30 сентября 2021 г. |
Дело N А42-6321/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Щуриновой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации города Кировска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 по делу N А42-6321/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Апатитыводоканал", адрес: 184209, Мурманская обл., г. Апатиты, проезд Водопроводный, д. 1, ОГРН 1075101000171, ИНН 5101360351 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации города Кировска, адрес: 184250, Мурманская обл., г. Кировск, пр. Ленина, д. 16, ОГРН 1025100561463, ИНН 5103020921 (далее - Комитет), о взыскании 140 647 руб. 96 коп. задолженности по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, оказанных в период с 01.01.2020 по 31.03.2020 (с учетом уточнения иска).
Решением от 11.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.06.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 11.03.2021 и постановление апелляционного суда от 02.06.2021.
По мнению подателя жалобы, услуги по водоснабжению и водоотведению не могли быть оказаны, поскольку спорные помещения являются пустующими.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией от 20.12.2016 N 97, Обществу присвоен статус гарантирующей организации централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией.
Во всех многоквартирных домах в городе Кировске собственниками помещений на общем собрании принято решение о заключении собственниками помещений договоров холодного водоснабжения и водоотведения с ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем Общество в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставляет собственникам и пользователям жилых помещений коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, а также осуществляет расчеты, изготавливает и предъявляет потребителям платежные документы для оплаты коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения путем перечисления денежных средств непосредственно на расчетный счет Общества.
В многоквартирных домах, расположенных в н.п. Титан и п. Коашва, коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению собственникам и пользователям помещений в МКД предоставляют соответственно товарищество собственников жилья "Титан" и товарищество собственников жилья "Коашва" (далее - исполнители коммунальных услуг), с которыми у Общества заключены соответствующие договоры ресурсоснабжения, по условиям которых Исполнители коммунальных услуг передают Обществу возникающие у них в силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 права требования к потребителям (собственникам и пользователям жилых помещений многоквартирных домов) оплаты за потребленные коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения, а также полномочия по осуществлению расчетов, изготовлению и предъявлению потребителям платежных документов для оплаты коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения путем перечисления денежных средств непосредственно на расчетный счет Общества.
В обоснование иска Общество указывает на то, что в отсутствие письменного договора водоснабжения и водоотведения в период с 01.01.2020 по 31.03.2020 оно оказало коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению в отношении расположенных в многоквартирных домах муниципальных жилых помещений и выставило счета-фактуры и счета на оплату, которые Комитет в полном объеме не оплатил.
С учетом произведенного Обществом перерасчета, задолженность по оплате коммунальных услуг составила 140 647 руб. 96 коп.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Комитетом, как представителем собственника муниципальных помещений, обязательств по оплате оказанных в отношении муниципальных квартир коммунальных услуг, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Поскольку услугами водоснабжения и водоотведения в данном случае обеспечивалось население жилых домов, к спорным правоотношениям применяются положения ЖК РФ и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В пункте 1 статьи 153 ЖК РФ определено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (подпункт 5 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ).
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (пункт 3 статьи 153 ЖК РФ).
Установив факт поставки в спорный период истцом коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению в муниципальные жилые помещения, в отсутствие доказательств их заселения, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод об обязанности Комитета оплатить оказанные коммунальные услуги, задолженность по оплате которых составляет 140 647 руб. 96 коп.
Суды правомерно отклонили довод Комитета об отсутствии оснований для оплаты ввиду отсутствия потребителей коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению (нанимателей помещений).
В силу части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 42 Правил N 354, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, и при наличии технической возможности установки таких приборов учета, размер платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, предоставленные потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4 (1) приложения N 2 к названным Правилам исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, кратного 1,5.
В соответствии с последним абзацем пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к названным Правилам исходя из норматива водоотведения.
Согласно пункту 56 (2) Правил N 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В соответствии с пунктами 86 и 92 Правил N 354 перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, осуществляется только для потребителей в помещении, не оборудованном прибором учета исключительно в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном порядке актом обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета. При отсутствии такого документа перерасчет не может быть произведен.
Расчет суммы задолженности, произведенный с учетом корректировки в отношении пустующих муниципальных жилых помещений, оборудованных приборами учета; коммунальных квартир, комнаты в которых сданы в наем; квартир, непригодных для проживания; а также в отношении квартиры, выбывшей из муниципальной собственности, проверен судами и признан арифметически верным, соответствующим действующему законодательству.
Доказательства оплаты оказанных услуг ответчик в дело не представил.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили иск.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле доказательств.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 по делу N А42-6321/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации города Кировска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с последним абзацем пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к названным Правилам исходя из норматива водоотведения.
Согласно пункту 56 (2) Правил N 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В соответствии с пунктами 86 и 92 Правил N 354 перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, осуществляется только для потребителей в помещении, не оборудованном прибором учета исключительно в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном порядке актом обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета. При отсутствии такого документа перерасчет не может быть произведен."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 сентября 2021 г. N Ф07-12069/21 по делу N А42-6321/2020