04 октября 2021 г. |
Дело N А05-1586/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Родина Ю.А.,
рассмотрев 04.10.2021 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лето" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.04.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2021 по делу N А05-1586/2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, адрес: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лето", адрес: 165680, Архангельская обл., Вилегодский р-н, с. Ильинско-Подомское, Зеленая ул., д. 8, ОГРН 1142904001503, ИНН 2909003179 (далее - Общество), о взыскании 81 837 руб. 90 коп. необоснованно полученной субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию за 2018 год, 127 руб. 53 коп. пеней, начисленных за период с 05.02.2021 по 15.02.2021, и пеней, начисленных с 16.02.2021 по день фактической оплаты долга.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 19.04.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.07.2021, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение ими фактических обстоятельств дела, отменить решение от 19.04.2021 и постановление от 05.07.2021, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, суды неправомерно не приняли во внимание, что Обществом выполнены не только требования органа местного самоуправления, но и требования федерального законодательства, в связи с чем применение Министерством и судом расчетного объема потребленной тепловой энергии при расчете субсидии идет в разрез требованиям законодательства. Поскольку Общество в спорный период осуществляло поставку тепловой энергии на территории муниципального образования "Ильинское" и несло расходы в связи с этой деятельностью, оно вправе требовать возмещения своих убытков, возникших в результате государственного регулирования цен на такие услуги. Также Общество полагает, что оснований для возврата средств субсидии не имеется и в связи с отсутствием задолженности. Помимо прочего, податель жалобы считает необоснованным и требование о взыскании пеней.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит отказать в ее удовлетворении, полагая судебные акты законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 и частью 2 статьи 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между Министерством и Обществом заключен договор от 18.01.2018 N 40-Т о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 7.2 договора его действие стороны распространили на отношения, возникшие с 01.01.2018.
По условиям договора Обществу из областного бюджета в 2018 году предоставляется субсидия на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения в соответствии Порядком предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (далее - Порядок предоставления субсидии), утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)".
В пункте 3.2.2 договора согласованы плановые объемы тепловой энергии, подлежащей отпуску в 2018 году населению и потребителям, приравненным к населению, на территории муниципального образования "Ильинское".
Согласно пункту 3.2.1 договора в качестве базовых величин для расчета размера субсидии принимается, в том числе объем тепловой энергии (теплоносителя), поставленный населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии и (или) в случаях, допускаемых Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), определенный в установленном порядке расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила N 306).
Объем тепловой энергии, поставленный населению и потребителям, приравненным к населению, подтверждается данными бухгалтерского учета за отчетный период.
Размер субсидии для получателя рассчитывается по формуле, указанной в пункте 3.3 договора.
Также между сторонами заключены договоры от 25.02.2019 N 92-Т и от 20.01.2020 N 24-Т на предоставление из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
Министерство на основании распоряжения от 22.12.2020 N 981-р в период с 01.12.2020 по 26.12.2020 провело плановую камеральную проверку соблюдения Обществом условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения за период с 2018 по октябрь 2020 года. П результатам проверки составлен акт от 26.12.2020 N 203/06-06/125.
В ходе проверки Министерство установило завышение Обществом в расчетах за 2018 год объема отпуска тепловой энергии на 35,110 Гкал на сумму 81 902 руб. 71 коп., а также завышение в расчетах за январь - октябрь 2020 года объема отпуска тепловой энергии на 0,993 Гкал на сумму 1871 руб. 72 коп., в связи с чем направило Обществу требование от 14.01.2021 N 203/06-06/144, в котором предложило в течение 10 дней со дня его предъявления произвести возврат 83 774 руб. 43 коп. необоснованно полученных средств субсидии.
Платежным поручением от 04.02.2021 Общество осуществило возврат средств субсидии в размере 1 936 руб. 53 коп., в том числе 64 руб. 81 коп. за 2018 год и 1871 руб. 72 коп. за 2020 год.
