29 сентября 2021 г. |
Дело N |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Бобарыкиной О.А. и Боглачевой Е.В.,
рассмотрев 29.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа "Нененецкая коммунальная компания" на решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 17.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021 по делу N А05П-636/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Ненецкого автономного округа "Ненецкая коммунальная компания", адрес: 166700, Ненецкий автономный округ, Заполярный р-н, пос. Искателей, ул. Губкина, д. 15, ОГРН 1028301647120, ИНН 8301002408 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Смидовича, д. 20, ОГРН 1058383006241, ИНН 2983003288 (далее - Департамент), о признании недействительными пункта 3 распоряжения Департамента от 09.09.2020 N 244-ро "О предоставлении субсидии государственному унитарному предприятию Ненецкого автономного округа "Ненецкая коммунальная компания" на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию, теплоноситель, реализуемые населению, потребителям, приравненным к населению, на территории Ненецкого автономного округа" (далее - распоряжение N 244-ро) и пункта 3 распоряжения Департамента от 30.09.2020 N 268-ро "О предоставлении субсидии государственному унитарному предприятию Ненецкого автономного округа "Ненецкая коммунальная компания" на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию, теплоноситель, реализуемые населению, потребителям, приравненным к населению, на территории Ненецкого автономного округа (далее - распоряжение N 268-ро).
Определением суда от 14.01.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа, адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. В.И. Ленина, д. 27, корп. В, ОГРН 1038302271413, ИНН 8300005886.
Решением суда от 17.03.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы полагает, что оспариваемые пункты распоряжений N 244-ро и N 268-ро нарушают его права, поскольку лишают возможности получить субсидии за июль и август 2020 года несмотря на поставку в жилые дома теплоносителя.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие является теплоснабжающей организацией, осуществляет производство и реализацию потребителям тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Предприятие в 2020 году на территории муниципального образования "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей" оказывало услуги по отоплению и горячему водоснабжению многоквартирных домов, в том числе домов с открытой системой теплоснабжения.
Департаментом и Предприятием (получателем) заключено соглашение от 28.02.2020 N 30 о предоставлении Предприятию из окружного бюджета в 2020 году субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию, теплоноситель, реализуемые населению, потребителям, приравненным к населению, на территории Ненецкого автономного округа (далее - Соглашение).
Распоряжением Департамента от 02.07.2020 N 234-р с 06.07.2020 завершен отопительный период 2019-2020 годов на территории муниципального образования "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей".
Распоряжением Департамента от 07.07.2020 N 238-р в распоряжение N 234-р внесены изменения, оно дополнено пунктом 1.1 следующего содержания: "Обеспечить подачу теплоносителя в расположенные на территории муниципального образования "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей" многоквартирные жилые дома с открытыми системами теплоснабжения в соответствии с температурным графиком".
Предприятие обратилось в Департамент с заявлением от 18.08.2020 N 3229, в котором просило предоставить 2 595 347 руб. 44 коп. субсидии на возмещение недополученных доходов за июль 2020 года.
Распоряжением от 09.09.2020 N 244-ро Предприятию предоставлено 726 575 руб. 94 коп. субсидии (пункт 1); в остальной части за период с 6 по 31 июля 2020 года включительно в предоставлении субсидии отказано в связи с отсутствием документов о начале отопительного периода с 06.07.2020 (пункт 3).
Предприятие обратилось в Департамент с заявлением от 18.09.2020 N 3582, в котором просило предоставить 2 431 386 руб. 28 коп. субсидии на возмещение недополученных доходов за август 2020 года.
Распоряжением N 268-ро Предприятию предоставлено 60 066 руб. 11 коп. субсидии (пункт 1); в остальной части за период с 1 по 31 августа 2020 года включительно в предоставлении субсидии отказано в связи с отсутствием документов о начале отопительного период с 06.07.2020 (пункт 3).
Таким образом, пунктами 3 распоряжений N 244-ро и N 268-ро Предприятию отказано в предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию, реализованную в целях отопления. При этом Предприятие получило субсидии для компенсации недополученных доходов из расчета объема теплоносителя и тепловой энергии, реализованных населению в целях обеспечения горячего водоснабжения из открытой системы теплоснабжения (пункты 3.1.2.4, 3.1.2.5 Соглашения).
