2020 N 182), согласно которому на территории Санкт-Петербурга была запрещена деятельность предприятий общественного питания, за исключением обслуживания на вынос без посещения помещений предприятий общественного питания, доставки заказов на дом, на предприятия (организации) и в номера гостиниц, однако указанный запрет не распространялся на оказание услуг общественного питания, осуществляемое в помещениях предприятий (организаций) исключительно в отношении работников соответствующих предприятий (организаций).
Между тем апелляционным судом не учтено следующее.
Как разъяснено в ответе на вопрос 5 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2 (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020), в соответствии с частью 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации. Арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила указанная невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении арендодателя к изменению договора аренды в части уменьшения арендной платы.
Таким образом, основанием для уменьшения арендной платы по требованию арендатора является невозможность использования в связи с принятыми ограничительными мерами помещения по назначению, которое изначально было согласовано в договоре; сохранение у арендатора возможности использовать имущество, но в меньшем объеме, чем до введения соответствующих ограничений, не лишает его права на уменьшение арендной платы.
В данном случае Учреждение не отрицало, что целью предоставления помещения в аренду по договору не являлось использование его для оказания услуг общественного питания исключительно в отношении сотрудников Учреждения. По мнению Учреждения, Общество после введения указанных выше запретов имело возможность осуществлять в арендуемом помещении деятельность в отношении сотрудников Учреждения, функционирование которого не прекращалось.
Однако поскольку после введения на территории Санкт-Петербурга режима повышенной готовности с установлением приведенных выше запретов возможность использования помещения хоть и сохранялась у Общества, но со значительными ограничениями по сравнению с условиями использования, предполагаемыми по договору, вывод апелляционного суда об отсутствии у Общества права на уменьшение арендной платы в спорный период следует признать ошибочным, а решение арбитражного суда первой инстанции в этой части - правильным.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, поскольку выводы этого суда основаны на ошибочном толковании правовой нормы и не соответствуют обстоятельствам спора, а решение суда первой инстанции должно быть оставлено в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2021 по делу N А56-60297/2020 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2021 по тому же делу оставить в силе.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Российский научный центр радиологии и хирургических технологий имени академика А.М. Гранова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, адрес: 197758, Санкт-Петербург, пос. Песочный, Ленинградская ул., д. 70, ОГРН 1027812404509, ИНН 7821007633, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Профит", адрес: 197229, Санкт-Петербург, Лахтинский пр., д. 2, корп. 1, лит. А, пом. 49, ОГРН 1177847206855, ИНН 7843008736, 3000 руб. судебных расходов по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в ответе на вопрос 5 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2 (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020), в соответствии с частью 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации. Арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила указанная невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении арендодателя к изменению договора аренды в части уменьшения арендной платы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 августа 2021 г. N Ф07-11113/21 по делу N А56-60297/2020