20 сентября 2021 г. |
Дело N А56-27516/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Толкунова В.М.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Верещагина Е.А. (доверенность от 10.03.2021, N 75-21),
рассмотрев 14.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 по делу N А56-27516/2020,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., дом 13, литер А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление), с заявлением об оспаривании решения и предписания от 30.12.2019 по жалобе N Т02-829/19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ДС-Инжиниринг" (далее - ООО "ДС-Инжиниринг").
Решением суда первой инстанции от 29.01.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.04.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы изложенные в жалобе.
Управление и ООО "ДС-Инжиниринг", надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет 31.07.2019 было опубликовано извещение N 31908157218 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на приобретение индикаторов неисправностей, датчиков контроля доступа в сетевое сооружение и системы сбора и передачи данных, 270 шт. (в части приобретения 20 шт.); приобретение индикаторов неисправностей, датчиков контроля доступа в сетевое сооружение и системы сбора и передачи данных, 400 шт. (191874) (далее - Закупка), включая документацию о закупке (далее - Документация).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), единым Стандартом закупок Общества (далее - Положение от закупках), версия 27 от 29.07.2019.
Рассмотрев жалобу Общества, Управление на действия закупочной комиссии организатора торгов, вынесло решение, которым признало жалобу Фирмы обоснованной, признало в действиях закупочной комиссии Общества нарушение пунктов 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки вследствие неправомерного указания в итоговом протоколе от 05.12.2019 N ОК-19/212РС-8 ненадлежащего срока исполнения договора (с даты заключения договора до 20.12.2019); признало в действиях Общества нарушение пунктов 2 части 1 статьи 3, части 28 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки вследствие отказа полностью или частично учесть замечания, изложенные Фирмой в направленном протоколе разногласий, об изменении сроков поставки товара по договору, необходимом ввиду исполнения ранее выданного предписания антимонопольного органа.
На основании решения Управление выдало организатору торгов предписание от 30.09.2019 об устранении допущенного нарушения путем отмены итогового протокола от 05.12.2019 N ОК-19/212РС-8, повторного составления итогового протокола с указанием сроков исполнения договора "с даты заключения договора в течение 47 календарных дней", возобновления процедуры и сроков заключения договора по итогам закупки и заключения договора по итогам закупки.
Общество не согласившись с указанным решением и предписанием Управления, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности вынесенных решения и предписания, в связи, с чем отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд поддержал решения суда первой инстанции.
Заслушав пояснения представителя Общества, изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (пункт 4); дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки (пункт 12);
Как предусмотрено частью 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии со статьей 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона (часть 9) Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика (часть 10).
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ; услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
В силу части 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В рассматриваемом случае судами установлено, что дата подведения итогов закупки, первоначально определенная как 17.09.2019, была изменена вследствие осуществления организатором торгов и его закупочной комиссией действий по устранению допущенных Обществом нарушений согласно выданным предписаниям антимонопольного органа.
Согласно пункту 7.1.1 Документации договор по результатам закупки заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о закупке, извещением о закупке и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор. По результатам закупки с участником может быть заключено также несколько договоров.
В соответствии с пунктом 7.1.3 Документации договор по результатам закупки заключается с использованием программно-аппаратных средств ЕЭТП и должен быть подписан электронной подписью лиц, имеющих право действовать от имени участника такой закупки и Заказчика соответственно.
Согласно пункту 7.1.4 Документации договор по результатам закупки заключается в срок не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее чем через 20 (двадцать) дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. В случае необходимости одобрения органом управления Заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе либо в судебном порядке действий (бездействия) Заказчика, закупочной комиссии, оператора электронной площадки договор должен быть заключен в сроки, установленные законодательством.
В соответствии с пунктом 7.1.5 Документации Заказчик направляет подписанный электронной подписью проект договора в течение 2 (двух) рабочих дней с даты согласования проекта договора в соответствии с порядком, установленным внутренними организационно-распорядительными документами Заказчика, но не ранее чем через 10 (десять) дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола по результатам закупки. Участник подписывает электронной подписью проект договора в течение 3 (трех) рабочих дней с направления ему проекта договора, подписанного Заказчиком, и направляет Заместителю начальника отдела правовой экспертизы Общества.
Согласно пункту 7.1.6 Документации в случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению о закупке, документации о закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки в срок не более 2 (двух) рабочих дней с момента получения проекта договора. Заказчик в срок не более 2 (двух) рабочих дней с момента получения протокола разногласий рассматривает протокол разногласий и направляет участнику такой закупки доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания для подписания участником в срок не более 3 (трех) рабочих дней.
Как установили суды, итоговый протокол от 05.12.2019 N ОК-19/212 РС-8 размещен организатором торгов в ЕИС 06.12.2019 в 18:53 (МСК).
ООО "ДС-Инжиниринг" направила Обществу письмо от 12.12.2019 N 749 о проведении преддоговорных переговоров с целью урегулирования сроков исполнения договора в соответствии с заявкой общества. От рассмотрения письма и проведения преддоговорных переговоров Общество уклонилось.
Проект договора для подписания поступил в ООО "ДС-Инжиниринг" 17.12.2019. Направленный организатором торгов проект договора по итогам закупки содержал срок исполнения до 20.12.2019.
В составе заявки Фирмы содержался график выполнения поставок со сроком поставки 27.09.2019 - 13.11.2019, что соответствовало 47 календарным дням.
Согласно пункту 28 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика.
В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов.
Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.
Заказчик рассматривает протокол разногласий и направляет участнику такой закупки доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.
ООО "ДС-Инжиниринг" 18.12.2019 с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки направило в адрес Общества протокол разногласий к Договору с изложением пунктов договора, касающихся сроков его исполнения, в своей редакции, учитывающей условия заявки, с обоснованием позиции Общества.
Данный протокол разногласий был отклонен Обществом без каких-либо объективных возражений, пояснений и указаний причин отказа со стороны Заказчика. Уведомление об отказе в согласовании протокола разногласий поступило на ЕЭТП в личный кабинет Фирмы на электронной площадке 20.12.2019.
Таким образом, подведение итогов Закупки, первоначально назначенное на 17.09.2019, вследствие устранения Обществом собственных нарушений согласно предписаниям антимонопольного органа состоялось только 05.12.2019. При этом сроки исполнения договора по итогам Закупки (до 20.12.2019) Организатором торгов изменены не были, что в данном случае исключало для ООО "ДС-Инжиниринг" реальную возможность исполнить обязательства по договору, а поведение организатора торгов не свидетельствует о стремлении в данном случае достичь цели закупки - получить необходимый товар.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, приняв во внимание изложенные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание Управления соответствуют требованиям законодательства, и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы судов являются законными и обоснованными.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 по делу N А56-27516/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ; услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
...
Согласно пункту 28 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 сентября 2021 г. N Ф07-11958/21 по делу N А56-27516/2020