29 сентября 2021 г. |
Дело N А44-3144/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Зубренок" Образцовой О.С. (доверенность от 24.02.2021), от Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области Смирновой Д.Б. (доверенность от 17.01.2020 N 304),
рассмотрев 22.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 16.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021 по делу N А44-3144/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Зубренок", адрес: 173015, Великий Новгород, Псковская ул., д. 44, корп. 1, оф. 288, ОГРН 1025300820577, ИНН 5321074236 (далее - Общество, ООО "Зубренок"), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, адрес: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульв., д. 13А, ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249 (далее - Министерство), о понуждении возвратить Обществу 9 352 748,87 руб. излишне выплаченной арендной платы по договору аренды лесного участка от 30.07.2008 N 130 (далее - Договор) за период с 31.01.2017 по 26.02.2021, а также внести изменения в пункт 5 Договора.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 16.03.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021, с Министерства в пользу Общества взыскано 9 352 748,87 руб. излишне выплаченной арендной платы по Договору и 69 764 руб. расходов по уплате государственной пошлины; в остальной части производство по делу прекращено в связи с отказом ООО "Зубренок" от требования о внесении изменений в пункт 5 Договора; Обществу возвращено из федерального бюджета 6010 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты в части взыскания с Министерства в пользу Общества 9 352 748,87 руб. излишне выплаченной арендной платы по Договору и отказать ООО "Зубренок" в удовлетворении иска в указанной части. Министерство считает, что на его стороне отсутствует неосновательное обогащение, поскольку Общество с заявлением в Министерство о проведении лесоустроительных работ не обращалось, равно как и не предлагало внести изменения в Договор по основанию изменения разряда такс, а также не представляло сведения, подтверждающие изменение количественных и качественных характеристик лесного участка, не высказывало возражений и не указывало на изменение разряда такс при проведении Министерством перерасчетов арендной платы ввиду индексации ставок платы. Министерство обращает внимание, что оно не наделено полномочиями производить самостоятельный расчет арендной платы в связи с изменением расстояний от погрузочных станций и изменением таксовых разрядов; с соответствующим заявлением должен обращаться арендатор, что в данном случае ООО "Зубренок" сделано не было.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против удовлетворения данной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Комитетом лесного хозяйства Новгородской области (арендодателем) и ООО "Зубренок" (арендатором) 30.07.2008 по результатам аукциона заключен Договор, по условиям которого Обществу передан в аренду лесной участок площадью 15724,5 га, расположенный в Зайцевском участковом лесничестве Крестецкого лесничества Крестецкого района Новгородской области, с целью заготовки древесины сроком на 49 лет. Соглашениями сторон от 26.12.2014 и от 08.12.2015 в Договор были внесены изменения (т.д. 1, л. 31-68, т.д. 2, л. 121-123).
Постановлением Правительства Новгородской области от 21.12.2017 N 466 Комитет лесного хозяйства Новгородской области переименован в Министерство.
В соответствии с пунктом 5 Договора (в редакции соглашения от 08.12.2015) арендная плата по договору в 2016 г. составляет 6 957 411,81 руб., в том числе минимальный размер арендной платы, исчисленный исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, 1 696 929,71 руб.; в 2017 г. - 7 249 331,19 руб., в том числе 1 768 129,56 руб. в части минимальных ставок (т.д. 1, л. 52-53).
Из материалов дела усматривается, что на момент заключения Договора разряды такс лесного участка были определены на основании материалов лесоустройства, согласно которым арендуемый лесной участок относился к разрядам такс 3.1 и 3.2 (т. 3, л. 4, 63-67).
Согласно пункту 7 Договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Из письма Центральной дирекции инфраструктуры филиала открытого акционерного общества "РЖД" (далее - ОАО "РЖД") от 14.05.2019 следует, что станция Крестцы Октябрьской железной дороги (далее - ОЖД), которая была определена в качестве погрузочного пункта при заключении Договора, с 31.01.2017 закрыта для пассажирских и грузовых операций (т.д. 1, л. 75).
Согласно письму Центра фирменного транспортного обслуживания филиала ОАО "РЖД" от 17.03.2020 в связи с закрытием станции Крестцы ОЖД перевозка древесины на территории Новгородского муниципального района возможна со станций Едрово, Валдай, Лычково, Парфино, Старая Русса ОЖД (т.д. 1, л. 86).
Обществом представлен расчет арендной платы и карта-схема распределения лесных кварталов по разрядам такс, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью "Новгородское лесоустроительное предприятие" (далее - Предприятие, т.д. 3, л. 122, 88-89, 94-99). В соответствии с произведенным расчетом и картой-схемой при определении ставок арендной платы Общество применило разряды такс 4 и 4.1.
