23 сентября 2021 г. |
Дело N А52-4834/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 20.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Псковской области от 29.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021 по делу N А52-4834/2020,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", адрес: 196248, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области, адрес: 180017, г. Псков, Кузнецкая ул., д. 13, ОГРН 1036000308508, ИНН 6027026536 (далее - Управление, УФАС), о признании незаконным и отмене постановления от 06.11.2020 N 060/04/9.21-635/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 29.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.06.2021, постановление Управления изменено в части наказания, размер штрафа снижен до 300 000 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворить заявленные требования полностью, поскольку судами не принято во внимание, что на дату заключения договора с Евсеенковым Александром Юрьевичем на территории Псковской области не имелось существующих или построенных и планируемых к вводу в эксплуатацию объектов электроэнергетики, расположенных на наименьшем расстоянии до границ земельного участка Общества, по сравнению с расстоянием до его границ от объектов электроэнергетики, принадлежащих публичному акционерному обществу (далее - ПАО) "Ленэнерго". Заявка на технологическое присоединение была подана в ненадлежащую сетевую организацию, отказ ПАО "Ленэнерго" не был оспорен в судебном порядке и не был предметом рассмотрения в УФАС. Ответ Общества в письме от 03.08.2020 исх. N 03/1972 нельзя признать отказом от заключения договора, судами не дана оценка правонарушению с позиции малозначительности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
В отзыве УФАС просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Евсеенков А.Ю. обратился к Обществу с заявкой от 27.07.2020 о заключении договора об осуществлении технологического присоединения объекта, расположенного по адресу: Псковская обл., Плюсский р-н, СП "Лядская волость", д. Луг (Пустынка), земельный участок 60:16:052701:01. В заявке указано: тип заявителя - физическое лицо; объект энергоснабжения - земельный участок; причина присоединения - новое присоединение; запрашиваемая мощность - 65 кВт; уровень напряжения - 0,4 кВ; категория надежности - 3; характер нагрузки - коммунально-бытовая; использование энергии - в коммунально-бытовых целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В ответ на поданную заявку производственное отделение "Северные электрические сети" Псковского филиала Общества письмом от 03.08.2020 исх. N 03/1972 уведомило Евсеенкова А.Ю. о необходимости подать заявку в ПАО "Ленэнерго" "Кингисепские электрические сети", объекты которого расположены на наименьшем расстоянии от границ участка.
В ответ на жалобу Евсеенкова А.Ю. от 30.08.2020 Псковский филиал Общества письмом от 30.09.2020 исх. N МР2/7/0610-08/6563 повторно указал на необходимость обращаться с заявкой на технологическое присоединение в ПАО "Ленэнерго" "Кингисеппские электрические сети". При этом Общество обосновало свою позицию ссылкой на пункты 8, 8(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В УФАС 31.08.2020 поступила жалоба Евсеенкова А.Ю. в отношении действий Псковского филиала Общества по уклонению от заключения договора технологического присоединения объекта.
По результатам рассмотрения жалобы УФАС 20.10.2020 вынесено определение N 060/04/9.21-635/2020 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В адрес Евсеенкова А.Ю. 16.10.2020 направлен проект договора технологического присоединения N ЛКП80-01192/20 и технических условий, впоследствии заключенный между Обществом и Евсеенковым А.Ю.
В ходе рассмотрения жалобы Общество сообщило о заключении договора технологического присоединения в целях урегулирования спорной ситуации, который 19.10.2020 подписан Евсеенковым А.Ю. В связи с запланированным строительством сетей до населенного пункта Луг в рамках исполнения двух других договоров об осуществлении технологического присоединения от 08.06.2020 N ЛКП80-00954/20 и от 17.06.2020 N 76-00541/20 Общество установило возможность присоединения объекта Евсеенкова А.Ю. к проектируемой КТП-10/0,4 кВ с сокращением расстояния от земельного участка заявителя до 3,5 км.
Управление 02.11.2020 составило в отношении Общества протокол N 060/04/9.21-635/2020 об административном правонарушении и 06.11.2020 вынесло постановление N 060/04/9.21-635/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично, снизив размер административного штрафа в два раза на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 указанного Кодекса повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" сферой естественной монополии являются в том числе услуги по передаче электрической энергии. Общество является субъектом естественной монополии, приказом Федеральной службы по тарифам от 03.06.2008 N 191-э Общество, осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел 1 "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под регистрационным N 47.1.116.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
На основании пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В силу пункта 8 указанных Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. В данных правилах предусмотрено, что заявитель может обратиться с заявкой на технологическое присоединение в сетевую организацию по своему выбору, в случае, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находится объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций.
