07 сентября 2021 г. |
Дело N А56-58779/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Поповой А.О. (доверенность от 21.11.2019 N 489-19),
рассмотрев 01.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по делу N А56-58779/2020,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество, ПАО "Россети Ленэнерго"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС), от 29.06.2020 по делу N 078/04/9.21-198/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Моносова Славяна Юрьевна, ОГРНИП 319784700236552 (далее - Предприниматель).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы считает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения законодательства в сфере электроэнергетики, поскольку сведения, указанные Предпринимателем и закрытым акционерным обществом "Объединение Союз" (далее - ЗАО "Объединение Союз") в соглашении о перераспределении мощности, носили противоречивый характер и не позволяли ПАО "Россети Ленэнерго" согласовать опосредованное присоединение Предпринимателя в сроки, предусмотренные пунктом 40(9) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). Кроме того, Общество считает, что датой подачи уведомления об опосредованном присоединении следует считать не 19.12.2019, а 28.01.2020 с учетом письма от 28.01.2020 N ЭСКЛ/01-02/1452. Также заявитель считает, что суды ошибочно не применили положения статьи 2.9 и части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Моносова С.Ю. обратилась в Управление с жалобами от 16.12.2019, 26.12.2019 и 25.02.2020 на действия ПАО "Россети Ленэнерго", выразившиеся в нарушении установленного главой IV Правил N 861 порядка согласования ЗАО "Объединение Союз" и Предпринимателю опосредованного присоединения энергопринимающих устройств Предпринимателя (собственника здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Курская ул., д. 19, лит. А) к принадлежащим Обществу объектам электросетевого хозяйства, находящимся по адресу: Санкт-Петербург, Курская ул., д. 21, а также установленного названными Правилами порядка восстановления документов, подтверждающих максимальную выделенную мощность на объекты электросетевого хозяйства Общества.
В ходе рассмотрения обращений Предпринимателя Управление установило, что ПАО "Ленэнерго" нарушило сроки согласования опосредованного присоединения, установленные пунктом 40(9) Правил N 861, и предъявило необоснованное требование к одной из сторон опосредованного присоединения о предъявлении правоустанавливающих документов на энергопринимающие устройства (далее - ЭПУ) объекта, не предусмотренных пунктом 62 Правил N 861.
По факту выявленного нарушения УФАС составило в отношении ПАО "Россети Ленэнерго" протокол от 15.06.2020 N 05/17995/20 об административном правонарушении, а постановлением от 29.06.2020 по делу N 078/04/9.21-198/2020 признало Общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, назначив ему наказание в виде 600 000 руб. административного штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
При разрешении спора суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения и, не установив оснований для применения положений статьи 2.9 и части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ПАО "Россети Ленэнерго" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861.
Согласно пунктам 40(4 - 10) Правил N 861 владелец энергопринимающих устройств, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающие устройства иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий.
Стороны опосредованного присоединения направляют подписанное ими уведомление об опосредованном присоединении сетевой организации, содержащие следующие сведения о сторонах опосредованного присоединения, в том числе наименование и местонахождение энергопринимающих устройств сторон опосредованного присоединения.
К уведомлению об опосредованном присоединении прилагаются:
а) копия технических условий, выданных владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
б) копия заключенного соглашения.
В соответствии с пунктом 40(9) Правил N 861 сетевая организация осуществляет согласование опосредованного присоединения в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления об опосредованном присоединении и документов.
Как установлено судами, между Предпринимателем и ЗАО "Объединение Союз" 15.11.2019 заключено соглашение о перераспределении максимальной мощности в рамках опосредованного технологического присоединения (далее - Соглашение), в соответствии с которым ЗАО "Объединение Союз" дает согласие на присоединение к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств Предпринимателя с перераспределением в рамках опосредованного присоединения в установленном порядке максимальной мощности объекта ЗАО "Объединение Союз", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Курская ул., д. 21 (д. 21, лит. В), в количестве 23,53 кВт, а Предприниматель принимает эту мощность для электроснабжения объекта, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Курская ул., д. 19, лит. А.