По расчетам ООО "Зубренок", размер арендной платы за период с 31.01.2017 по 26.02.2021 с учетом применения разряда такс 4 и 4.1 составил 5 769 035,31 руб., в том числе 1 407 081,78 руб. минимальный размер, в 2018 году - 8 290 600,41 руб., в том числе 2 022 097,66 руб. минимальный размер; в 2019 году - 9 092 916,58 руб., в том числе 2 217 784,53 руб. минимальный размер; в 2020 году - 10 009 849,35 руб., в том числе 2 441 426,67 руб. минимальный размер; в 2021 году - 10 391 904,70 руб., в том числе 2 534 610,89 руб. минимальный размер (т.д. 3, л. 137).
Письмом от 27.04.2020 Общество направило в адрес Министерства проект соглашения о внесении изменений в Договор в части размера арендной платы, который был отклонен последним (письмо от 29.05.2020 N ПР-4557-И).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Зубренок" в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела иском.
В ходе судебного разбирательства Общество отказалось от требований о внесении изменений в Договор, в связи с чем суд прекратил производство по делу в указанной части.
Требование Общества о взыскании излишне уплаченных арендных платежей удовлетворено судом первой инстанции в полном объеме на основании выводов о том, что арендодатель с момента закрытия станции Крестцы Октябрьской железной дороги (далее - ОЖД) не имел правовых оснований для расчета арендной платы исходя из разряда такс 3.
Апелляционная инстанция поддержала выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене на основании следующего.
В соответствии со статьей 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310).
Указанным Постановлением предусмотрена дифференциация ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в зависимости от лесотаксового пояса, деловой и дровяной древесины (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс).
Выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (пункт 4 примечания к таблице 1 Постановления N 310).
В силу подпункта "б" пункта 5 примечания к таблице N 1 Постановления N 310 изменение распределения лесов по разрядам такс возможно в случае изменения местонахождения погрузочных пунктов.
Существенное изменение расстояния вывоза древесины влечет иное распределение лесного участка по разрядам такс, что обуславливает внесение изменений в проектную документацию арендованного участка и договор аренды лесных участков (статьи 70.1, 73, 74.1 ЛК РФ).
В данном случае, Обществом представлены только расчет арендной платы и карта-схема распределения лесных кварталов по разрядам такс, согласно которой арендованные Обществом лесные участки отнесены к разрядам такс 4 и 4.1.
При этом доказательств внесения соответствующих изменений в проектную документацию лесного участка, а также в Договор по правилам части 3 статьи 74.1 ЛК РФ в материалах дела не имеется и на наличие таковых ООО "Зубренок" не ссылается.
Поскольку Обществом арендные платежи были внесены в соответствии с условиями Договора, оснований для признания взыскиваемой суммы (9 352 748,87 руб.) как излишне уплаченной у судов не имелось.
Вывод судов о том, что к рассматриваемому случаю не применимы запреты на изменение условий договора, поскольку разряды такс не являлись предметом аукциона, основан на неправильном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 74.1 ЛК РФ и правоприменительной практики изменения условий (в том числе размера арендной платы) договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, осуществляются в исключительных установленных законом случаях по решению суда.
Как указывалось выше, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, исходя из ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, установленных Постановлением N 310 (статья 73 ЛК РФ).
Расчет арендной платы зависит от применения ставки, обусловленной различными параметрами, характеризующими лесной ресурс, в том числе распределения лесов по разрядам такс. Изменение одного из факторов лесного ресурса влечет изменение характеристик леса, применительно к рассматриваемому случаю - отнесение лесного участка к иному разряду такс. В таком случае внесение изменений в части размера платы по договору аренды лесного участка, заключенного на торгах, подлежит судебному контролю.
Без заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка осуществляется изменение размера арендной платы в соответствии с нормативными актами, устанавливающими расчетные величины (ставки платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, коэффициенты и т.д.). Применение иного разряда такс ввиду перераспределения лесного участка по разрядам такс к таковым случаям не относится.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в полном объеме, однако нормы права к установленным обстоятельствам применены неверно. Суд кассационной инстанции, руководствуясь положениями пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, усматривает основания для отмены принятых по делу судебных актов в обжалуемой части и принятия нового судебного акта - об отказе в удовлетворении требований ООО "Зубренок".
Руководствуясь статьей 286, пунктами 1, 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 16.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021 по делу N А44-3144/2020 отменить в части взыскания с Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Зубренок" 9 352 748,87 руб. излишне выплаченной арендной платы по договору аренды лесного участка от 30.07.2008 N 130, в том числе 2 281 165,56 руб., перечисленной в доход федерального бюджета и 7 071 583,31 руб., перечисленной в бюджет Новгородской области, и в части взыскания 69 764 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Зубренок" об обязании Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области возвратить 9 352 748,87 руб. излишне выплаченной арендной платы по договору аренды лесного участка от 30.07.2008 N 130 отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Зубренок", адрес: 173015, Великий Новгород, Псковская ул., д. 44, корп. 1, оф. 288, ОГРН 1025300820577, ИНН 5321074236, в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций.
В остальной части решение Арбитражного суда Новгородской области от 16.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021 по делу N А44-3144/2020 оставить без изменения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.