01 сентября 2021 г. |
Дело N А56-13339/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Старченковой В.В.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Мамаевой Ю.Н. (доверенность от 23.08.2021), от Жилищного комитета Санкт-Петербурга Козлова Д.М. (доверенность от 13.01.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 по делу N А56-13339/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Жилищному комитету Санкт-Петербурга, адрес: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Комитет), о взыскании 70 194 руб. 52 руб. убытков в виде разницы в тарифах на тепловую энергию, поставленную с января по май 2017 года, с октября по декабрь 2017 года по договору о снабжении тепловой энергией в горячей воде от 01.11.1998 N 384.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Жилищно-строительный кооператив N 1262 (далее - Кооператив).
Решением от 29.01.2021 в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 21.04.2021 решение от 29.01.2021 отменено, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов апелляционного суда обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 21.04.2021, решение от 29.01.2021 оставить в силе.
По мнению подателя жалобы, апелляционный суд не учел, что Комитетом произведены выплаты субсидий исходя из объемов, согласованных абонентом в части жилых помещений. В материалы дела не представлены доказательства, послужившие основанием для произведения перерасчета объемов тепловой энергии со стороны Предприятия.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
Кооператив извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд кассационной инстанции не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (энергоснабжающая организация) и Кооператив (абонент) заключили договор о снабжении тепловой энергией в горячей воде от 01.11.1998 N 384 (далее - Договор), по которому энергоснабжающая организация обязалась передавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию, а абонент - принимать и своевременно оплачивать принятую тепловую энергию.
Согласно Договору энергоснабжающая организация подает абоненту тепловую энергию по адресу: Санкт-Петербург, ул. Королева д. 31, корп. 1.
Во исполнение Договора с января по май 2017 года, с октября по декабрь 2017 года Предприятие поставило в многоквартирный дом, находящийся в управлении Кооператива, тепловую энергию на общую сумму 3 067 119 руб. 17 коп., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 2 217 200 руб. 59 коп., по разнице в тарифах - на сумму 849 918 руб. 58 коп.
Комитет и Предприятие (получатель субсидий) заключили соглашение о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов от 26.01.2018 N 1-1-ВВД, в соответствии с которым в 2018 году субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения выпадающих доходов, связанных с применением льготных и (или) регулируемых тарифов за тепловую энергию за периоды с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года и с января 2016 года по ноябрь 2017 года.
В письме от 18.12.2019 N 05-13/55656 Предприятие обратилось к Комитету с просьбой предоставить субсидии на возмещение выпадающих доходов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, приложив акты сверки объемов тепловой энергии, потребленной в спорный период. Претензия оставлена Комитетом без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что за спорный период Комитет не предоставил из бюджета Санкт-Петербурга субсидии на возмещение разницы в тарифах, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в иске.
Апелляционный суд отменил решение и иск удовлетворил, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Суд апелляционной инстанции установил, что во исполнение Договора в спорный период Предприятие поставило в многоквартирный жилой дом, находящийся в управлении Кооператива, тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Поскольку услугами теплоснабжения в данном случае обеспечивалось население многоквартирного дома, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы" истцу установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2016 N 249-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2017 год" установлены тарифы для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, на 2017 год.
Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2018 N 1012 "О порядке предоставления в 2019 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов" утвержден порядок предоставления субсидий за период с января 2017 по ноябрь 2018 года (далее - Порядок N 1012), согласно которому, разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
Согласно пункту 3.5 Порядка N 1012 объемы тепловой энергии, применяемые для расчета размера субсидий в соответствии с пунктом 3.4 названного Порядка, определяются на основании актов сверок.
В соответствии с пунктом 3.6 Порядка N 1012 предоставление субсидий осуществляется на основании ежемесячных отчетов получателей субсидий по форме, утверждаемой Комитетом. Формирование отчетов получателями субсидий осуществляется на основании данных, указанных в актах сверок с потребителями либо в судебных актах.
Как видно из материалов дела, Предприятие направило в адрес Комитета письмо-претензию от 18.12.2019 N 05-13/55656 о предоставлении субсидий с приложением актов сверки объемов потребленной тепловой энергии за периоды с января по май 2017 года, с октября по декабрь 2017 года. В претензии Предприятие пояснило, что акты сверки направлены в адрес Кооператива, однако не были им возвращены истцу, в связи с чем объем потребленной в спорный период тепловой энергии определен исходя из фактического объема тепловой энергии по данным Предприятия.
В обоснование объема поставленной тепловой энергии Предприятие представило расчеты, счета-фактуры (в том числе корректировочные), акты сверок.
Кооператив, участвуя в настоящем деле, возражений по объему ресурса, поставленного в спорный период, не представил.
Комитет контррасчет задолженности также не представил.
Апелляционный суд правомерно отклонил довод ответчика об отсутствии у Предприятия оснований для произведения перерасчета объемов потребленной тепловой энергии.
Апелляционный суд установил, что по заявлению Кооператива о перерасчете начислений по причине ошибочного включения в нежилые помещения жилых помещений произведено перераспределение объемов с нежилой части на жилую часть. Ответчик возместил межтарифную разницу по объемам, предъявленным до корректировки начислений.
На основании предоставленной абонентом корректной информации в отношении площади МКД сторонами подписаны дополнительные соглашения от 01.12.2018 N 3 и от 01.06.2019 N 4 к Договору, согласно которым скорректированы площади в соответствии с паспортом на МКД и согласованы новые характеристики к Договору на основании данных, предоставленных исполнителем коммунальных услуг.
С учетом изложенного, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что после представления Кооперативом сведений о площадях помещений в МКД по Договору, Предприятием правомерно скорректированы начисления и перераспределены объемы потребленной тепловой энергии с нежилой части на жилую часть многоквартирного дома.
Указанные обстоятельства подтверждаются корректировочными счетами-фактурами, представленными в материалы дела. Потребленная тепловая энергия оплачена Кооперативом в полном объеме, что подтверждается расчетом задолженности по Договору и свидетельствует о подтверждении объемов потребленной тепловой энергии.
Кооператив подписал без разногласий акты сверок объемов тепловой энергии, отпущенной для теплоснабжения в МКД, тепловая энергия оплачена в полном объеме.
С учетом изложенного, признав документально подтвержденными объемы теплопотребления Кооператива за спорный период, суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил иск, отменив решение суда первой инстанции.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 по делу N А56-13339/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2021 г. N Ф07-11583/21 по делу N А56-13339/2020