29 сентября 2021 г. |
Дело N А42-9206/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
рассмотрев 23.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по делу N А42-9206/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Электротранспорт города Мурманска", адрес: 183034, г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 49, ОГРН 1085190015514, ИНН 5190193597 (далее - Общество, АО "Электротранспорт"), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с Мурманской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, адрес: 183032, г. Мурманск, Гвардейская ул., д. 21, ОГРН 1065190060650, ИНН 5190148202 (далее - Министерство транспорта), за счет казны 4 192 477,47 руб. в возмещение убытков в виде недополученных за апрель-сентябрь 2020 года доходов в связи с предоставлением права льготного проезда обучающимся очной формы обучения общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Мурманской области, адрес: 183032, г. Мурманск, Кольский пр., д.1, ОГРН 1025100863160, ИНН 5191501950 (далее - Министерство финансов), администрация города Мурманска, адрес: 183036, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1025100849366, ИНН 5191601827 (далее - Администрация), комитет по тарифному регулированию Мурманской области, адрес: 183006, Мурманская область, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1045100171511, ИНН 5190127403.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 09.03.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство транспорта, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 09.03.2021 и постановление от 31.05.2021, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении иска.
Податель жалобы указывает, что заявленные к возмещению убытки представляют собой межтарифную разницу между установленными Администрацией регулируемым экономически обоснованным тарифом для перевозчика (37,49 руб.), и тарифом для населения за одну перевозку пассажира (33 руб.); при этом межтарифная разница должна возмещаться за счет средств бюджета г. Мурманска. Таким образом, Министерство транспорта является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
В отзывах на кассационную жалобу Общество и Администрация просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Министерство финансов в своем отзыве на кассационную жалобу поддержало доводы Министерства транспорта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация и АО "Электротранспорт" 01.01.2009 заключили договор N 01/09 на перевозку пассажиров транспортом общего пользования (троллейбус) на городских регулярных маршрутах по установленным Правительством Мурманской области тарифам на перевозку пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом общего пользования с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.
На основании договоров и муниципальных контрактов, заключенных с Администрацией и с Комитетом по развитию городского хозяйства, Общество осуществляло перевозку пассажиров и багажа по городским регулярным троллейбусным и автобусным маршрутам согласно утвержденным паспортам, схемам маршрутов и расписанию.
АО "Электротранспорт" (получатель) и Министерство транспорта (главный распорядитель средств областного бюджета) заключили 13.01.2020 договор N 1-эт, предметом которого являлось предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов получателя в связи с предоставлением отдельным категориям граждан права льготного проезда по единому социальному проездному билету на территории Мурманской области (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 3.1 договора субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов перевозчикам в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету на территории Мурманской области.
Субсидия предоставляется на цели, указанные в разделе 1 договора, при представлении получателем главному распорядителю средств областного бюджета документов, подтверждающих соответствие получателя требованиям, установленным Порядком предоставления субсидии, определенным в приложении N 1 к договору, и документов, подтверждающих факт произведенных получателем недополученных доходов, на возмещение которых предоставляется субсидия (счет и отчет ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным).
АО "Электротранспорт" письмами от 08.05.2020, 04.06.2020, 07.07.2020, 06.08.2020, 07.09.2020, 07.10.2020 направило документы на предоставление субсидии за апрель-сентябрь 2020 года, согласно которым объем недополученных доходов за этот период составил 15 691 970,47 руб.
Платежными поручениями от 10.06.2020 N 334771, от 14.07.2021 N 651708, от 12.08.2020 N 58296, от 15.09.2020 N 402667, от 14.10.2020 N 750399 Комитет по развитию городского хозяйства перечислил Обществу 11 499 493 руб. Таким образом, недополученная сумма за спорный период составила 4 192 477,47 руб.
Ссылаясь на то, что за счет средств бюджета Мурманской области недополученные доходы полностью не компенсированы, сумма убытка составила 4 192 477,47 руб., а соответствующая претензия оставлена Министерством транспорта без удовлетворения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
На территории Мурманской области отношения в указанной сфере, а также регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа в целях создания условий по обеспечению качественных, безопасных, доступных и регулярных перевозок пассажиров и багажа регламентированы Законом Мурманской области от 13.07.2009 N 1133-01-ЗМО "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области" (далее - Закон N 1133-01-ЗМО).
