04 октября 2021 г. |
Дело N А56-30554/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Толкунова В.М.,
при участии от акционерного общества "Балтийский завод" Скобелевой А.А. (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев 28.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2021 по делу N А56-30554/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Балтийский завод", адрес: 199106, Санкт-Петербург, ул. Косая линия, д. 16, ОГРН 1027800509000, ИНН 7830001910 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, г. Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; ОГРН 1027809242933; ИНН 7825413361 (далее - Управление), от 16.01.2020 по жалобе N Т02-29/20.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Петрокомплект-Строй", адрес: 199106, Санкт-Петербург, Весельная ул., д. 7/10, лит. А, пом. 17Н, оф. 7, ОГРН 1187847223167, ИНН 7801647836.
Решением суда первой инстанции от 29.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.02.2021, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявления. Управление настаивает на том, что в рассматриваемом случае закупочная комиссия Общества (Организатора торгов) несвоевременно приняла решение о проведении переторжки и ненадлежащим образом осуществила ее проведение.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Определением председателя судебного состава от 07.09.2021 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), ранее участвовавший в рассмотрении кассационной жалобы судья Мунтян Л.Б. в связи с нахождением в очередном отпуске заменена судьей Толкуновым В.М.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
ООО "Петрокомплект-Строй" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, 02.10.2019 Обществом (Организатор торгов) на официальном сайте Единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение N 31908361676 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку листового нержавеющего металлопроката из стали марки 08Х16Н11М3 для заказа 23234 (далее - Закупка).
Указанная закупка проводилась в соответствии с Законом N 223-ФЗ, Положением о закупках Общества и на основании Документации о закупке.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Петрокомплект-Строй" решением Санкт-Петербургского УФАС от 16.12.2019 N Т02-778/19 в действиях закупочной комиссии Организатора торгов было признано нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), выразившееся в предъявлении требований к участнику, которые не указаны в документации о закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО "Петрокомплект-Строй" в порядке, который не указан в документации о закупке.
Управлением также выдано предписание от 16.12.2019, которым Организатору торгов и его закупочной комиссии было предписано совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении Закупки, путем отмены протоколов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, повторного проведения процедуры рассмотрения заявок с учетом мотивировочной части решения по жалобе N Т02-778/19 и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о закупке, Положением о закупках Общества и Законом N 223-ФЗ.
Во исполнение предписания Управления от 16.12.2019 согласно протоколу от 27.12.2019 N 574/1/6 закупочной комиссией Организатора торгов принято решение об отмене протоколов 26.11.2019 N 574/1/4, от 28.11.2019 N 574/1/5 (пункт 1), произведено рассмотрение, оценка и сопоставление заявок и утверждены результаты (пункты 2, 3); на основании результатов оценки и сопоставления заявок принято решение провести очную переторжку 27.12.2019 на ЭТП ACT ГОЗ по условию цена.
По результатам переторжки Организатором торгов опубликован итоговый протокол от 09.01.2020 N 574/1/7, где в числе прочего указано на то, что в ходе очной переторжки было подано единственное предложение от участника ООО "БСК" о снижении цены до 163 000 000 руб., в связи с чем по результатам оценки и сопоставления заявок победителем Закупки признано ООО "БСК".
ООО "Петрокомплект-Строй" 30.12.2019 в Управление подана жалоба на действия закупочной комиссии Организатора торгов, в которой податель жалобы ссылался на ненадлежащее проведение Организатором торгов процедуры переторжки с публикацией протокола с решением о проведении переторжки в ЕИС позже начала процедуры переторжки.
Решением Управления от 16.01.2020 по жалобе N Т02-29/20 жалоба ООО "Петрокомплект-Строй" признана обоснованной; в действиях Организатора торгов и его закупочной комиссии признано нарушение требований пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенные вследствие несвоевременного принятия решения о проведении переторжки согласно протоколу от 27.12.2019 N 574/1/6 и ненадлежащего проведения переторжки согласно итоговому протоколу от 09.01.2020 N 574/1/7.
Управлением также вынесено предписание от 16.01.2020, которым Организатору торгов и его закупочной комиссии было предписано совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении Закупки, путем отмены протоколов от 27.12.2019 N 574/1/6 и от 09.01.2020 N 574/1/7, повторного проведения процедуры переторжки с заблаговременным уведомлением участников Закупки о дате и времени переторжки не менее чем за 24 часа до начала процедуры переторжки с публикацией в ЕИС соответствующего протокола, и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о закупке, Положением о закупках Общества и Законом N 223-ФЗ.
Не согласившись с указанными решением и предписанием Управления, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции признал обоснованными требования Общества, в связи с чем признал недействительными решение и предписание Санкт-Петербургского УФАС от 16.01.2020 по жалобе N Т02-29/20.
Апелляционный суд поддержал решение суда первой инстанции.
Заслушав пояснения представителя Общества, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Общество относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Законом N 223-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
Положение о закупке Общества, утверждено Советом директоров (протокол от 25.12.2018 N 322).
Пунктом 3.52 Положения о закупке определено, что переторжка - процедура, которая может дополнять закупочную процедуру, в целях получения наиболее выгодных предложений по оцениваемым критериям, относительно изначальных предложений участников.
Основанием для проведения переторжки является решение закупочной комиссии (7.3.4.3 Положения о закупке).
Переторжка может иметь очную (в режиме реального времени) либо заочную форму проведения. Порядок проведения переторжки указывается в документации о закупке (7.3.4.5 Положения о закупке).
