14 сентября 2021 г. |
Дело N А21-4483/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
рассмотрев 08.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Янтарьэнерго" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 по делу N А21-4483/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Янтарьэнерго", адрес: 236022, Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН 1023900764832, ИНН 3903007130 (далее - Общество, АО "Янтарьэнерго"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - Управление, УФАС), о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-295/2020 от 22.04.2020, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 09.09.2020 заявление АО "Янтарьэнерго" удовлетворено, оспариваемое постановление УФАС признано незаконным и отменено.
Апелляционный суд, установив наличие предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) безусловных оснований для отмены решения от 09.09.2020, в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Киселеву Нелли Григорьевну, являющуюся по смыслу статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшей.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе АО "Янтарьэнерго", ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение им обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить постановление от 29.04.2021. Податель жалобы считает, что у него имелись предусмотренные абзацем 12 пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), основания для аннулирования заявки Килесевой Н.Г., поскольку последней не были представлены документы, подтверждающие право собственности или иное предусмотренное законом основание на земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) присоединяемые объекты, что предусмотрено подпунктом "г" пункта 10 Правил N 861. В связи с этим, как считает Общество, в его действиях отсутствует событие вмененного правонарушения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Управление поступила жалоба Киселевой Н.Г. на действия (бездействие) АО "Янтарьэнерго", выразившиеся в нарушении срока направления проекта договора на технологическое присоединение, установленного Правилами N 861.
В ходе рассмотрения данной жалобы и проведения административного расследования Управление установило, что Киселева Н.Г. направила в адрес Общества заявку от 13.12.2019 N 6076 на технологическое присоединение в отношении объекта - здания склада по адресу: Калининград, ул. Горького, д. 301 (кадастровый номер 39:15:130802:23), с указанием максимальной мощности 149 кВт по 3-й категории надежности на напряжении 0,4 кВ, приложив в том числе правоустанавливающие документы на вышеуказанный объект капитального строительства, а именно выписку из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
По результатам рассмотрения заявки АО "Янтарьэнерго" письмом от 13.12.2019 N ЯЭ/5/7832 уведомило Киселеву Н.Г. о необходимости представления дополнительных документов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 10 Правил N 861, а именно правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости.
Впоследствии ввиду истечения срока, установленного пунктом 15 Правил N 861, заявка Киселевой Н.Г. была аннулирована, о чем Общество уведомило заявителя письмом от 31.01.2020 N ЯЭ/5/561.
По результатам рассмотрения жалобы Киселевой Н.Г. Управление пришло к выводу об отсутствии у Общества оснований для истребования у заявителя дополнительных правоустанавливающих документов на земельный участок (учитывая представление документов на объект недвижимости, на котором размещено энергопринимающее устройство, в отношении которого предполагается осуществление технологического присоединения) и констатировало нарушение АО "Янтарьэнерго" пункта 15 Правил N 861, выразившееся в ненаправлении Обществом в адрес заявителя проекта договора на технологическое присоединение с приложением технических условий.
По факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Управления 16.04.2020 в отношении АО "Янтарьэнерго" составлен протокол N 039/04/9.21-295/2020 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 22.04.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-295/2020 УФАС признало Общество виновным в совершении названного административного правонарушения и назначило ему административное наказание в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением УФАС, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции и исследовав представленные Управлением материалы дела об административном правонарушении, пришел к выводу о наличии в действиях АО "Янтарьэнерго" состава вменяемого правонарушения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861, в соответствии с пунктом 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 названных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные названными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 7 Правил N 861 предусмотрена процедура технологического присоединения, включающая в себя в том числе подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 названных Правил (увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя), и непосредственно заключение договора.
В подпункте "г" пункта 10 Правил N 861 предусмотрено, что к заявке должна быть приложена в том числе копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства).
В абзаце первом пункта 16(1) Правил N 861 предусмотрено, что заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию, а также абзацем пятым названного пункта.
В абзаце втором пункта 16(1) Правил N 861 определено, что для целей названных Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 данных Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
Исходя из совокупного анализа указанных нормативных положений, апелляционный суд обоснованно отметил, что Правилами N 861 не установлена необходимость представления в обязательном порядке одновременно как документа, подтверждающего право на объект капитального строительства, так и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимости.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных названными Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные этими Правилами.
Согласно пункту 15 Правил N 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 названных Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Руководствуясь системным анализом приведенных нормативных положений, а также установив, что Киселевой Н.Г. к заявке были приложены правоустанавливающие документы на нежилое здание с кадастровым номером 39:15:130802:23 (выписка из ЕГРН), суд апелляционной пришел к правильному выводу об отсутствии у Общества оснований дополнительно требовать у заявителя правоустанавливающих документов на земельный участок и наличии в его действиях (бездействии) нарушений пункта 15 Правил N 861, выразившихся в ненаправлении проекта договора на технологическое присоединение.
Вопрос о наличии вины АО "Янтарьэнерго" в совершении административного правонарушения исследован антимонопольным органом; в ходе производства по делу об административном правонарушении вина Общества установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
С учетом изложенного апелляционный суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление административного органа вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ. Нарушения процедуры привлечения лица к административной ответственности не допущены.
При установленных обстоятельствах судом апелляционной инстанции обоснованно отказано АО "Янтарьэнерго" в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены судом по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 по делу N А21-4483/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Янтарьэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 15 Правил N 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 названных Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
...
Вопрос о наличии вины АО "Янтарьэнерго" в совершении административного правонарушения исследован антимонопольным органом; в ходе производства по делу об административном правонарушении вина Общества установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
С учетом изложенного апелляционный суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление административного органа вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ. Нарушения процедуры привлечения лица к административной ответственности не допущены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 сентября 2021 г. N Ф07-11240/21 по делу N А21-4483/2020