Согласно пунктам 17 и 18 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) под регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Закона N 220-ФЗ).
В данном случае согласно статье 6.2 Закона N 1133-01-ЗМО органы местного самоуправления муниципального образования город Мурманск наделены отдельными государственными полномочиями Мурманской области по установлению регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования.
Постановлением администрации города Мурманска от 29.10.2019 N 3757 установлен регулируемый тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Мурманск для АО "Электротранспорт" на 2020 год в размере 37,49 руб.
Также постановлением администрации города Мурманска от 19.11.2019 N 3860 определен тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в размере 33 руб. за одну перевозку пассажира, провоз одного места багажа.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Мурманской области от 26.10.2007 N 901-01-ЗМО "О предоставлении льготного проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте общего пользования обучающимся на территории Мурманской области" (далее - Закон N 901-01-ЗМО) органы местного самоуправления муниципального образования город Мурманск наделены государственными полномочиями Мурманской области по обеспечению предоставления обучающимся льготного проезда в границах муниципального образования на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте общего пользования (кроме такси), осуществляющем перевозки в городском и пригородном сообщении по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В рамках предоставленных полномочий постановлением администрации города Мурманска от 19.11.2019 N 3860 стоимость месячного льготного проездного билета для обучающихся в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск с 01.01.2020 установлена в размере 825 руб.
В пункте 4 действовавших в рассматриваемый период Правил расходования средств, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) в виде субвенций из областного бюджета на финансирование льготного проезда на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения в границах муниципального образования обучающихся очной формы обучения общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 02.06.2010 N 261-ПП, предусмотрено, что муниципальные районы (городские округа) Мурманской области, получающие субвенции, возмещают перевозчику недополученные доходы в связи с предоставлением права льготного проезда обучающимся на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения в границах муниципального образования в соответствии с требованиями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 78 БК РФ указанное возмещение производится за счет средств субвенции в форме субсидии соответствующему перевозчику в порядке, установленном постановлением Администрации от 27.02.2018 N 481.
Как правильно указали суды, субсидия предоставляется в пределах субвенции, поступившей из областного бюджета на реализацию Закона N 901-01-ЗМО и иных источников финансирования возмещения перевозчику недополученных доходов в связи с предоставлением права льготного проезда обучающимся нормативными правовыми актами Мурманской области и муниципального образования город Мурманск не установлено.
С учетом изложенного суды двух инстанций правомерно заключили, что финансирование рассматриваемой льготы относится к расходным обязательствам публично-правового образования Мурманская область. Соответственно, надлежащим ответчиком по делу является Мурманская область, а доводы подателя жалобы об обратном не основаны на законе.
В данном случае убытки возникли у Общества вследствие разницы между экономически обоснованным тарифом в размере 37,49 руб. и примененной Министерством транспорта для расчета субсидии провозной платой за разовую поездку, провоз багажа в размере 33 руб.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законами льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Обязанность публично-правового образования Мурманская область по возмещению соответствующих убытков истца в настоящем случае обусловлена фактом предоставления Обществом льготного проезда обучающимся на основании Закона N 901-01-ЗМО.
Суды установили, что истец документально подтвердил предоставление права льготного проезда обучающимся в апреле - сентябре 2020 года на муниципальных маршрутах на основании актов публично-правового образования, а также объем перевозок обучающихся в спорный период на основании данных АСУОП; расчет убытков, которые не были возмещены истцу при перевозке обучающихся в апреле - сентябре 2020 года, проверен судебными инстанциями и признан верным.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили исковые требования.
Несогласие Министерства транспорта с толкованием судами положений законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по делу N А42-9206/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями статьи 78 БК РФ указанное возмещение производится за счет средств субвенции в форме субсидии соответствующему перевозчику в порядке, установленном постановлением Администрации от 27.02.2018 N 481.
...
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законами льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 сентября 2021 г. N Ф07-12493/21 по делу N А42-9206/2020