06 сентября 2021 г. |
Дело N А56-24647/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военный учебно-научный центр военно-морского флота "Военно-морская академия имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" Путинцева Э.А. (доверенность от 24.12.2020), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Сергеевой Н.М. (доверенность от 05.04.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 по делу N А56-24647/2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военный учебно-научный центр военно-морского флота "Военно-морская академия имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова", адрес: 197342, Санкт-Петербург, Ушаковская наб., д. 17/1, ОГРН 1027807581636, ИНН 7814003099 (далее - Академия), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400 (далее - Управление Росреестра), от 18.12.2019 N 78-0-1-65/3700/2019-10588/78/110/700/201310, 311 о возврате представленных документов; обязании произвести государственную регистрацию права хозяйственного ведения Академии в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Морская ул., д. 4 (адрес по техническому паспорту: г. Ломоносов, Морская ул., д. 2, корп. 2, лит. В).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение).
Решением от 25.12.2020 признано незаконным уведомление Управления Росреестра о возврате документов; на Управление Росреестра возложена обязанность рассмотреть представленный пакет документов.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 данное решение оставлено без изменения.
Управление Росреестра в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, из совокупности положений части 2 статьи 14, части 11 статьи 24, части 5 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) не следует, что для государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав в данном случае было достаточно представления декларации об объекте без представления технического плана.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Академии против удовлетворения жалобы возражал, считая выводы судов правильными.
Учреждение о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Академия обратилась в Управление Росреестра с заявлениями от 04.12.2019 о государственной регистрации права хозяйственного ведения в отношении здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Петродворцовый р-н, г. Ломоносов, Морская ул., д. 2, корп. 2, лит. В, приложив в числе прочих документов декларацию об объектах недвижимости, относящихся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов Федеральной службы безопасности.
Управление Росреестра уведомлением от 18.12.2019 сообщило заявителю о возвращении документов без рассмотрения на основании пункта 1 статьи 25 Закона о регистрации со ссылкой на пункт 7 части 2 статьи 14 данного Закона, поскольку с заявлением не представлен технический план, соответствующий установленным требованиям.
Академия, считая, что в данном случае основанием для государственной регистрации права является декларация об объекте и представления технического плана не требовалось, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
С 01.01.2017 отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом о регистрации.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 данного Закона (в редакции, действовавшей в период существования спорных правоотношений) одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.
В данном случае заявление с документами были возвращены ввиду непредставления заявителем технического плана объекта, права на который заявлены к регистрации, необходимого, по мнению регистрирующего органа, для проведения государственной регистрации.
Главой 11 Закона о регистрации, включающей статью 70, установлены некоторые заключительные и переходные положения в связи с вступлением с 01.01.2017 в силу Закона о регистрации.
Статьей 70 Закона о регистрации установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях. Согласно части 5 названной статьи (в редакции, указанной выше) в срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости, форма которой и требования к ее заполнению, а также состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Указанные особенности применяются к объектам, созданным до дня вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 (часть 6).
Форма декларации об указанных объектах, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.03.2016 N 157.
Суды, установив, что спорный объект обладает перечисленными в частях 5, 6 статьи 70 Закона о регистрации признаками, к заявлению Академии была приложена декларация, составленная по установленной форме, правомерно в соответствии с приведенными выше положениями Закона о регистрации пришли к выводу, что оснований для возвращения заявления Академии с документами у Управления Росреестра не имелось, и признали оспариваемое решение регистрирующего органа незаконным.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку в части 5 статьи 70 Закона о регистрации в редакции, действовавшей на дату представления Академией заявления с документами, технический план не был указан в качестве документа, являющегося основанием для осуществления государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав в отношении указанных в этой норме объектов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 по делу N А56-24647/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Форма декларации об указанных объектах, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.03.2016 N 157.
Суды, установив, что спорный объект обладает перечисленными в частях 5, 6 статьи 70 Закона о регистрации признаками, к заявлению Академии была приложена декларация, составленная по установленной форме, правомерно в соответствии с приведенными выше положениями Закона о регистрации пришли к выводу, что оснований для возвращения заявления Академии с документами у Управления Росреестра не имелось, и признали оспариваемое решение регистрирующего органа незаконным.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку в части 5 статьи 70 Закона о регистрации в редакции, действовавшей на дату представления Академией заявления с документами, технический план не был указан в качестве документа, являющегося основанием для осуществления государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав в отношении указанных в этой норме объектов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 сентября 2021 г. N Ф07-11753/21 по делу N А56-24647/2020