ЗАО "Объединение Союз" направило Обществу уведомление об опосредованном присоединении от 20.11.2019, приложив следующие документы:
1) копию письма от 18.11.2019 для подтверждения ранее присоединенной мощности (копии технических условий и актов о технологическом присоединении; далее - АТП, выданных ранее ЗАО "Объединение Союз" на присоединенную мощность), а также копию договора электроснабжения с акционерным обществом "Петербургская сбытовая компания" от 01.01.2007 N 00843, являющегося новой редакцией договора электроснабжения от 01.01.2004 N 12171, ранее заключенного с ЗАО "Объединение Союз";
2) копию технических условий, выданных Предпринимателю,
3) копию Соглашения.
Письмом от 22.11.2019 N ЭСКЛ/16-01/25956 ПАО "Россети Ленэнерго" направило ЗАО "Объединение Союз" следующие замечания в части неисполнения требований Правил N 861 по предоставлению необходимой для согласования уведомления информации:
1) согласно представленному Соглашению объекты электросетевого хозяйства ЗАО "Объединение Союз" располагаются по адресу: Санкт-Петербург, Курская ул., д. 21, в то время как справка на мощность от 22.01.2004 N 34/24/Р-45 выдана ЗАО "Объединение Союз" в отношении ЭПУ объекта, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Курская ул., д. 21, лит. В, корп. 10, 19;
2) согласно пункту 3 Соглашения к обращению в сетевую организацию прилагаются копия АТП и заявка на технологическое присоединение Предпринимателя, которые не представлены;
3) заявка ЗАО "Объединение Союз" от 21.11.2019 N 19-51194 по вопросу составления (восстановления) АТП объекта ЗАО "Объединение Союз" находится на рассмотрении.
ПАО "Россети Ленэнерго" попросило ЗАО "Объединение Союз" представить заявку Предпринимателя и скорректировать Соглашение с учетом выявленных замечаний.
Стороны опосредованного присоединения 19.12.2019 представили Обществу уведомление о согласовании опосредованного присоединения, приложив копию справки на мощность от 22.01.2004 N 34/24/Р-45 (от 30.01.2004 N 12343), копию технических условий, выданных Предпринимателю, копию скорректированного Соглашения с указанием по требованию ПАО "Россети Ленэнерго" адреса объекта, мощность которого перераспределяется: Курская ул., д. 21 лит. В.
Таким образом, при наличии всех необходимых документов и данных о выделенной на объект ЗАО "Объединение Союз" мощности уведомление должно было быть согласовано Обществом не позднее 24.12.2019.
Однако ПАО "Россети Ленэнерго" согласовало опосредованное присоединение только 05.02.2020, что подтверждается соответствующим письмом от 05.02.2020 N КС/033-08/686.
Отклоняя доводы ПАО "Россети Ленэнерго" о том, что датой подачи уведомления об опосредованном присоединении следует считать 28.01.2020, суды обоснованно отметили, что по состоянию на 19.12.2019 Общество располагало всеми необходимыми документами, в том числе соглашением с указанием в нем адреса объекта, мощность которого перераспределяется, справкой N 34/24Р-45 СП на мощность, выделенную на объект по адресу: Курская ул., д. 21 лит. В, корп. 10, 16 (производство), а также письмом от 09.12.2019 и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 06.12.2019 в отношении объекта.
На момент выдачи ПАО "Россети Ленэнерго" согласования опосредованного присоединения (05.02.2020) Общество не располагало никакими новыми документами в дополнение к тем, которые имелись в его распоряжении по состоянию на 24.12.2019 (последний срок согласования опосредованного присоединения).
Следовательно, ПАО "Россети Ленэнерго" нарушило установленный пунктом 40(9) Правил N 861 срок согласования опосредованного присоединения.
Также судами обоснованно отмечено незаконное истребование Обществом у ЗАО "Объединение Союз" документов, не предусмотренных подпунктом "а" пункта 62 Правил N 861.
