29 сентября 2021 г. |
Дело N А56-68495/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Щуриновой С.Ю.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Пожидаевой А.В. (доверенность от 15.09.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу N А56-68495/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищник", адрес: 198334, Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 140, ОГРН 5067847508262, ИНН 7807318820 (далее - Общество), об обязании Общества представить следующую информацию в отношении собственников и нанимателей жилых помещений:
- фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства, а также дата и место рождения, место работы (если они известны), контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии);
- один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства);
- адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги;
- сведения о наличии и типе установленных в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), сроках поверки заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, дате опломбирования приборов учета, на основании показаний которых производится расчет платы за коммунальные услуги, а также их показания за 12 расчетных периодов, предшествующих дате предоставления таких сведений;
- сведения о составленных актах обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома;
- сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- сведения о жилых помещениях, в отношении которых введено ограничение или приостановление предоставления соответствующей коммунальной услуги на дату предоставления сведений, а также сведения об устранении оснований для введения такого ограничения или приостановления;
- сведения о случаях, периодах и основаниях перерасчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя па перерасчет размера платы за предыдущие 12 месяцев;
- реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
Решением от 16.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.04.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 16.10.2020 и постановление апелляционного суда от 15.04.2021, обязать Общество передать Предприятию в электронном виде и на бумажном носителе сведения о дате и месте рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, а если собственником жилого помещения является юридическое лицо - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица.
По мнению подателя жалобы, обязанность по предоставлению ресурсоснабжающей организации затребованной информации предусмотрена пунктом 1 частью 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354). Истребуемые сведения необходимы Предприятию не только для корректного начисления платы за коммунальные услуги, а также для целей обеспечения надлежащего исполнения обязательств обеих сторон прямого договора, они позволяют однозначно идентифицировать сторон договора.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд кассационной инстанции не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие является ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Партизана Германа, д. 24, лит. А (далее - МКД), собственники жилых помещений в котором перешли на прямые договоры.
Общество является управляющей организацией указанного МКД.
В обоснование иска Предприятие ссылается на неправомерный отказ Общества предоставить сведения о физических лицах, проживающих в МКД, которые обслуживаются Предприятием по прямым договорам. Предприятие указывает на то, что отсутствие данной информации препятствует качественному оказанию услуг и надлежащему расчету их стоимости, а также реализации Предприятием права на обращение в суд с целью взыскания задолженности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске.
Судебные акты обжалуются в части отказа в удовлетворении требования об истребовании у ответчика сведений о дате и месте рождения, реквизитов документа, удостоверяющего личность каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, а если собственником жилого помещения является юридическое лицо - наименования (фирменного наименования) и места государственной регистрации юридического лица.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ в случае, предусмотренном статьей 157.2 ЖК РФ, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета.
В целях реализации указанного правового механизма постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 пункт 6 Правил N 354 дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым, восемнадцатым, согласно которым управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающей организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в МКД, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, включающие в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо; адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с названными Правилами.
При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных".
В соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация обязана вести реестр собственников помещений в МКД.
Согласно подпунктам "б" и "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 осуществление деятельности по управлению МКД предполагает: осуществление сбора, обновления и хранения информации о нанимателях помещений в МКД, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в МКД, включая ведение актуальных списков в электронном виде; организацию и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включая услуги и работы по управлению МКД, и коммунальные услуги, в том числе, начисление обязательных платежей и взносов, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД, осуществление расчетов с ресурсоснабжающими организациями.
В силу пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, устанавливающего, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги предполагает наличие у исполнителя, в том числе, информации о: фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.
Жилищным законодательством установлен комплекс организационных и правовых средств, обеспечивающих управляющей организации возможность получения от собственника (нанимателя) необходимой информации, к числу которых относятся, в том числе: правила заключения договора о предоставлении коммунальных услуг (подпункты "в" и "г" пункта 19 Правил N 354), предполагающие предоставление информации о количестве проживающих в жилом помещении граждан; обязанность потребителя по информированию исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (подпункт "з" пункта 34 Правил N 354); право исполнителя на установление количества граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составление акта об установлении количества таких граждан (подпункт е(1) пункта 32, пункт 56 (1) Правил N 354).
Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность управляющей организации по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в МКД коммунальные услуги, а также по передаче такой информации ресурсоснабжающей организации в случаях и порядке, предусмотренных законом. К таким случаям относится, в частности, принятие собственниками МКД предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ решения о заключении от своего имени с ресурсоснабжающей организацией договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что собственники помещений в МКД по адресу: Санкт-Петербург, ул. Партизана Германа, дом 24, лит. А, перешли на прямые договоры с ресурсоснабжения с истцом с 01.01.2019.
При рассмотрении спора суды обоснованно исходили из того, что действующим жилищным законодательством не предусмотрена передача такой информации как страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства. В связи с этим суды признали необоснованным требование истца о передаче информации о вышеуказанных идентификаторах.
Суды установили, что Общество в октябре 2018 года - январе 2019 года представило все запрашиваемые Предприятием и необходимые для начисления собственникам помещений платы за поставленные коммунальные ресурсы сведения.
