08 сентября 2021 г. |
Дело N А66-14811/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., Родина Ю.А.,
при участии от акционерного общества "Медицинская акционерная страховая компания" Кондратова А.Е. (доверенность от 01.01.2021 N 11),
рассмотрев 08.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Медицинская акционерная страховая компания" на решение Арбитражного суда Тверской области от 14.01.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу N А66-14811/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Медицинская акционерная страховая компания", адрес: 115184, Москва, улица Малая Ордынка, дом 50, ОГРН 1027739099772, ИНН 7702030351 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области, адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Андрея Дементьева, дом 24, ОГРН 1026900535067, ИНН 6905003721 (далее - Фонд), от 14.09.2020 N 29 об устранении нарушений, выявленных в ходе внеплановой тематической проверки филиала Общества в г. Твери, проведенной с 27.08.2020 по 14.09.2020 за период с 01.10.2019 по 01.08.2020, и взыскании с Фонда уплаченной государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Решением от 14.01.2021 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.04.2021 решение от 14.01.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 14.01.2021 и постановление от 15.04.2021, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы полагает, что поскольку медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС) оплачиваются исключительно из целевых средств, выделяемых территориальным фондом ОМС (далее - ТФОМС), то просрочку оплаты услуг медицинских организаций следует считать возникшей по вине Фонда, который отказался выделить спорную сумму из ненормированного страхового запаса. Это обстоятельство, по мнению Общества, снимает с него обязанность по уплате пеней. Кроме того, податель жалобы указывает, что правовое основание для возврата остатка целевых средств и штрафов, полученных от медицинских организаций отсутствует, так как целевые средства направлены Обществом на оплату за оказанную по ОМС медицинскую помощь.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд, выражая несогласие с приведенные Обществом доводами, отмечает, что средства могли бы быть выделены только из нормированного страхового запаса территориального фонда, поскольку положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N323-ФЗ), законами Тверской области "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Тверской области медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 04.02.2019 N 1-ЗО (далее - Закон N 1-ЗО), "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 20.12.2018 N 72-ЗО (далее - Закон N 72-ЗО) и условиями заключенного сторонами договора не предусмотрено право страховой медицинской организации в одностороннем порядке учитывать полученные на текущий период целевые средств ОМС в счет погашения задолженности по оплате медицинской помощи, оказанной сверх выделенных объемов в прошедших периодах, в свою очередь из нормированного страхового запаса территориального фонда средства подлежат выдаче только в случаях, предусмотренных пунктом 7 порядка использования таких средств, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 27.03.2019 N 54 (далее - Порядок), приведенные Обществом обстоятельства не предусмотрены указанной нормой; способ, которым Общество погасило задолженность перед медицинскими организациями, является нецелевым расходованием выделенных средств.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по условиям договора от 09.01.2017 N 5 о финансовом обеспечении ОМС (далее - Договор) Фонд принял на себя обязательство по финансовому обеспечению деятельности Общества (страховой медицинской организации) в сфере ОМС, а Общество, в свою очередь, обязалось оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе ОМС, за счет целевых средств.
Фонд на основании приказа от 26.08.2020 N 205 провел с 27.08.2020 по 14.09.2020 в отношении филиала Общества в г. Твери внеплановую тематическую проверку за период с 01.10.2019 по 01.08.2020, по результатам которой составил акт от 14.09.2020, согласно которому сумма целевых средств, сформированных из штрафов в размере 146 002 руб. 25 коп., неправомерно направлена Обществом на оплату задолженности перед медицинскими организациями, образовавшейся в результате несвоевременной оплаты медицинской помощи, в связи с безакцептным списанием с него средств во исполнение решения Арбитражного суда Тверской области (дело N А66-18732/2018), а также в нарушение пункта 2.12 Договора в мае 2020 года Обществом не возвращено 261 694 руб. 75 коп. остатка целевых средств после окончательного расчета по договорам на оказание и оплату медицинской помощи за апрель 2020 года.
Общая сумма средств, подлежащая возврату в Фонд, составила 407 697 руб.
