08 сентября 2021 г. |
Дело N А66-16341/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Кустова А.А. и Старченковой В.В.,
рассмотрев 08.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" на решение Арбитражного суда Тверской области от 11.01.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2021 по делу N А66-16341/2020,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение администрация муниципального образования городское поселение - поселок Козлово, адрес: 171274, Тверская обл., Конаковский р-н, пгт. Козлово, ул. Д.Обушева, д. 16, ОГРН 1056910026183, ИНН 6911023892 (далее - Администрация), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра", адрес: 119017, Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15, ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107 (далее - Компания), об обязании Компании переоформить акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в отношении объектов электросетевого хозяйства Администрации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "АтомЭнергоСбыт", адрес: 115432, г. Москва, Проектируемый проезд 4062, д. 6, стр. 25, ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075 (далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 11.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.05.2021, иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы указывает на отсутствие в заявке Администрации определенности в требованиях к Компании, на неприложение к заявке необходимого пакета документов, на неисследование судами вопроса о наличии у Администрации таких документов.
Также заявитель ссылается на то, что судами оставлена без надлежащей правовой оценки позиция ответчика о несоответствии письма Администрации от 25.03.2019 N 359 требованиям действующего законодательства, предъявляемым к направляемым в адрес сетевой организации заявкам о переоформлении документов, подтверждающих технологическое присоединение к электрическим сетям.
Как следует из кассационной жалобы, судами неправильно распределено бремя доказывания по настоящему делу.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
Администрация, Компания, Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация владеет на праве собственности частью объектов электросетевого хозяйства, которые участвуют в процессе обеспечения населения пгт. Козлово электрической энергией.
Объекты электросетевого хозяйства переданы на баланс Администрации в соответствии с Законом Тверской области от 11.12.2007 N 150-ЗО "О разграничении муниципального имущества между Конаковским районом Тверской области и входящими в его состав поселениями", а также в соответствии с передаточным актом муниципального имущества муниципального образования "Конаковский район" в муниципальную собственность муниципального образования Городское поселение поселок Козлово Конаковского района Тверской области от 09.01.2008.
Указанные объекты электросетевого хозяйства Администрации технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства Компании.
Заявкой от 25.03.2019 N 359 Администрация в порядке пункта 61 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), обратилась в адрес Компании с просьбой об оформлении (переоформлении) актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Вместе с тем, Компания документы о технологическом присоединении по заявлению не переоформила, претензию Администрации от 16.09.2019 N 1140 оставила без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций исковые требования удовлетворили, признав их обоснованными.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Пунктом 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ установлено, что в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Правила N 861 регламентируют процедуру и порядок присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также устанавливают требования к выдаче технических условий.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 59 Правил N 861 собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении, в том числе в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
На основании пункта 61 Правил N 861 лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, указывает документы о технологическом присоединении, которые необходимо переоформить, и их реквизиты (при наличии).
Пунктом 62 Правил N 861 установлен перечень документов, прикладываемых к заявлению о переоформлении документов.
Согласно пункту 69 Правил N 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 Правил N 861, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 Правил N 861), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении, указанные в заявлении о переоформлении документов, с учетом особенностей, установленных пунктом 61 названных Правил.
Из материалов дела следует, что Администрации переданы во владение объекты электросетевого хозяйства в соответствии с Законом Тверской области от 11.12.2007 N 150-ЗО, а также в соответствии с передаточным актом муниципального имущества муниципального образования "Конаковский район" в муниципальную собственность муниципального образования Городское поселение поселок Козлово Конаковского района Тверской области от 09.01.2008.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу, что Администрация на основании пунктов 58, 59 Правил N 861 вправе обратиться в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
При этом суды верно отметили, что уклонение Компании от исполнения предписанных Правилами N 861 норм нарушает права абонента и публичный правопорядок в сфере электроэнергетики. Нормы, обязывающие сетевую организацию выдать переоформленные документы абоненту, носят императивный характер и каких-либо исключений, освобождающих ответчика от этой обязанности, не содержат.
Кроме того, суды правомерно указали на то, что наличие акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон в силу пункта 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, является достаточным для подтверждения технологического присоединения в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств.
Вновь приведенный в кассационной жалобе довод о наличии замечаний к представленному пакету документов по заявке Администрации подлежит отклонению, поскольку Компания не представила в материалы дела доказательств направления в адрес Администрации каких-либо возражений по представленным им документам, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 66 Правил N 861. Из материалов дела следует, что заявка Администрации Компанией полностью проигнорирована.
Суды обоснованно отметили, что Администрация в отношениях с Компанией, как профессиональным участником рынка оказания услуг технологического присоединения, является слабой стороной, поэтому допущенные последней дефекты в оформлении поданной заявки, на которые указывает Компания, не могут являться основанием для уклонения ее от переоформления документов о технологическом присоединении ранее присоединенных энергопринимающих устройств, указанных в заявлении Администрации.
Компания не представила в материалы дела объективных доказательств невозможности выполнения заявки Администрации.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства и доводы, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о доказанности заявленных требований по праву, и правомерно удовлетворили исковые требования.
Доводы, приведенные Компанией в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 11.01.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2021 по делу N А66-16341/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что Администрации переданы во владение объекты электросетевого хозяйства в соответствии с Законом Тверской области от 11.12.2007 N 150-ЗО, а также в соответствии с передаточным актом муниципального имущества муниципального образования "Конаковский район" в муниципальную собственность муниципального образования Городское поселение поселок Козлово Конаковского района Тверской области от 09.01.2008.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу, что Администрация на основании пунктов 58, 59 Правил N 861 вправе обратиться в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
При этом суды верно отметили, что уклонение Компании от исполнения предписанных Правилами N 861 норм нарушает права абонента и публичный правопорядок в сфере электроэнергетики. Нормы, обязывающие сетевую организацию выдать переоформленные документы абоненту, носят императивный характер и каких-либо исключений, освобождающих ответчика от этой обязанности, не содержат.
Кроме того, суды правомерно указали на то, что наличие акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон в силу пункта 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, является достаточным для подтверждения технологического присоединения в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 сентября 2021 г. N Ф07-11632/21 по делу N А66-16341/2019
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11632/2021
05.05.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1633/2021
11.01.2021 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-16341/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-16341/19