10 сентября 2021 г. |
Дело N А66-16738/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 06.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Птицефабрика Верхневолжская" на решение Арбитражного суда Тверской области от 03.02.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2021 по делу N А66-16738/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Птицефабрика Верхневолжская", адрес: 170554, Тверская обл., Калининский р-н, д. Рязаново, ОГРН 1026900511660, ИНН 6924002730 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области, адрес: 170008, г. Тверь, Озерная ул., д. 9, ОГРН 1086952003247, ИНН 6950076658 (далее - Управление), о признании незаконным и отмене постановления от 26.11.2020 N 02-22/1148 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 310 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 03.02.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.04.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворить заявленные требования, поскольку суды не учли, что обнаруженные в продукции Общества остатки никарбазина не превышают максимально допустимые уровни остатка указанного препарата; судами сделан ошибочный вывод о неприменении положений Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.09.2018 N 28 "О максимально допустимых уровнях остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ), которые могут содержаться в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, и методиках их определения" (далее - Решение N 28); вопреки мнению судов, пункт 3 статьи 13 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), не содержит абсолютный запрет на остаточное содержание лекарственных средств в непереработанной продукции животного происхождения. Указывает, что никарбазин вводится в рацион птицы в составе комбикорма, что не свидетельствует о нарушении ТР ТС 021/2011.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 17.02.2020 в рамках выполнения государственного задания на 2020 год и приказа Управления от 13.01.2020 N 19-ПР на продовольственном складе общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Калининская АЭС-СЕРВИС" по адресу: Тверская обл., г. Удомля, Восточная ул., проведен отбор проб продукции - полуфабрикат натуральный из мяса цыплят-бройлеров замороженный (голень с кожей), дата выработки 09.12.2019, изготовитель продукции - Общество.
При проведении лабораторных исследований в федеральном государственном бюджетном учреждении "Тверская межобластная ветеринарная лаборатория" (далее - ФГБУ "Тверская МВЛ"; протокол испытаний от 18.03.2020 N 377-69-ГУ2 ПГ) в пробе продукции выявлено несоответствие по показателю "Listeria monocytogenes" (при нормативе в "25 г не допускается" в "25 г обнаружена").
В рамках выполнения государственного задания на 2020 год и приказа Управления от 13.01.2020 N 17-ПР 20.02.2020 в магазине "Мираж" индивидуального предпринимателя Старцева Л.И. по адресу: Тверская обл., Конаковский р-н, д. Вахромеево, Центральная ул., д. 44, проведен отбор проб продукции - полуфабрикат натуральный из мяса цыплят-бройлеров замороженный (голень с кожей), дата выработки продукции 30.01.2020, изготовитель продукции - Общество.
При проведении лабораторных исследований в ФГБУ "Тверская МВЛ" (протокол испытаний от 25.03.2020 N 393-69-ГУ2 ПГ) в пробе продукции выявлено наличие кокцидиостатика (никарбазин) (при нормативе "не допускается" в "0,034 мг/кг").
В рамках выполнения государственного задания на 2020 год, плана государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов на территории Российской Федерации на 2020 год, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Служба) от 25.12.2019 N 1426, и приказа Службы от 13.01.2020 N 9-ПР 22.05.2020 в ООО "Атак" по адресу: г. Тверь, ул. Орджоникидзе, д. 51, проведен отбор проб продукции - полуфабрикат натуральный из мяса цыплят-бройлеров охлажденный (набор для бульона), дата выработки продукции 21.05.2020, изготовитель продукции - Общество.
При проведении лабораторных исследований в ФГБУ "Тверская МВЛ" (протокол испытаний от 03.06.2020 N 642-69-ГР2Д) в пробе продукции выявлено несоответствие по показателю "Listeria monocytogenes" (при нормативе в "25 г не допускается" в "25 г обнаружена").
В рамках выполнения государственного задания на 2020 год плана государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов на территории Российской Федерации на 2020 год, утвержденного приказом Службы от 25.12.2019 N 1426, и приказа Службы от 13.01.2020 N 9-ПР, 25.05.2020 в ООО "Атак" по адресу: г. Тверь, ул. Маршала Конева, д. 12, корп. 1, проведен отбор проб продукции - полуфабрикат натуральный из мяса цыплят-бройлеров охлажденный (голень с кожей), дата выработки продукции 22.05.2020, изготовитель продукции - Общество.
При проведении лабораторных исследований в ФГБУ "Тверская МВЛ" (протокол испытаний от 03.06.2020 N 645-69-ГР2Д) в пробе продукции выявлено несоответствие по показателю "Listeria monocytogenes" (при нормативе в "25 г не допускается" в "25 г обнаружена").
