01 сентября 2021 г. |
Дело N А56-63628/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Старченковой В.В.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Мамаевой Ю.Н. (доверенность от 23.08.2021), от Жилищного комитета Санкт-Петербурга Козлова Д.М. (доверенность от 13.01.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021 по делу N А56-63628/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета адрес: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Комитет), о взыскании 330 403 руб. 19 коп. убытков в виде разницы в тарифах за тепловую энергию, поставленную в период с июня по сентябрь 2017 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены товарищество собственников жилья "Фомина 5-1" (далее - ТСЖ "Фомина 5-1"), товарищество собственников жилья "Фомина 5-2" (далее - ТСЖ "Фомина 5-2"), общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" (далее - Общество).
Решением от 14.02.2021, оставленным без изменения постановлением от 28.04.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 14.02.2021 и постановление от 28.04.2021, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, расчет объема тепловой энергии, поставленной в спорный период по договору от 01.11.2007 N 6065.039.1, Предприятие необоснованно произвело расчетным методом, а не на основании показаний узлов учета тепловой энергии, что не соответствует нормам жилищного законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (энергоснабжающая организация) и ТСЖ "Фомина 5-1" (абонент) заключили договор теплоснабжения от 01.10.2017 N 19342.036.1 (далее - Договор N 1), по которому энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию на точку поставки, а абонент - принимать и своевременно оплачивать принятую тепловую энергию.
Перечень объектов, снабжаемых тепловой энергией в горячей воде, содержится в приложении N 10 к Договору N 1.
Предприятие (энергоснабжающая организация) и ТСЖ "Фомина 5-2" (абонент) заключили договор теплоснабжения от 01.10.2017 N 19343.036.1 (далее - Договор N 2), согласно которому энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию на точку поставки, а абонент - принимать и своевременно оплачивать принятую тепловую энергию.
Перечень объектов, снабжаемых тепловой энергией в горячей воде, содержится в приложении N 10 к Договору N 1.
Предприятие (энергоснабжающая организация) и Общество (абонент) заключили договор теплоснабжения в горячей воде от 01.11.2007 N 6065.039.1 (далее - Договор N 3), по которому энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Тамбовская ул., д. 40, лит. А (далее - МКД), а абонент - принимать и своевременно оплачивать принятую тепловую энергию.
Во исполнение Договора N 1 в период с июня по сентябрь 2017 года Предприятие поставило в МКД, находящиеся в управлении ТСЖ "Фомина 5-1" тепловую энергию на общую сумму 479 994 руб. 31 коп., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 323 544 руб. 50 коп., по разнице в тарифах - на сумму 156 449 руб. 81 коп.
Во исполнение Договора N 2 в период с июня по сентябрь 2017 года Предприятие поставило в МКД, находящиеся в управлении ТСЖ "Фомина 5-2" тепловую энергию на общую сумму 528 856 руб. 61 коп., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 356 581 руб. 34 коп., по разнице в тарифах - на сумму 172 275 руб. 27 коп.
Во исполнение Договора N 3 в июне 2017 года Предприятие поставило в многоквартирный дом, находящийся в управлении Общества тепловую энергию на общую сумму 5210 руб. 65 коп., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 3532 руб. 54 коп., по разнице в тарифах - на сумму 1678 руб. 11 коп.
Общая сумма поставки тепловой энергии по разнице в тарифах составляет 330 403 руб. 19 коп.
Комитет и Предприятие (получатель субсидий) заключили договор о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов от 25.01.2019 N 1-ВВД (далее - Соглашение), согласно которому получателю субсидий из бюджета Санкт-Петербурга в 2019 году предоставляются субсидии в целях компенсации выпадающих доходов, связанных с применением льготных тарифов на тепловую энергию за период с декабря 2018 года по ноябрь 2019 года и с января 2017 года по ноябрь 2018 года.
Письмами от 19.09.2018 N 58-13/36645, от 19.09.2018 N 58-13/36647, от 09.06.2020 N 05-14/25299 Предприятие обратилось к Комитету с просьбой предоставить субсидии на возмещение выпадающих доходов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, приложив акты сверки и форму расчетов субсидий по разнице в тарифах. Претензии оставлены Комитетом без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что за спорный период Комитет не предоставил из бюджета Санкт-Петербурга в полном объеме субсидии на возмещение разницы в тарифах, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в спорный период во исполнение Договоров N 1, 2 и 3 Предприятие поставило в МКД, находящиеся в управлении третьих лиц тепловую энергию.
Поскольку услугами теплоснабжения в данном случае обеспечивалось население многоквартирных домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы" истцу установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2016 N 249-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2017 год" установлены тарифы для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, на 2017 год.
Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2016 N 1258 "О порядке предоставления в 2017 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов" утвержден порядок предоставления субсидий за период с января 2017 по ноябрь 2017 года (далее - Порядок N 1258), согласно которому, разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
Согласно пункту 3.6 Порядка N 1258 объемы тепловой энергии, применяемые для расчета размера субсидий в соответствии с пунктами 3.4 и 3.5 названного Порядка, определяются на основании актов сверок.
Предоставление субсидий осуществляется на основании ежемесячных отчетов получателей субсидий по форме, утверждаемой Комитетом. Формирование отчетов получателями субсидий осуществляется на основании данных, указанных в актах сверок с потребителями либо в судебных актах.
Как видно из материалов дела, Предприятие направило в адрес Комитета письма - претензии от 19.09.2018 N 58-13/36645, от 19.09.2018 N 58-13/36647 и от 09.06.2020 N 05-14/25299 о предоставлении субсидий с приложением актов сверки объемов потребленной тепловой энергии за период с июня по сентябрь 2017 года.
В претензиях от 19.09.2018 N 58-13/36645, от 19.09.2018 N 58-13/36647 Предприятие пояснило, что акты сверки направлены в адрес абонентов, однако не были ими возвращены истцу, в связи с чем объем потребленной в спорный период тепловой энергии определен исходя из фактического объема тепловой энергии по данным Предприятия.
В претензии от 09.06.2020 N 05-14/25299 Предприятие сослалось на то, что акты сверки подписаны Обществом с разногласиями, однако документов в обоснование своих возражений абонент не представил.
В обоснование объемов поставленной тепловой энергии Предприятие представило расчет, счета-фактуры, акты сверок, отчеты о теплопотреблении.
Третьи лица, участвуя в настоящем деле, возражений по объему ресурса, поставленного в спорный период, не представили, равно как и обоснований отказа от подписания актов сверки.
Возражая против иска, Комитет ссылался на неправомерное применение Предприятием расчетного способа при определении объема тепловой энергии, поставленной по Договору N 3. Из материалов дела следует, что спорный объем потреблен в ходе промывки внутренних систем теплопотребления в многоквартирном доме. С учетом конкретных обстоятельств дела суды признали правомерным определение этого объема расчетным путем и начисление при определении его стоимости субсидии.
Комитет контррасчет задолженности не представил, документально расчет истца не опроверг, доказательств, свидетельствующих о том, что расчет истца завышен также не представил.
Признав документально подтвержденными объемы теплопотребления абонентов за спорный период, суды двух инстанций обоснованно удовлетворили иск.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021 по делу N А56-63628/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2021 г. N Ф07-11421/21 по делу N А56-63628/2020