Полагая пункты 3 распоряжений N 244-ро и N 268-ро незаконными, нарушающими права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды не нашли оснований для удовлетворения заявления Предприятия.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительным ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Обязанность доказывания обстоятельств соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие ненормативного правового акта возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, реализация предусмотренных частями 5 - 7 статьи 7 названного Закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях.
Частью 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении определено, что наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
В целях реализации на территории Ненецкого автономного округа части 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении принят Закон Ненецкого автономного округа от 09.07.2014 N 69-ОЗ "О льготах по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя на территории Ненецкого автономного округа" (далее - Закон N 69-ОЗ), который устанавливает лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, основания для предоставления льгот по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Согласно статье 3 Закона N 69-ОЗ право на льготы имеют население и потребители, приравненные к населению (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации, наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие тепловую энергию для предоставления населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению).
В силу статьи 5 Закона N 69-ОЗ компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель осуществляется путем предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счет средств окружного бюджета в порядке, установленном Администрацией Ненецкого автономного округа в соответствии с бюджетным законодательством.
Постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 15.02.2017 N 44-п утвержден Порядок предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию, теплоноситель, реализуемые населению, потребителям, приравненным к населению, на территории Ненецкого автономного округа (далее - Порядок).
Согласно подпункту 8 пункта 15 Порядка для получения субсидии получатели субсидии ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Департамент помимо прочих документы (или их копии), подтверждающие подключение (отключение) централизованного теплоснабжения в отчетном месяце (в случае начала или окончания отопительного периода).
В соответствии с пунктом 4 Порядка размер субсидии определяется для каждого получателя субсидии индивидуально, как произведение объема реализованной населению, потребителям, приравненным к населению, тепловой энергии, теплоносителя и разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения, потребителей, приравненных к населению, на тепловую энергию, теплоноситель (без НДС), установленными уполномоченным органом.
В этом же пункте указано, что объемы тепловой энергии, теплоносителя определяются в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу абзаца 2 пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42 (1), 42 (2), 43 и 54 этих Правил.
Согласно пункту 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Судами установлено и Предприятием не оспаривается, что в 2020 году на территории Ненецкого автономного округа расчет платы граждан за тепловую энергию осуществлялся в соответствии с фактической продолжительностью отопительного периода.
Следовательно, в спорные месяцы межотопительного периода (июль, август 2020 года) Предприятие не должно было подавать в жилые дома тепловую энергию на нужды отопления, а население не должно было ее оплачивать.
Доводам заявителя о том, что распоряжением Департамента от 07.07.2020 N 238-р в распоряжение от 02.07.2020 N 234-р "Об окончании отопительного периода 2019-2020 годов на территории муниципального образования "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей"" внесены изменения путем дополнения его пунктом 1.1 "Обеспечить подачу теплоносителя в расположенные на территории муниципального образования "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей" многоквартирные жилые дома с открытыми системами теплоснабжения в соответствии с температурным графиком", суды дали надлежащую оценку.
Дополнение распоряжения от 02.07.2020 N 234-р пунктом 1.1 не изменило окончание отопительного периода и не возобновило его. Это дополнение было связано с необходимостью обеспечить население в межотопительный период горячей водой.
Судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, правомерно отказали Предприятию в удовлетворении заявления, не найдя оснований для признания пунктов 3 распоряжений N 244-ро и N 268-ро незаконными, нарушающими права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кассационная инстанция оснований для иных выводов не находит.
Предприятие, являющееся профессиональным участником рынка оказания услуг теплоснабжения, в случае неясности содержания распоряжения Департамента от 02.07.2020 N 234-р (в редакции распоряжения от 07.07.2020 N 238р) могло обратиться в Департамент с заявлением о его разъяснении.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены ими. Эти доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, направлены на иную оценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права, регулирующие спорные отношения, применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальных нарушений не допущено, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 17.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021 по делу N А05П-636/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа "Нененецкая коммунальная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 Порядка размер субсидии определяется для каждого получателя субсидии индивидуально, как произведение объема реализованной населению, потребителям, приравненным к населению, тепловой энергии, теплоносителя и разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения, потребителей, приравненных к населению, на тепловую энергию, теплоноситель (без НДС), установленными уполномоченным органом.
В этом же пункте указано, что объемы тепловой энергии, теплоносителя определяются в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу абзаца 2 пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42 (1), 42 (2), 43 и 54 этих Правил.
Согласно пункту 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 сентября 2021 г. N Ф07-14138/21 по делу N А05П-636/2020