По факту нарушений Управлением составлен протокол от 03.11.2020 N 02-22/07-01 об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 26.11.2020 N 02-22/1148 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 310 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) под безопасностью пищевых продуктов понимается состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
В силу пункта 2 статьи 3 данного Закона не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов.
При реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов (пункт 1 статьи 20 Закона N 29-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
В статье 4 ТР ТС 021/2011 даны среди прочего следующие понятия:
непереработанная пищевая продукция животного происхождения - не прошедшие переработку (обработку) туши (тушки) продуктивных животных всех видов, их части (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сырое обезжиренное молоко, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукция, улов водных биологических ресурсов, продукция аквакультуры;
пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье.
В соответствии с частью 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
В пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных (часть 5 той же статьи).
Показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему Техническому регламенту (часть 2).
Согласно пункту 3 статьи 13 ТР ТС 021/2011 при получении непереработанного продовольственного (пищевого) сырья от продуктивных животных, которые подвергались воздействию ветеринарных лекарственных препаратов (натуральных и синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатических препаратов (стимуляторов роста животных), антимикробных и других ветеринарных лекарственных препаратов), должны быть соблюдены сроки выведения таких препаратов из организма животных, установленные инструкциями по применению ветеринарных лекарственных препаратов (с учетом максимально длительного срока в случае их совместного применения).
Статья 10 ТР ТС 021/2011 регламентирует обеспечение безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации. Согласно части 1 данной статьи изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно части 3 статьи 19 ТР ТС 021/2011 не допускается направлять на убой для использования на пищевые цели продуктивных животных, обработанных препаратами для защиты от насекомых, и (или) в отношении которых применялись лекарственные средства для ветеринарного применения, предназначенные для откорма, лечения, профилактики заболеваний, до истечения сроков ожидания их выведения из организма продуктивных животных. Перед убоем для использования на пищевые цели продуктивные животные подлежат предубойной выдержке.
После убоя туши продуктивных животных и другое непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения, полученное от их убоя, подлежат послеубойному осмотру и ветеринарно-санитарной экспертизе (часть 5 статьи 19 ТР ТС 021/2011).
Доводы Общества об отсутствии нарушения по наличию в продукте кокцидиостатика (никарбазина) со ссылкой на Решение N 28 рассмотрены судами двух инстанций и отклонены, поскольку находящаяся в обращении продукция должна соответствовать требованиям технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется (ТР ТС 021/2011). Как следует из абзаца 1 Решения N 28, указанный документ принят в соответствии с частью 3 статьи 13 ТР ТС 021/2011, поэтому не может ему противоречить. При этом Обществом не представлены в материалы дела доказательства фактического соблюдения требований к срокам выведения спорного препарата из организма животных согласно части 3 статьи 13 ТР ТС 021/2011.
Согласно представленной заявителем инструкции по применению препарата убой птицы на мясо разрешается не ранее, чем через 5 суток после окончания применения препарата. Мясо птицы, вынужденно убитой до истечения указанного срока, может быть использовано в корм пушным зверям.
Кроме того, указанный довод Общества не учитывает наличие нарушений и по другому показателю - "Listeria monocytogenes".
Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонены доводы Общества о нарушениях при отборе проб рассматриваемой продукции.
Протоколы отбора проб и протоколы испытаний являются надлежащими доказательствами по делу, содержат сведения о наименовании продукции, дате ее изготовления, сведения о должностном лице, производившем отбор проб, дате и времени отбора проб, таре и упаковке, номер сейф-пакета, условиях транспортировки, способах фиксации. В документах зафиксировано, что условия хранения и транспортировки были соблюдены, данных о нарушении целостности упаковки в указанных документах не содержится, температурный режим соблюден. Отобранные пробы были помещены в специализированный контейнер с вложенными в него хладагентами.
Необходимо отметить, что ранее в отношении продукции Общества неоднократно фиксировались нарушения по показателям никарбазина и "Listeria monocytogenes" (решения Арбитражного суда Тверской области от 25.09.2019 по делу N А66-9040/2019, от 16.10.2020 по делу N А66-12015/2020).
С учетом угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан указанное образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Виновность Общества установлена согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности судами не установлено. Назначенное наказание соответствует требованиям соразмерности, справедливости и индивидуализации. Исключительных оснований для снижения штрафа в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ судами не установлено.
Оценка судами доказательств по делу произведена с учетом требований статей 9, 65 - 71, 210 - 211 АПК РФ. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 03.02.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2021 по делу N А66-16738/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Птицефабрика Верхневолжская" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.