28 сентября 2021 г. |
Дело N А66-52/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Эльдорадо" Громова Р.М. (доверенность от 09.08.2021),
рассмотрев 27.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эльдорадо" на решение Арбитражного суда Тверской области от 10.02.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021 по делу N А66-52/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эльдорадо", адрес: 170007, г. Тверь, 2-я ул. Александра Невского, д. 28, ОГРН 1026900532504, ИНН 6901015035 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, адрес: 170042, г. Тверь, ул. Горького, д. 97, ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221 (далее - Министерство), от 21.09.2020 N 224 и решения от 04.12.2020, принятого главным государственным инспектором Тверской области в области охраны окружающей среды по жалобе на постановление от 21.09.2020 N 224. Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 350 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 10.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.06.2021, оспариваемое постановление изменено в части назначенного административным органом наказания, размер штрафа снижен до 300 000 руб. В остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, просит отменить означенные решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, в рассматриваемом деле нарушена процедура привлечения к административной ответственности, поскольку в составленном должностным лицом акте мероприятий по контролю не отражено достаточно данных, указывающих на наличие события правонарушения, шесть эпизодов правонарушения выявлены только в ходе административного расследования, для которого не имелось формального повода и основания. Кроме того, Общество не согласно с выводом судов о его виновности по эпизодам вмененных ему нарушений, связанных с транспортировкой сырья автосамосвалами, кузова которых не оборудованы специальными тентами, а также с необорудованием мест для очистки колес самосвалов от грязи, наличием дорожных знаков, спасательного леера и железобетонных плит и ссылается на представленные соответствующие фотографии. Податель жалобы считает, что нахождение людей в кабине автосамосвала в момент погрузки действует только в отношении автосамосвалов, не оборудованных защитными козырьками, полагает, что им в полной мере и в соответствии с законодательством обеспечивается учет добычи и потерь полезного ископаемого..
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Министерства, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу 12.02.2012 выдана лицензия ТВЕ 80121 ТЭ (далее- Лицензия) на право пользования недрами с целевым назначением "разведка и добыча песка строительного месторождения "Савватьевское" в 10 км юго-восточнее г. Тверь, в 1.5 км южнее п. Савватьево Калининского р-на Тверской обл. Срок действия лицензии до 01.01.2025.
На основании задания от 30.06.2020 N 45 заместителем главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства Ивановым А.А. 02.07.2020 осуществлен рейд с фотографированием и видеозаписью участка недр месторождения "Савватьевское" Калининского района.
Итоги рейда зафиксированы 02.07.2020 в соответствующем акте и 03.07.2020 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования установлены нарушения Обществом обязательных требований, установленных лицензией, Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), выразившиеся в следующем:
- отсутствие временных дорог из железобетонных плит вдоль карт намыва, что является несоблюдением подпункта "б" пункта 4.2 Лицензии, статьи. 22 Закона о недрах, подпунктов 3.2.2.1 и 3.4.3 раздела 3 "Корректировки технического проекта разработки и рекультивации месторождения строительных песков "Савватьевское" в Калининском районе Тверской области (блок С 1)" (далее - Технический проект);
- не осуществлялся отбор проб грунта и его анализа на каждые 5 тыс. куб. м, что является нарушением подпунктов "а" и "б" пункта 4.2 Лицензии, подпунктов 3.4.3 Технического проекта;
- транспортировка сырья осуществлялась автосамосвалами, кузова которых не были оборудованы (не закрыты) специальными тентами, а на выезде из карьера отсутствовало оборудованное место для очистки колес автосамосвалов от грязи, то есть не обеспечено соблюдение подпунктов "а", "б" пункта 4.2 Лицензии, статьи 22 Закона о недрах и пунктов 3.7.2, 11.2.2 Технического проекта;
- во время погрузки в зоне действии экскаватора и кабинах автосамосвалов, необорудованных защитным козырьком, находились люди, что свидетельствует о необеспеченной Обществом безопасности жизни и здоровья персонала в нарушение подпунктов "а", "б" пункта 4.2 и пункта "а" пункта 4.3 Лицензии, статьи 22 Закона о недрах, подпункта 3.7.3 Технического проекта;
- нарушалась техника безопасности при работе автотранспорта: движение по технологическим дорогам карьера не урегулировано знаками дорожного движения, журнал инструктажа водителей ведется нерегулярно, при движении задним ходом автосамосвалов к месту погрузки не подается звуковой сигнал (подпункты "а", "б" пункта 4.2 и пункта "а" пункта 4.3 Лицензии, статьи 22 Закона о недрах, подпункта 3.7.5 раздела 3 Технического проекта);
- на бортах эксплуатируемого Обществом земснаряда отсутствует спасательный леер в нарушение подпунктов "а", "б" пункта 4.2 и пункта "а" пункта 4.3 Лицензии, статьи 22 Закона о недрах, подпункта 3.7.6 Технического проекта;
- не осуществляется ежемесячная маркшейдерская съемка и, как следствие, достоверный регулярный маркшейдерский учет вынутых за месяц горных пород и ведение соответствующей документации в обеспечение нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций ("а", "б" пункта 4.2 Лицензии, статьи 22 Закона о недрах, подпункта 11.1.6 Технического проекта, пункта 91 Инструкции по производству маркшейдерских работ, утвержденной Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России (далее - Гостехнадзор РФ) от 06.06.2003 N 73 (РД 07-603-03), пунктов 10, 14 и 15 Инструкции по маркшейдерскому учету объемов горных работ при добыче полезных ископаемых открытым способом, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 74);
