10 сентября 2021 г. |
Дело N А05-7986/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 по делу N А05-7986/2020,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Город Архангельск", адрес: 163069, Архангельская обл., г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 5, ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе, адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, ОГРН 1092901006725, ИНН 2901194203 (далее - Управление Росимущества), о признании незаконным бездействия по непринятию решения о принятии в собственность Российской Федерации трех защитных сооружений гражданской обороны; обязании Управления Росимущества принять от муниципального образования и внести соответствующие записи о праве собственности Российской Федерации в реестр федерального имущества, составляющего казну Российской Федерации, в отношении следующих защитных сооружений гражданской обороны:
- N 18-30 общей площадью 43,2 кв. м, расположенного в нежилом помещении с кадастровым номером 29:22:040732:464 по адресу: г. Архангельск, наб. Северной Двины, д.114,
- N 36-30 общей площадью 233,5 кв. м, расположенного в нежилом помещении с кадастровым номером 29:22:040758:111 по адресу: г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 87,
- N 77-30 общей площадью 62,3 кв. м, расположенного в подземном сооружении с кадастровым номером 29:22:050519:459 по адресу: г. Архангельск, Троицкий пр., д. 37 (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области, адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Свободы, д. 27, ОГРН 1042900042822, ИНН 2901129780; Прокуратура города Архангельска, адрес: 163069, Архангельская обл., г. Архангельск, Садовая ул., д. 11 (далее - Прокуратура).
Решением от 23.11.2020 бездействие Управления Росимущества признано незаконным; на Управление Росимущества возложена обязанность совершить действия по принятию решения о передаче и приеме трех защитных сооружений гражданской обороны из казны муниципального образования "Город Архангельск" в казну Российской Федерации в месячный срок с даты вступления решения в законную силу.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 данное решение оставлено без изменения.
Управление Росимущества в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, суды не указали, какому закону противоречит оспариваемое бездействие Управления Росимущества, не применили законы, исходя из которых к компетенции Российской Федерации не отнесены полномочия в области гражданской обороны; в данном случае отсутствуют предусмотренные частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ основания для передачи в собственность Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности; в силу устава муниципального образования Администрация не вправе предъявлять иски, направленные на лишение муниципального образования права собственности на принадлежащее ему имущество, без одобрения такого решения городской Думой; суды не выяснили, когда спорные защитные сооружения были введены в эксплуатацию.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими имеющимся в деле доказательствам и нормам права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании решения малого Совета Архангельского областного совета народных депутатов от 30.09.92 N 164 в реестр муниципального имущества муниципального образования "Город Архангельск" 30.09.92 включены нежилые помещения, находящиеся в зданиях по адресам: наб. Северной Двины, д. 87, 114; Троицкий пр., д. 7.
На основании выписки из реестра муниципального имущества и постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 за муниципальным образованием "Город Архангельск" зарегистрировано право муниципальной собственности 29.06.2015 - на нежилое помещение площадью 43,2 кв. м с кадастровым номером 29:22:040732:464, 22.04.2008 - на нежилое помещение площадью 233,5 кв. м с кадастровым номером 29:22:040758:111, 29.10.2015 - на подземное сооружение площадью 62,3 кв. м с кадастровым номером 29:22:050519:459.
В указанных помещениях расположены защитные сооружения гражданской обороны, в отношении которых имеются паспорта убежища. Согласно данным паспортам убежища введены в эксплуатацию задолго до законодательного разграничения государственной собственности.
В связи с представлением Прокуратуры об устранении нарушений федерального законодательства Администрация обратилась к Управлению Росимущества с просьбой принять в собственность Российской Федерации указанные выше объекты, которые в установленном порядке не выбывали из состава федеральной собственности.
Администрация, ссылаясь на бездействие Управления Росимущества по решению вопроса о принятии в собственность Российской Федерации трех защитных сооружений гражданской обороны, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Как установлено судами, нежилые помещения, в которых расположены спорные объекты, переданы в муниципальную собственность на основании решения малого Совета Архангельского областного совета народных депутатов от 30.09.92 N 164 во исполнение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 как объекты, указанные в приложении 3 к названному постановлению, подлежащие в соответствии с пунктом 2 постановления передаче в муниципальную собственность.
Между тем защитные сооружения гражданской обороны как самостоятельная категория объектов государственной собственности не поименованы в приложениях 1-3 к названному выше постановлению, в связи с чем в силу пункта 3 этого постановления до момента определения соответствующего собственника относятся к федеральной собственности.
Поскольку спорные объекты как сооружения гражданской обороны в надлежащем порядке в муниципальную собственность не передавались, суды пришли к правильному выводу, что эти объекты не выбыли из федеральной собственности.
В таком случае судебные инстанции правомерно в соответствии со статьями 209, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации признали незаконным бездействие Управления Росимущества по непринятию спорных объектов в казну Российской Федерации и возложили на Управление Росимущества обязанность совершить соответствующие действия.
Доводы подателя жалобы подлежат отклонению, так как в данном случае требования Администрации связаны с передачей имущества не из одного уровня собственности в другой, а от лица, в собственность которого в надлежащем порядке имущество не передавалось, лицу, являющемуся собственником этих объектов в силу закона.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 по делу N А05-7986/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании выписки из реестра муниципального имущества и постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 за муниципальным образованием "Город Архангельск" зарегистрировано право муниципальной собственности 29.06.2015 - на нежилое помещение площадью 43,2 кв. м с кадастровым номером 29:22:040732:464, 22.04.2008 - на нежилое помещение площадью 233,5 кв. м с кадастровым номером 29:22:040758:111, 29.10.2015 - на подземное сооружение площадью 62,3 кв. м с кадастровым номером 29:22:050519:459.
...
Как установлено судами, нежилые помещения, в которых расположены спорные объекты, переданы в муниципальную собственность на основании решения малого Совета Архангельского областного совета народных депутатов от 30.09.92 N 164 во исполнение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 как объекты, указанные в приложении 3 к названному постановлению, подлежащие в соответствии с пунктом 2 постановления передаче в муниципальную собственность.
...
В таком случае судебные инстанции правомерно в соответствии со статьями 209, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации признали незаконным бездействие Управления Росимущества по непринятию спорных объектов в казну Российской Федерации и возложили на Управление Росимущества обязанность совершить соответствующие действия."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 сентября 2021 г. N Ф07-9517/21 по делу N А05-7986/2020