Поскольку в нарушение пункта 4.1 договоров на оказание и оплату медицинской помощи Общество осуществляло несвоевременную оплату медицинским организациям оказанной медицинской помощи, Фондом в соответствии с пунктом 18 Приложения N 3 к Договору "Перечень санкций за нарушение договорных обязательств" начислено Обществу 9 929 руб. 71 коп. пеней.
Фонт направил Обществу требование от 14.09.2020 N 29 о возврате течение 10 рабочих дней 407 697 руб. целевых средств, и перечислении в Фонд 9 929 руб. 71 коп. пеней, а также предложило усилить контроль за достоверностью информации, отраженной в актах сверки расчетов с Фондом.
Общество, посчитав указанное требование незаконным и необоснованным, оспорило его в судебном порядке.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что судебные инстанции обоснованно отказали в удовлетворении требований Общества.
Руководствуясь при рассмотрении дела статьями 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), нормами Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) и Закона N 323-ФЗ, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 19 Закона N 326-ФЗ права и обязанности страховых медицинских организаций определяются в соответствии с договорами, предусмотренными статьями 38 и 39 указанного Закона.
Судами учтено, что средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, а поэтому согласно статье 147 БК РФ расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Из материалов дела судами установлено, что решением Арбитражного суда Тверской области от 21.05.2019 по делу N А66-18732/2018 удовлетворены исковые требования о взыскании с Общества в пользу ООО "Север-Сервис" 407 697 руб. задолженности по оплате медицинской помощи, оказанной по программе ОМС в 2017 году, а также 12 000 руб. судебных издержек и 11 154 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Указанные денежные средства списаны с расчетного счета Общества в пользу ООО "Север-Сервис" на основании исполнительного листа по инкассовому поручению от 17.10.2019 N 92446, из которых 407 697 руб. составили целевые средства, выделенные Фондом на 2019 год.
Довод Общества о том, что взысканная судом задолженность, которая образовалась в связи с неоплатой оказанных ООО "Север-Сервис" медицинских услуг по программе ОМС за 2017 год, правомерно подлежала возмещению Фондом за счет целевых средств ОМС 2019 года, обоснованно признан судами несостоятельным.
Порядок выделения средств ОМС, размер и порядок их расходования определяется законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных фондов субъектов на конкретный год.
По итогам каждого года принимается закон об исполнении бюджета территориальных фондов за прошедший год.
На основании пункта 4 статьи 80 Закона N 323-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 N 1506 Законом N 1-ЗО утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Тверской области медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, размер средств ОМС на 2019 год установлен Законом N 72-ЗО.
Положениями приведенных законов и условиями заключенного сторонами договора не предусмотрено право страховой медицинской организации в одностороннем порядке учитывать полученные на текущий период целевые средств ОМС в счет погашения задолженности по оплате медицинской помощи, оказанной сверх выделенных объемов в прошедших периодах.
Согласно пункту 2.8.2 Договора Общество обязано формировать целевые средства на оплату медицинской помощи за счет средств, поступивших от медицинских организаций в результате применения к ним санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в сфере ОМС в соответствии со статьей 41 Закона N 326-ФЗ: 50 процентов соответствующих поступивших средств.
Пунктом 2.12 Договора на страховую медицинскую организацию возложена обязанность по возврату остатка целевых средств в территориальный фонд в течение 3 рабочих дней после завершения расчетов с медицинскими организациями за отчетный месяц; пунктом 2.14 предусмотрена обязанность предоставлять отчет об использования целевых средств одновременно с обращением за предоставлением целевых средств сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации из нормированного страхового запаса территориального фонда.
Таким образом, целевые средства, которые в спорной сумме выделены Фондом для оплаты Обществом предоставленной гражданам медицинской помощи в 2019 году, в соответствии с пунктом 2.12 Договора в образовавшемся остатке за отчетный период подлежали возврату Фонду в течение 3 рабочих дней после завершения расчетов с медицинскими организациями.
Приведенными нормами права и условиями Договора не предусмотрено право медицинской страховой организации в одностороннем порядке учитывать в счет полученных на текущий период средств обязательного медицинского страхования задолженность за предыдущие периоды.
Поскольку остаток целевых средств на сумму 407 697 руб., выделенных Фондом для оплаты предоставленной гражданам медицинской помощи в 2019 году, Обществом в нарушение положений действующего законодательства и пункта 2.12 Договора Фонду не возвращен, суды правомерно отказали в удовлетворении требований Общества.
