27 сентября 2021 г. |
Дело N А21-11196/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Кадулина А.В. и Чуватиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда 27.05.2021 по делу N А21-11196/2020,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа "Город Калининград", адрес: 236022, Калининградская обл., г. Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН 1023900770222, ИНН 3903016790 (далее - администрация), обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, адрес: 236041, Калининградская обл., г. Калининград, Курортная ул., д. 1, ОГРН 1103926011177, ИНН 3906224703 (далее - ТУ Росимущества), о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 3279 кв. м с кадастровым номером 39:15:133301:51, расположенный по адресу: Калининградская обл., г. Калининград, Ялтинская ул., д. 2б.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Роял Сервис" (далее - общество).
Решением суда от 05.02.2021 в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 27.05.2021 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы не согласен с выводами судов обеих инстанций о том, что администрацией избран неправильный способ защиты права.
Податель жалобы считает, что право собственности на спорный земельный участок у Российской Федерации в силу закона не возникло.
В отзыве на кассационную жалобу ТУ Росимущества просит решение и постановление оставить без изменения, соглашаясь с изложенными в них выводами.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 13.08.2020 в отношении земельного участка площадью 3279 +/- 20 кв. м с кадастровым номером 39:15:133301:51, расположенного по адресу: Калининградская обл., г. Калининград, Ялтинская ул., д. 2б, 05.11.2019 зарегистрировано право собственности Российской Федерацией. В границах указанного земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 39:15:133301:310 и 39:15:133301:68.
Согласно выписке из ЕГРН от 15.09.2020 на объект недвижимости - нежилое здание площадью 149,3 кв. м с кадастровым номером 39:15:133301:68, расположенное по указанному адресу, 04.07.2008 зарегистрировано право собственности общества.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 18.06.2020 по другому делу (N А21-12557/2019) признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 39:15:133301:310 (объект гражданской обороны), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 39:15:133301:51, и указанный объект недвижимого имущества снят с кадастрового учёта.
Ссылаясь на то, что признание отсутствующим права на объект недвижимости влечёт за собой и отсутствие прав на земельный участок, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций проанализировали установленные по делу обстоятельства и оценили имеющиеся в деле доказательства и пришли к выводу о том, что не имеется оснований для удовлетворения иска администрации, поскольку администрация не доказала наличие у него права в отношении спорного земельного участка и фактическое владение этим участком.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды правильно применили статью 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с учётом разъяснений, изложенных в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав". Суды обоснованно исходили из того, что на спорном земельном участке располагались объекты недвижимости, которые до приватизации федерального предприятия находились в собственности Российской Федерации, земельный участок был предоставлен федеральному предприятию, то есть государственная собственность на земельный участок является разграниченной и принадлежит Российской Федерации. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано в ЕГРН. Право собственности или иное вещное право истца на спорный земельный участок не зарегистрировано, правомочия собственника в отношении данного земельного участка администрация не осуществляет, фактическое владение названным объектом недвижимости администрации не доказано. При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к правомерным выводам о том, что не имеется оснований для признания отсутствующим права Российской Федерации на названный земельный участок по иску администрации.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда 27.05.2021 по делу N А21-11196/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации городского округа "Город Калининград" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды правильно применили статью 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с учётом разъяснений, изложенных в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав". Суды обоснованно исходили из того, что на спорном земельном участке располагались объекты недвижимости, которые до приватизации федерального предприятия находились в собственности Российской Федерации, земельный участок был предоставлен федеральному предприятию, то есть государственная собственность на земельный участок является разграниченной и принадлежит Российской Федерации. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано в ЕГРН. Право собственности или иное вещное право истца на спорный земельный участок не зарегистрировано, правомочия собственника в отношении данного земельного участка администрация не осуществляет, фактическое владение названным объектом недвижимости администрации не доказано. При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к правомерным выводам о том, что не имеется оснований для признания отсутствующим права Российской Федерации на названный земельный участок по иску администрации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 сентября 2021 г. N Ф07-12779/21 по делу N А21-11196/2020