Письмом от 10.10.2018 N 846/2 Общество направило в адрес Предприятия копию протокола общего собрания собственников помещений в МКД от 23.09.2018 N 1/2018, на котором принято решение о переходе на прямые договоры собственников с ресурсоснабжающими организациями с приложениями:
- список собственников помещений в МКД N 24 по ул. Партизана Германа с указанием фамилии и инициалов, номера помещения (квартиры), типа квартиры (отдельная или коммунальная), размера принадлежащей собственникам доли в праве общей собственности на общее имущество - реестр собственников помещений в доме в соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 45 ЖК РФ (приложение N 1);
- сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в доме с бюллетенями собственников, принявших участие в собрании (приложение N 3 на 147 листах).
Бюллетени собственников содержат информацию о реквизитах документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение.
Письмом от 26.12.2018 Предприятие уведомило Общество о заключении с 01.01.2019 прямых договоров на предоставление коммунальных услуг с собственниками жилых помещений в МКД и о необходимости предоставления сведений, перечисленных в письме.
С сопроводительным письмом от 21.01.2019 N 2347-1 ответчик представил истцу отчеты государственного унитарного предприятия "ВЦКП "Жилищное хозяйство", в которых содержатся все необходимые сведения для надлежащего начисления истцом платы за отопление и горячее водоснабжение потребителям.
Апелляционный суд обоснованно указал, что представленные сведения соответствуют требованиям пункта 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ, а именно:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), контактный телефон каждого собственника жилых помещений в многоквартирном доме указаны в отчете ГУП "ВЦКП "Жилищное хозяйство" N 734 "Сведения о площадях по видам собственности в разбивке по квартирам";
2) адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, жилой площади помещений, жилой площади и мест общего пользования в коммунальных квартирах, а также количество лиц, постоянно проживающих в жилом помещении и количество лиц, проживающих без регистрации (временно проживающих) содержатся в отчете ГУП "ВЦКП "Жилищное хозяйство" N 734 "Сведения о площадях по видам собственности в разбивке по квартирам";
3) сведения о наличии и типе установленных в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), сроках поверки заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, дате опломбирования приборов учета, на основании показаний которых производится расчет платы за коммунальные услуги содержатся в отчете ГУП "ВЦКП "Жилищное хозяйство" N 814 "Реестр установленных квартирных приборов учета на 21.01.2019 года" и в Сведениях о квартирных ПУ и объемах потребления за декабрь 2018 года;
4) сведения о составленных актах обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома отсутствуют, так как во всех помещениях дома имеется техническая возможность установки индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома;
5) сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством.
6) сведения о том, что ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг отопление и горячее водоснабжение не вводилось;
7) сведения о том, что перерасчеты размера платы за коммунальные услуги отопление и горячее водоснабжение за предыдущие 12 месяцев не производились;
Сведения о том, что нежилые помещения в доме отсутствуют, собственников и арендаторов нежилых помещений в доме нет.
Суды первой и апелляционной инстанций расценили письма Общества в адрес Предприятия, как и письмо Предприятия в адрес Общества, датированные октябрь 2018 года - январь 2019 года, как доказательства надлежащей передачи Обществом сведений для правильного начисления Предприятием гражданам платы за коммунальные услуги.
Ответчик в качестве доказательства, подтверждающего, что представленные Обществом Предприятию в октябре 2018 года - январе 2019 года документы дали возможность истцу надлежащим образом производить начисление гражданам платы за отопление и горячее водоснабжение, представил копии счетов-квитанций Предприятия на оплату коммунальных услуг отопление и горячее водоснабжение, направленные собственнику квартиры N 73 за октябрь 2019 года и за январь 2020 года.
Установив, что все необходимые сведения для начисления платы за отопление и горячее водоснабжение были представлены Обществом Предприятию, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у ответчика отсутствует обязанность по их повторному представлению.
При этом суды исходили из того, что у ответчика как управляющей организации МКД отсутствовала обязанность по передаче персональных сведений собственников помещений на момент перехода собственников на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, поскольку законодательством по состоянию на 01.01.2019 данная обязанность не была предусмотрена.
Кассационная инстанция отклоняет ссылку подателя жалобы на судебный акты по другому делу, выводы по которому основаны на иных фактических обстоятельствах.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в иске.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу N А56-68495/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность управляющей организации по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в МКД коммунальные услуги, а также по передаче такой информации ресурсоснабжающей организации в случаях и порядке, предусмотренных законом. К таким случаям относится, в частности, принятие собственниками МКД предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ решения о заключении от своего имени с ресурсоснабжающей организацией договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг.
...
Письмом от 10.10.2018 N 846/2 Общество направило в адрес Предприятия копию протокола общего собрания собственников помещений в МКД от 23.09.2018 N 1/2018, на котором принято решение о переходе на прямые договоры собственников с ресурсоснабжающими организациями с приложениями:
- список собственников помещений в МКД N 24 по ул. Партизана Германа с указанием фамилии и инициалов, номера помещения (квартиры), типа квартиры (отдельная или коммунальная), размера принадлежащей собственникам доли в праве общей собственности на общее имущество - реестр собственников помещений в доме в соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 45 ЖК РФ (приложение N 1);
...
Апелляционный суд обоснованно указал, что представленные сведения соответствуют требованиям пункта 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ, а именно:"
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 сентября 2021 г. N Ф07-11676/21 по делу N А56-68495/2020