При этом под наименьшим расстоянием от границ участка заявитель до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, и существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке. Заявка направляется по формам согласно приложениям 4-7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
Пунктом 15 Правил N 861 установлено, что в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки. Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
В материалы дела представлен ответ муниципального образования "Плюсский район" администрации Плюсского района от 27.10.2020 N 2209, в котором сообщено, что ближайшим объектом электросетевого хозяйства, находящимся на наименьшем расстоянии от земельного участка с кадастровым номером 60:16:0052701:1 д. Луги, является КТП, расположенная по адресу: Псковская обл., Плюсский р-н, СП "Лядская волость", д. Рясинец, принадлежащая Обществу, удаление от земельного участка - 5,6 км. О нахождении каких-либо иных объектов электросетевого хозяйства данное письмо не содержит.
Также судами принято во внимание, что ранее 22.03.2019 Евсеенков А.Ю. обращался в ПАО "Ленэнерго" по вопросу заключения договора технического присоединения указанного объекта и получил ответ от 26.03.2019 о том, что у ПАО "Ленэнерго" отсутствуют основания для подготовки и направления проекта договора технического присоединения в связи с тем, что ПАО "Ленэнерго" является сетевой организацией, ведущей деятельность по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Кроме того, сообщено о необходимости подачи заявки в сетевую организацию, расположенную на наименьшем расстоянии от границ объекта, в установленном порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Как отмечено судами, в материалы дела представлены два договора об осуществлении технологического присоединения от 08.06.2020 от 17.06.2020, в соответствии с условиями которых Обществом запланировано строительство сетей до д. Луг (проектируемая КТП-10/0,4 кВ). Из пояснений представителя Общества суд первой инстанции установил, что в связи с запланированным строительством КТП-10/0,4 кВ в рамках названных договоров расстояние от земельного участка Евсеенкова А.Ю. до сетей Общества сократится до 3,5 км.
В подтверждение указанного обстоятельства в материалы дела представлены схемы, свидетельствующие о сокращении расстояния до 3,5 км.
Названные обстоятельства послужили основанием для заключения 19.10.2020 договора между Обществом и Евсеенковым А.Ю.
Таким образом, на момент обращения Евсеенкова А.Ю. в Общество с заявкой о технологическом присоединении (27.07.2020) уже были заключены два договора технологического присоединения с двумя заявителями в д. Луг и было запланировано строительство сетей до д. Луг, следовательно, как верно указали суды, имелась возможность заключения договора и с Евсеенковым А.Ю.
Судами установлено и Обществом не оспаривается, что на заявку Евсеенкова А.Ю. о технологическом присоединении объекта для ведения индивидуального садоводства Общество дало ответ письмом от 03.08.2020 исх. N 03/1972. Письмо не содержит приложений, а также не содержит каких-либо запросов о предоставлении дополнительных документов либо уточнении сведений. Сведений о том, что рассмотрение заявки было приостановлено, у Управления также не имелось. Сведений об аннулировании заявки также не представлено. Доказательств направления проекта договора в 2-х экземплярах и технических условий (как неотъемлемого приложения к договору) в сроки, предусмотренные пунктом 15 Правил N 861, исходя из указанной выше возможности не представлено.
Приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в его действиях вины (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) и состава вмененного административного правонарушения (с учетом повторности и соблюдения требований статьи 4.6 КоАП РФ).
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не установлено.
Оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, отсутствие исключительности случая, суды не усмотрели оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Судебные акты в части снижения размера административного штрафа на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ не оспариваются.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности и достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 29.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021 по делу N А52-4834/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и Обществом не оспаривается, что на заявку Евсеенкова А.Ю. о технологическом присоединении объекта для ведения индивидуального садоводства Общество дало ответ письмом от 03.08.2020 исх. N 03/1972. Письмо не содержит приложений, а также не содержит каких-либо запросов о предоставлении дополнительных документов либо уточнении сведений. Сведений о том, что рассмотрение заявки было приостановлено, у Управления также не имелось. Сведений об аннулировании заявки также не представлено. Доказательств направления проекта договора в 2-х экземплярах и технических условий (как неотъемлемого приложения к договору) в сроки, предусмотренные пунктом 15 Правил N 861, исходя из указанной выше возможности не представлено.
Приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в его действиях вины (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) и состава вмененного административного правонарушения (с учетом повторности и соблюдения требований статьи 4.6 КоАП РФ).
...
Оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, отсутствие исключительности случая, суды не усмотрели оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ).
...
Судебные акты в части снижения размера административного штрафа на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ не оспариваются."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 сентября 2021 г. N Ф07-11649/21 по делу N А52-4834/2020