Поскольку требование исполнено Обществом не полностью, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных этим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Постановлением правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп утвержден порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
Согласно пункту 4 Порядка предоставления субсидий субсидии предоставляются теплоснабжающим организациям после установления агентством по тарифам и ценам Архангельской области для данных организаций экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию и льготных тарифов на тепловую энергию на текущий календарный год
В соответствии с пунктом 4.1 названного Порядка целью предоставления субсидий является возмещение теплоснабжающим организациям недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
Как установлено пунктами 5, 11 Порядка предоставления субсидий, Министерство заключает с теплоснабжающими организациями договоры на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, которые, в том числе, должны предусматривать порядок определения объема тепловой энергии, поставленной теплоснабжающей организацией населению и потребителям, приравненным к населению.
В силу пункта 13 данного Порядка теплоснабжающие организации ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Министерство расчеты фактической потребности в средствах субсидий.
В случае выявления Министерством нарушения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, а также условий договора средства субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 15 календарных дней со дня предъявления министерством соответствующего требования. Получатель субсидии обязан возвратить средства остатков субсидии, не использованные в отчетном финансовом году, в течение 15 календарных дней со дня предъявления Министерством соответствующего требования в случаях, предусмотренных договором (пункт 25 Порядка предоставления субсидии).
В соответствии с положениями статьи 78 БК РФ, подпункта "б" пункта 3.4 Порядка предоставления субсидии договорами на 2018 год установлен порядок определения объема тепловой энергии (теплоносителя), поставленной (поставленного) теплоснабжающей организацией населению и потребителям, приравненным к населению.
Судами установлено, что в соответствии с положениями части 3 статьи 19 Закона N 190-ФЗ в связи с отсутствием в ряде многоквартирных жилых домов муниципального образования "Ильинское" муниципального образования "Вилегодский муниципальный район" общедомовых приборов учета, учет тепловой энергии в 2018 году осуществлялся расчетным путем с применением установленных нормативов.
Как установлено пунктом 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), формулой 2 приложения N 2 к названным Правилам, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В соответствии с положениями части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 Правил N 306 уполномоченным органом - Министерством энергетики и связи Архангельской области постановлением от 24.06.2013 N 80-пн утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домов, расположенных на территории муниципального образования "Ильинское" муниципального образования "Вилегодский муниципальный район": 0,047 Гкал на 1 кв. м общей жилой площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц для одноэтажных и двухэтажных домов.
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению утверждены в течение отопительного периода.
Продолжительность отопительного периода, принятая при расчете нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домов, расположенных на территории муниципального образования "Ильинское" муниципального образования "Вилегодский муниципальный район", исчислена в соответствии с пунктом 18 приложения N 1 к Правилам N 306, актуализированной редакцией СНиП 23-01-99* и равна 8 месяцам.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 8413/11, в случае, если величина норматива определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящаяся на отопительный период, она подлежит применению для определения платы за отопление только в течение этого периода. Если же величина норматива определена как часть общегодового количества тепловой энергии, приходящегося на каждый из 12 месяцев года независимо от того, относится этот месяц к отопительному периоду или нет, то оплата указанного общегодового количества тепловой энергии будет обеспечиваться только при условии применения величины норматива для исчисления ежемесячной платы.
Таким образом, как верно указали суды, в проверенном периоде Обществом суммарно за отопительный период потребителям могла быть выставлена плата за коммунальную услугу по отоплению, исчисленная по нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги, за 8 полных месяцев отопительного периода.
С учетом изложенного суды установили, что нормативный расход тепловой энергии на отопление жилых домов, расположенных в муниципальном образовании "Ильинское" за полный месяц отопительного периода сентябрь 2017 года - апрель 2018 года должен составлять: 41,073 Гкал, исходя из 873,9 кв. м общей площади в многоквартирных домах, не оборудованных ОПУ (873,9 кв. м x 0,047 Гкал/кв. м) от котельной, расположенной по адресу: ул. Кедрова, д. 21, фл. 1; 31,043 Гкал, исходя из 660,50 кв. м общей жилой площади в многоквартирных домах, не оборудованных ОПУ (660,50 кв. м x 0,047 Гкал/кв. м), от котельной, расположенной по адресу: ул. Советская, д. 1.
