29 сентября 2021 г. |
Дело N А05-9070/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троховой М.В., судей Боровой А.А., Кравченко Т.В.,
рассмотрев 22.09.2021 в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Архангельской области от 26.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2021 по делу N А05-9070/2020,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19.10.2020 Кожина Ольга Алексеевна 31.12.2020 признана несостоятельной (банкротом); в отношении нее введена процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющим должника утвержден Лопач Павел Сергеевич.
Федеральная налоговая служба, адрес: 127381, Москва, Неглинная ул., д. 23, ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152 (далее - ФНС России), обратилась в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника (далее - Реестр) требования в размере 90 153 руб. 32 коп.
ФНС России просила включить требование в размере 50 224 руб. 91 коп. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование во вторую очередь удовлетворения требований, а 24 813 руб. 61 коп. задолженности по налогам и 15 114 руб. 80 коп. пени - в третью очередь удовлетворения требований.
Определением от 26.03.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2021, требование уполномоченного органа признано обоснованным в размере 28 818 руб. 33 коп. Требование в размере 17 596 руб. 62 коп. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование включено во вторую очередь Реестра; требование в размере 10 429 руб. 65 коп. задолженности по налогам и сборам и 792 руб. пени включено в третью очередь Реестра. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе ФНС России просит отменить определение от 26.03.2021 и постановление от 04.06.2021 в части признания обоснованным задолженности в размере 28 818 руб. 33 коп. и принять новый судебный акт - о включении во вторую очередь Реестра 44 141 руб. 62 коп. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и включении в третью очередь Реестра 16 449 руб. 65 коп. задолженности по налогам и сборам и 7 751 руб. 75 коп. пени.
Податель жалобы указывает на то, что в отношении задолженности в размере 33 032 руб. 28 коп. принудительные меры взыскания задолженности налоговым органом приняты в установленный законном срок, что подтверждается требованием от 16.01.2019 N 1481, решением о взыскании за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика от 07.02.2019 N 1714, постановлением о взыскании за счет имущества от 23.06.2019 N 952, а также постановлением об окончании исполнительного производства от 06.11.2020.
Также уполномоченный орган считает, что срок принудительного исполнения в отношении задолженности по земельному налогу за 2015-2017 годы в размере 117 руб. 27 коп. и задолженности по земельному налогу за 2018-2019 годы в размере 72 руб. не истек.
По мнению подателя жалобы, также подлежат включению в Реестр пени, начисленные на указанную задолженность.
Лица, участвующие в данном обособленном споре, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 названного Закона.
Требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 настоящего Закона о банкротстве.
В пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 (далее - Обзор судебной практики от 20.12.2016) разъяснено, что согласно пункту 10 статьи 16, а также пунктам 3 - 5 статьи 71, пунктам 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве арбитражный суд проверяет обоснованность и размер требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу судебным актом, независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. Поэтому, в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей, суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам. В обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок).
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 45 НК РФ).
Из материалов дела следует, что все требования об уплате спорной суммы налогов, сборов, пени и штрафов были выставлены должнику как физическому лицу.
В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно нормам статьи 48 НК РФ возможность принудительного взыскания утрачивается по истечении шестимесячного срока с момента истечения срока исполнения требования.
В данном случае в отношении задолженности по земельному налогу за 2015-2017 годы требованием об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) N 53180 по состоянию на 12.11.2019 уполномоченный орган просил должника погасить налоговую задолженность в срок до 23.12.2019 (в том числе по уведомлению от 06.09.2018 N 64635878).
Поскольку должник не исполнил данное требование, то уполномоченный орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности в срок до 23.06.2020.
Также уполномоченным органом не представлено доказательств соблюдения порядка применения мер принудительного взыскания задолженности по земельному налогу за 2018 и 2019 год в размере 72 руб.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.
Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71 и 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что уполномоченным органом в данном случае утрачена возможность включения в Реестр недоимки по земельному налогу за 2015-2019 годы и начисленных на нее пени вследствие несоблюдения налоговым органом порядка взыскания задолженности и незавершенности налоговых процедур в установленной законом последовательности.
Между тем суд кассационной инстанции считает ошибочным вывод судов первой и апелляционной инстанций об отказе уполномоченному органу в удовлетворении заявления о включении в Реестр требования, основанного на постановлении о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 26.03.2019 N 952.
Пунктом 1 статьи 47 НК РФ установлено, что взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.
В силу части 6.1 статьи 21 Закона об исполнительном производстве оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 названной статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю (часть 3 статьи 22 Закона об исполнительном производстве).
Согласно материалам дела исполнительное производство, возбужденное на основании постановления от 26.03.2019 N 952, окончено 06.11.2020. ФНС России обратилась в суд 31.12.2020.
В связи с чем вывод судов о пропуске срока на принудительное исполнение требования N 1481 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 является ошибочным.
Поскольку заявленный ко взысканию налог не был уплачен в срок, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации, в соответствии с положениями статьи 75 НК РФ, уполномоченным органом были исчислены пени на сумму неоплаченного налога, что соответствует требованиям пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве.
Учитывая изложенное, оснований для отказа во включении в Реестр пени, начисленных на указанную задолженность, у судов первой и апелляционной инстанций также не имелось.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты в части отказа во включении в Реестр задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в размере 33 032 руб. 28 коп. (пункты 15 и 16 заявления) и в части отказа во включении в Реестр пени в размере 10 297 руб. 76 коп. (пункты 24-26 заявления) подлежат отмене, поскольку выводы, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо учесть изложенное, оценить в соответствии с требованиями статьи 71 АПК все представленные в дело доказательства (в том числе в части определения размера пени, для чего определить срок возникновения задолженности) и применить закон, подлежащий применению, с учетом имеющейся арбитражной практики по спорным правоотношениям, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
В остальной обжалуемой части определение от 26.03.2021 и постановление от 04.06.2021 подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Архангельской области от 26.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2021 по делу N А05-9070/2020 в части отказа во включении в реестр требований кредиторов Кожиной Ольги Алексеевны требования Федеральной налоговой службы в размере 43 330 руб. 04 коп. отменить.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
В остальной части определение от 26.03.2021 и постановление от 04.06.2021 оставить без изменения.
Председательствующий |
М.В. Трохова |
Судьи |
М.В. Трохова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю (часть 3 статьи 22 Закона об исполнительном производстве).
...
Поскольку заявленный ко взысканию налог не был уплачен в срок, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации, в соответствии с положениями статьи 75 НК РФ, уполномоченным органом были исчислены пени на сумму неоплаченного налога, что соответствует требованиям пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве.
...
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо учесть изложенное, оценить в соответствии с требованиями статьи 71 АПК все представленные в дело доказательства (в том числе в части определения размера пени, для чего определить срок возникновения задолженности) и применить закон, подлежащий применению, с учетом имеющейся арбитражной практики по спорным правоотношениям, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
В остальной обжалуемой части определение от 26.03.2021 и постановление от 04.06.2021 подлежат оставлению без изменения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 сентября 2021 г. N Ф07-11627/21 по делу N А05-9070/2020
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6420/2022
16.03.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-11867/2021
29.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11627/2021
04.06.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3686/2021
19.10.2020 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-9070/20