08 сентября 2021 г. |
Дело N А56-27287/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Бобарыкиной О.А. и Боглачевой Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Степан Разин Девелопмент" Шурупцева Д.А. (доверенность от 25.11.2020), от Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Глазачевой Е.А. (доверенность от 29.12.2020),
рассмотрев 08.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Степан Разин Девелопмент" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 по делу N А56-27287/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Степан Разин Девелопмент", адрес: 198035, Санкт-Петербург, ул. Степана Разина, д. 9, лит. А, ОГРН 1137847077719, ИНН 7805614870 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по энергетике и инженерному обеспечению, адрес: 191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит. А, пом. 2Н, каб. 6074, ОГРН 1037843011931, ИНН 7825363978 (далее - Комитет), о признании незаконным решения, изложенного в письме от 13.12.2019 N 01-16-23149/19-0-1, вынесенного по результатам рассмотрения уведомления Общества от 13.11.2019 N 402 о выводе из эксплуатации части тепловой сети отопления и горячего водоснабжения (трубопроводы воздушной прокладки Ду 100 и Ду 80), примыкающей к границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Стилес" (далее - общество "Стилес") по договору на отпуск тепловой энергии от 04.09.2013 N 2т-13 (далее - Договор), используемой в целях теплоснабжения многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Степана Разина д. 13 лит. А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество "Стилес", адрес: 190020, Санкт-Петербург, ул. Курляндская, д. 19, лит. А, оф. 1, ОГРН 1147847275124, ИНН 7839500328, общество с ограниченной ответственностью "Гранит", адрес: 198035, Санкт-Петербург, ул. Степана Разина, д. 11, лит. Б, ОГРН 1057811786450, ИНН 7805375573, и Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
Решением суда от 11.01.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.03.2021, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить. Податель жалобы полагает, что принятое Комитетом решение не соответствует Правилам вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 (далее - Правила N 889).
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Комитета с ними не согласился.
Остальные лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в собственности Общества находится котельная по адресу: Санкт-Петербург, ул. Степана Разина, д. 8а, лит. В. От котельной осуществляется теплоснабжение помещений Общества и многоквартирного жилого дома 13 лит. А по ул. Степана Разина, которым управляет общество "Стилес". Жилой дом отапливается и снабжается горячей водой посредством трубопроводов Ду 100 и Ду 80 воздушной прокладки на основании Договора, заключенного Обществом и обществом "Стилес".
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (приложение N 1 к Договору) граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между Обществом и потребителем находится на границе территории Общества и закрытого акционерного общества "Колтранс" (далее - общество "Колтранс").
Общество владеет участком трубопроводов от котельной до границы с обществом "Колтранс".
В соответствии со Схемой теплоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2033 года, утвержденной приказом Минэнерго России от 13.11.2019 N 1207, Общество имеет статус единой теплоснабжающей организации, обеспечивает в том числе тепловой энергией указанный выше многоквартирный жилой дом.
Общество обратилось в Комитет с уведомлением от 13.11.2019 N 402, в котором в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и пунктом 14 Правил N 889 просило согласовать вывод из эксплуатации части тепловой сети отопления и горячего водоснабжения (трубопроводы воздушной прокладки Ду 100 и Ду 80), примыкающей к границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по Договору с обществом "Стилес". В качестве причин вывода из эксплуатации указанного участка тепловой сети Общество указало на нехватку мощности котельной в связи с вводом в эксплуатацию отремонтированных корпусов, износ участка тепловой сети и коммерческую невыгодность его использования.
Решением, оформленным письмом от 13.12.2019 N 01-16-23149/19-0-1, Комитет отказал в выводе из эксплуатации части тепловой сети, указав, что порядок вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, установленный Правилами N 889, не предполагает возможности согласовывать вывод из эксплуатации части тепловой сети, а не всей тепловой сети; кроме того, причины вывода не соответствуют требованиям статей 523 и 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Полагая данное решение незаконным, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды не нашли оснований для удовлетворения заявления Общества.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительным ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Обязанность доказывания обстоятельств соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие ненормативного правового акта возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях (пункты 1, 5 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении).
Согласно части 1 статьи 21 Закона о теплоснабжении в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 21 Закона о теплоснабжении).
Порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей устанавливают Правила N 889.
Согласно подпункту "в" пункта 2 Правил N 889 под выводом из эксплуатации признается окончательная остановка работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил N 889 вывод из эксплуатации тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления и потребителями тепловой энергии. Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, не допускается без согласования с указанными потребителями.
Согласование вывода из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется на основании результатов рассмотрения уведомления о выводе из эксплуатации, направляемого в орган местного самоуправления собственником или иным законным владельцем указанных объектов (пункт 14 Правил N 889).
В силу пункта 16 Правил N 889 собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
К уведомлению о выводе из эксплуатации тепловых сетей, к которым в надлежащем порядке подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии, прилагаются письменные согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученные от всех потребителей тепловой энергии, указанных в уведомлении, в том числе потребителей в многоквартирных домах в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений (пункт 17).
На основании пункта 18 Правил N 889 орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.
В настоящем случае Комитет указал, что представленные Обществом причины вывода участка тепловой сети из эксплуатации не могут рассматриваться как основание для согласования такого вывода.
Судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, установили, что вывод участка тепловой сети из эксплуатации повлечет возникновение дефицита тепловой энергии для потребителей, обеспечение которых производится через тепловые сети заявителя. Многоквартирный жилой дом, подключенный к спорным сетям, не имеет иного источника теплоснабжения, схемой теплоснабжения не предусмотрено снабжение этого объекта от других источников. Осуществление действий по выводу тепловых сетей из эксплуатации может привести к ущемлению интересов потребителей, объекты которых имеют технологическое присоединение к вышеуказанным сетям.
Кроме того, как верно отметил апелляционный суд, документы, подтверждающие согласование заявителем своих действий по выводу тепловых сетей из эксплуатации с хозяйствующими субъектами (потребителями), присоединенными к ним, в материалах дела отсутствуют, а следовательно уведомление Общества от 13.11.2019 N 402 не соответствует требованиям пункта 17 Правил N 889.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявления.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 по делу N А56-27287/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Степан Разин Девелопмент" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.