Фактический объем тепловой энергии, предъявленный населению, проживающему в домах, не оснащенных ОПУ, составил за сентябрь 2017 года и май 2018 года: от котельной, расположенной по адресу: ул. Кедрова, д. 21, фл.1 - 51,364 Гкал; от котельной, расположенной по адресу: ул. Советская, д. 1 - 38,821 Гкал.
Разрешая спор, суды пришли к выводу, что объем тепловой энергии, выставленный в платежных документах населению и подтвержденный данными бухгалтерского учета, за сентябрь 2017 года и май 2018 года в сумме, превышает объем тепловой энергии, определенный расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг, за целый месяц отопительного периода: от котельной, расположенной по адресу: ул. Кедрова, д. 21, фл.1, на 10,291 Гкал (51,364 Гкал - 41,073 Гкал) на сумму субсидии 34 137 руб. 93 коп.; от котельной, расположенной по адресу: ул. Советская, д. 1, на 7,778 Гкал (38,821 Гкал - 31,043 Гкал) на сумму субсидии 14 969 руб. 15 коп.
При таких обстоятельствах суды правомерно указали, что Обществом завышен объем тепловой энергии, поставленной населению муниципального образования "Ильинское" за 2018 год на 18,069 Гкал (10,291 Гкал + 7,778 Гкал) и соответственно Обществом необоснованно получены средства субсидии в размере 49 107 руб. 08 коп. (34 137 руб. 93 коп. + 14 969 руб. 15 коп.).
Кроме того, Министерством установлено, что Обществом в расчет за январь 2018 года включен объем тепловой энергии, поставленный населению муниципального образования "Ильинское" от котельной, расположенной по адресу: ул. Советская, д. 1 за период с 1 по 31 января 2018 года в размере 37,650 Гкал.
Как следует из материалов дела, постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 11.01.2018 N 1-т/1 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Лето" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Ильинское" муниципального образования "Вилегодский муниципальный район", получающим тепловую энергию от котельной, расположенной по адресу: ул. Советская, д. 1, с.Ильинско-Подомское Вилегодского района Архангельской области, Обществу с 15.01.2018 установлены тарифы на тепловую энергию и в соответствии с указанным постановлением на период с 15.01.2018 по 30.06.2018 тариф на тепловую энергию для потребителей, расположенных на территории указанного образования, был установлен в размере 3030,39 руб./Гкал. Льготные тарифы на тепловую энергию для населения и потребителей, приравненных к населению, на тот же период установлены в размерах: для населения - 1304,89 руб./Гкал, для потребителей, приравненных к населению - 1105,84 руб./Гкал.
Таким образом, как верно отметили суды, в период с 01.01.2018 по 14.01.2018 Обществу тарифы на отпускаемую тепловую энергию установлены не были.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления субсидии теплоснабжающим организациям субсидии предоставляются после установления агентством по тарифам и ценам Архангельской области для данных организаций экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию и льготных тарифов на тепловую энергию на текущий календарный год.
На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что поскольку в период с 01.01.2018 по 14.01.2018 тарифы Обществу не были установлены, оно необоснованно включало в расчет субсидии за январь 2018 года объем тепловой энергии, поставленный населению, расположенному на территории муниципального образования "Ильинское" (котельная на ул. Советская, д. 1), в период с 01.01.2018 по 14.01.2018 года, то есть 17,007 Гкал на сумму 32 730 руб. 82 коп.
При таком положении суды правомерно удовлетворили требование Министерства и взыскали с Общества 81 837 руб. 90 коп. необоснованно полученных средств субсидий, а также с учетом положений пунктов 25, 27 Порядка предоставления субсидии, пункта 4.3.6 договора и пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" взыскали 127 руб. 53 коп. пеней, начисленных за период с 05.02.2021 по 15.02.2021, и пени, начисленные с 16.02.2021 по день фактической оплаты долга.
Доводов в части неправомерного расчета пеней в кассационной жалобе не содержится.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Общества были подробно исследованы судами первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Несогласие подателя жалобы с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу.
Нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.04.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2021 по делу N А05-1586/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лето" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судья |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.