Так, письмом от 13.12.2019 N ЭКСКЛ/16-01/27750 ПАО "Россети Ленэнерго" в ответ на обращение ЗАО "Объединение Союз" от 09.12.2019 сообщило о том, что выписка из ЕГРН от 06.12.2019 в отношении энергопринимающих устройств объекта не подтверждает право собственности, поскольку указанный в ЕГРН объект (компрессорная, трансформаторная подстанция, корпуса N 10, 16) не является энергопринимающим устройством применительно к пункту 2 Правил N 861, и затребовало правоустанавливающие документы на ЭПУ объекта, в отношении которого была составлена справка.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 861 "точка присоединения к электрической сети" - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации; "энергопринимающие устройства потребителя" - находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.
В соответствии со статьей 3 Закона N 35-ФЗ объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В соответствии с пунктом 1.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 N 204 (далее - Правила N 204), под электрической сетью понимается совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории. Таким образом, электрическая сеть - широкое понятие, включающее в себя всю технологическую цепочку, задействованную в процессе передачи электрической энергии.
Трансформаторная подстанция - это электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений (пункт 4.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.06.2003 N 242; далее - Правила N 242).
Под распределительным устройством понимается электроустановка, служащая для приема и распределения электроэнергии и содержащая коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства защиты, автоматики, телемеханики, связи и измерений (пункт 4.2.4 Правил N 242).
Пунктом 1.1.3 Правил N 204 определено, что электроустановка - совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии.
Следовательно, совокупность оборудования вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены, право собственности на которые подтверждена, относится к энергопринимающему устройству объекта, на которое согласно справке была выделена мощность.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 861 законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств (далее - лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов, в том числе в случае восстановления утраченных документов о технологическом присоединении.
В силу подпункта "а" пункта 62 Правил N 861 к заявлению о переоформлении (восстановлении) документов прилагаются в том числе копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены объекты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства.
Сетевая организация для целей переоформления документов о технологическом присоединении не вправе требовать предоставления лицом, обратившимся с заявлением о переоформлении документов, сведений и документов, не предусмотренных Правилами N 861, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные названными Правилами (пункт 65 Правил N 861).
При таких обстоятельствах суды правомерно указали, что действия ПАО "Россети Ленэнерго", выразившиеся в нарушении пунктов 40(9) и 65 Правил N 861, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Признавая наличие вины заявителя в совершенном правонарушении, суды в соответствии с положениями статьи 2.1 КоАП РФ исходили из того, что Обществом не были приняты все необходимые меры для исполнения требований законодательства, при этом не представлено доказательств объективной невозможности соблюдения нарушенных правил и норм.
С учетом изложенного вывод судов о наличии в действиях ПАО "Россети Ленэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является обоснованным.
Судами также установлено, что процедура и срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.
Суды также оценили довод Общества о необходимости применения статьи 2.9 и части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и отклонили его ввиду отсутствия соответствующих оснований.
Назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по делу N А56-58779/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сетевая организация для целей переоформления документов о технологическом присоединении не вправе требовать предоставления лицом, обратившимся с заявлением о переоформлении документов, сведений и документов, не предусмотренных Правилами N 861, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные названными Правилами (пункт 65 Правил N 861).
При таких обстоятельствах суды правомерно указали, что действия ПАО "Россети Ленэнерго", выразившиеся в нарушении пунктов 40(9) и 65 Правил N 861, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Признавая наличие вины заявителя в совершенном правонарушении, суды в соответствии с положениями статьи 2.1 КоАП РФ исходили из того, что Обществом не были приняты все необходимые меры для исполнения требований законодательства, при этом не представлено доказательств объективной невозможности соблюдения нарушенных правил и норм.
С учетом изложенного вывод судов о наличии в действиях ПАО "Россети Ленэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является обоснованным.
...
Суды также оценили довод Общества о необходимости применения статьи 2.9 и части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и отклонили его ввиду отсутствия соответствующих оснований.
Назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 сентября 2021 г. N Ф07-8400/21 по делу N А56-58779/2020