С иском о взыскании с Фонда 407 697 руб., выплаченных на основании судебного решения медицинской организации за оказанные услуги в рамках территориальной программы ОМС за 2017 год, Общество не обращалось.
Также материалами дела подтверждена и сторонами не оспаривалась несвоевременность оплаты медицинским организациям медицинской помощи, расчет начисленных Фондом пеней за нарушение сроков оплаты медицинской помощи на сумму 9 929 руб. 71 коп. судами проверен и признан верным, контррасчет заявителем не представлен.
Доводы подателя жалобы о том, что причиной просрочки оплаты услуг медицинских организаций явился отказ Фонда в выдаче средств из ненормированного страхового запаса, что снимает с Общества обязанность по уплате пеней за такую просрочку, были предметом исследования судов и обоснованно ими отклонены.
В соответствии с пунктом 2.10 Договора страховая медицинская организация обязалась ежемесячно представлять в Фонд на бумажном носителе заверенные печатью и подписанные руководителем и/или в электронном виде, подписанные электронной цифровой подписью руководителя:
-заявку на получение целевых средств на авансирование оплаты медицинской помощи (далее - заявка на авансирование) в срок до 30-го числа месяца.
-заявку на получение целевых средств на оплату счетов за оказанную медицинскую помощь в объеме средств, необходимых для оплаты медицинской помощи за отчетный месяц, в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
В свою очередь, Фонд обязался направлять в страховую медицинскую организацию:
- в течение пяти рабочих дней со дня получения Заявки на авансирование - средства на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования в установленном размере;
- в течение трех рабочих дней со дня получения Заявки на получение целевых средств за отчетный месяц с учетом ранее направленных средств на авансирование оплаты медицинской помощи в размере суммы заявки, но не более суммы целевых средств, рассчитанной исходя из количества застрахованных лиц и дифференцированных подушевых нормативов (пункт 4.5 Договора).
Как установлено судами, согласно таблице "Расчеты ТФОМС Тверской области с филиалом АО "МАКС-М" в г. Твери по заявкам СМО", представленной в Акте проверки (стр. 4-6), Фонд своевременно осуществлял расчеты с заявителем в сроки, установленные Договором.
В нарушение пункта 4.1 договоров на оказание и оплату медицинской помощи Общество, в свою очередь, несвоевременно производило оплату медицинским организациям оказанной медицинской помощи, что и повлекло начисление ему пеней в соответствии с пунктом 18 Приложения N 3 к Договору "Перечень санкций за нарушение договорных обязательств" в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день возникновения нарушения, за каждый день сверх установленного срока.
Как правильно указали суды, отказ Фонда в перечислении средств из ненормированного страхового запаса не является основанием для неисполнения и ненадлежащего исполнения обязательств перед медицинскими организациями.
Доводы кассационной жалобы Общества выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права.
Исследование доказательственной стороны спора к компетенции суда округа не относится.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, с соблюдением норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает основании для удовлетворения кассационной жалобы Общества.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14.01.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу N А66-14811/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Медицинская акционерная страховая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 4 статьи 80 Закона N 323-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 N 1506 Законом N 1-ЗО утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Тверской области медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, размер средств ОМС на 2019 год установлен Законом N 72-ЗО.
...
Согласно пункту 2.8.2 Договора Общество обязано формировать целевые средства на оплату медицинской помощи за счет средств, поступивших от медицинских организаций в результате применения к ним санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в сфере ОМС в соответствии со статьей 41 Закона N 326-ФЗ: 50 процентов соответствующих поступивших средств.
...
В нарушение пункта 4.1 договоров на оказание и оплату медицинской помощи Общество, в свою очередь, несвоевременно производило оплату медицинским организациям оказанной медицинской помощи, что и повлекло начисление ему пеней в соответствии с пунктом 18 Приложения N 3 к Договору "Перечень санкций за нарушение договорных обязательств" в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день возникновения нарушения, за каждый день сверх установленного срока."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 сентября 2021 г. N Ф07-10991/21 по делу N А66-14811/2020