- форма и содержание журнала горно-экологического мониторинга не соответствуют требованиям Технического проекта, не проводятся основные мероприятия горно-экологического мониторинга (не представлены документы, подтверждающие осуществление в установленные проектом сроки наблюдений за загрязнением недр, геологической среды на карьере и прогнозирования степени их загрязнения; наблюдений за условиями стока поверхностных вод и атмосферных осадков в паводковые и меженные периоды) (подпункты "а", "б" пункта 4.2 и подпункт "г" пункта 4.4 Лицензии, статья 22 Закона о недрах, таблицы 11.19 и 11.20 раздела 11.2.7 Технического проекта);
- отчет о результатах мониторинга за 2019 год не содержит сведений о комплексном наблюдении за состоянием окружающей среды с отражением результатов мероприятий, предусмотренных Техническим проектом о выполнении вышеуказанных основных мероприятий мониторинга (подпункты "а", "б" пункта 4.2 подпункт "а" пункта 6.2 Лицензии, статья Закона о недрах, таблицы 11.19 раздела 11.2.7 Технического проекта);
- Обществом не обеспечивалось выполнение требований плана развития горных пород - пользование недрами осуществлялось в отсутствие согласованного в установленном порядке плана развития горных работ на 2019 год и заявления о согласовании плана развития горных работ на 2019 год в орган государственного горного надзора не направлялось (подпункты "а", "б" пункта 4.2 Лицензии, статья 22 Закона о недрах, пункт 54 Постановления Гостехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71 "Об утверждении "Правил охраны недр", пункты 13 и 20 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 814 (далее - Правила N 814).
Усмотрев в действиях Общества наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо административного органа составило протокол об административном правонарушении от 03.08.2020 N 224 и вынесло постановление от 21.09..2020 N 224 о назначении Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 350 000 рублей.
Общество, не согласившись с выводами Министерства, обжаловало постановление N 224 вышестоящему должностному лицу. Решением главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Шлыгина Д.Н. от 04.12.2020 постановление от 21.09.2020 N 224 оставлено без изменений за исключением эпизода нарушения Обществом пункта 3.4.3 Технического проекта, связанного с осуществлением геотехнического контроля полевой лабораторией.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением административного органа и решением от 04.12.2020 об отказе в удовлетворении жалоб на названное постановление, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводам о наличии состава административного правонарушения и возможности снизить назначенное наказание до низшего предела санкции, предусмотренного вменяемой Обществу частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В части 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).
Права и обязанности пользователей недр возникают с даты государственной регистрации лицензий на право пользования недрами (часть 7 статьи 9 Закона о недрах).
В силу части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства в области использования и охраны недр, а также выполнение условий, установленных лицензией.
Согласно пункту 4.2 Лицензии недропользователь обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены и представленными в материалы дела доказательствами (акт мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 02.07.2020 года, фото и видео материалы, отчет о результатах мониторинга за 2019 год, журнал горно-экологического мониторинга, журнал инструктажа водителей, протокол об административном правонарушении от 03.08.2020 N 224) подтверждаются все вышеперечисленные факты нарушения Обществом обязательных требований, установленных Лицензией, Законом о недрах, Правилами N 814. Факт наличия спорных нарушений заявителем не опровергнут.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, признал доказанным наличие в действиях Общества состава вмененного правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
При этом суды пришли к выводу о соблюдении Министерством порядка и процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности. Суд первой инстанции обоснованно отметил, что обнаружение установленных выше нарушений, образующих событие правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, осуществлено должностным лицом административного органа в процессе реализации полномочий по вопросу пользования недрами без нарушения условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, которые возложены на должностных лиц органов Министерства. Все действия по обнаружению данных, указывающих на наличие события правонарушения, и по возбуждению дела об административном правонарушении совершены административным органом в порядке, который предусмотрен КоАП РФ. Вывод судов об отсутствии со стороны административного органа существенных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности подтверждается материалами дела и согласуется с положениями статей 26.2, 28.1 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным, положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, положений статьи 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено.
Общество привлечено к административной ответственности с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание Обществу назначено судом первой инстанции с учетом принципов соразмерности и справедливости в минимальном размере, установленном санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Приводимые Обществом в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судебных инстанций, а лишь свидетельствуют о несогласии подателя жалобы с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам. Означенные доводы и обстоятельства были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для иной оценки доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется в силу законодательно ограниченных пределов рассмотрения дела, установленных в статье 286 АПК РФ.
Выводы судов соответствуют нормам материального права, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 10.02.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021 по делу N А66-52/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эльдорадо" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.