Независимо от того, по каким причинам проводится переторжка, на нее в обязательном порядке приглашаются все участники, допущенные к участию в закупке (7.3.4.6 Положения о закупке).
В переторжке может участвовать любое количество участников из числа приглашенных. Участник закупочной процедуры, приглашенный на переторжку, вправе не участвовать в ней, тогда его заявка и предложение остаются действующими с ранее объявленной ценой либо заявленными условиями (7.3.4.7 Положения о закупке).
При проведении очной переторжки изменению подлежит только цена предложения (7.3.4.8 Положения о закупке).
Форма и порядок проведения очной переторжки, сроки подачи новых предложений, определенные закупочной комиссией, указываются в уведомлениях, направляемых участникам закупочной процедуры с использованием ACT ГОЗ (автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа, электронная площадка для проведения закупок) (7.3.4.9 Положения о закупке).
Сведения о прохождении очной переторжки должны быть доступны всем участникам, допущенным к участию в закупке (7.3.4.10 Положения о закупке).
С начала очной переторжки на ACT ГОЗ участник, приглашенный к участию в процедуре переторжки и желающий повысить предпочтительность своей заявки, должен заявить на ACT ГОЗ в режиме реального времени новую цену договора. Снижение цены договора может производиться участником поэтапно до момента окончания переторжки неограниченное количество раз. Представители участников заявляют новую цену договора независимо от цен, предлагаемых другими участниками, при этом участники не имеют обязанности предложить цену ниже других участников (7.3.4.11 Положения о закупке).
Проведение очной переторжки осуществляется в соответствии с правилами, установленными на ACT ГОЗ (7.3.4.12 Положения о закупке).
После проведения переторжки закупочная комиссия производит необходимые подсчеты в соответствии с ранее объявленными критериями и учитывает предложения, полученные в ходе переторжки, при оценке заявок и построении итогового ранжирования предложений. Заявки участников. приглашенных на переторжку, но в ней не участвовавших, учитываются при построении итогового ранжирования по первоначальным предложениям. Далее в обычном порядке применяются процедуры выбора победителя (7.3.4.17, 7.3.4.18 Положения о закупке).
Пунктом 3.6.13 Документации о закупке также предусмотрено, что на основании результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений Закупочная комиссия вправе принять решение о проведении переторжки.
Проведение переторжки осуществляется в соответствии с разделом 3.7 Документации о закупке.
Согласно пункту 3.7.9 Документации о закупке форма и порядок проведения очной переторжки, сроки подачи новых предложений, определенные закупочной комиссией, указываются в уведомлениях, направляемых участникам ACT ГОЗ.
Электронная торговая площадка ACT ГОЗ функционирует в соответствии с Регламентом организации и проведения закупок товаров, работ, услуг ТП ACT ГОЗ, утвержденным приказом генерального директора ООО "ACT ГОЗ" от 22.08.2019 N 26 (далее - Регламент ЭТП ACT ГОЗ).
Пунктом 9.1.9 Регламента ЭТП ACT ГОЗ установлено, что в случае указания заказчиком в протоколе рассмотрения заявок сведений о проведении дополнительного этапа торгов, у участников, чьи заявки в соответствии с протоколом рассмотрения заявок были допущены к следующему этапу проведения процедуры закупки, появляется возможность улучшить поданное в составе заявки предложение о цене договора путем участия в этапе торгов, проведение которого осуществляется в соответствии с пунктом 8.9. Регламента.
Пунктом 8.9.4 Регламента ЭТП ACT ГОЗ установлено, что оператор обеспечивает проверку наличия допуска участников к переторжке на основании протокола рассмотрения заявок и открывает функционал подачи предложений о цене договора участникам.
Разделом 12 Регламента ЭТП ACT ГОЗ предусмотрено направление системой ACT ГОЗ в личный кабинет пользователей уведомлений, обязательных для прочтения. Получателем таких уведомлений является любой пользователь, аккредитованный на электронной площадке, в том числе участник закупки.
В рассматриваемом случае, во исполнение предписания Управления от 16.12.2019 согласно протоколу от 27.12.2019 N 574/1/6 закупочной комиссией Организатора торгов принято решение об отмене протоколов 26.11.2019 N 574/1/4, от 28.11.2019 N 574/1/5 (пункт 1), произведено рассмотрение, оценка и сопоставление заявок и утверждены результаты (пункты 2, 3); на основании результатов оценки и сопоставления заявок принято решение провести очную переторжку 27.12.2019 на ЭТП ACT ГОЗ по условию цена.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, 25.12.2019 в 15:39 организатором процедуры закупки на ЭТП ACT ГОЗ был подписан документ "Шаблон задачи на возобновление (организатор)". В результате подписания указанного документа 25.12.2019 15:39 в личный кабинет всех участников процедуры закупки на ЭТП ACT ГОЗ был направлен документ "Уведомление о возобновлении процедуры - N 190484600331" (лист 124 том 1).
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что участники процедуры закупки заранее получили уведомления с площадки ACT ГОЗ о возобновлении процедуры закупки на основании решения и предписания Управления от 16.12.2019. Согласно данным ООО "ACT ГОЗ" все участники прошли допуск к процедуре закупки на площадке.
Решение о проведении очной переторжки 27.12.2019 на ЭТП ACT ГОЗ по условию цена принято закупочной комиссией Организатора торгов и отражено в протоколе от 27.12.2019 N 574/1/6, который опубликован в на ЭТП ACT ГОЗ 27.12.2019 в 15:57, что подтверждается сведениями АСТ ГОЗ (лист 125 с оборотом том 1).
В уведомлении о проведении процедуры переторжки на торговой площадке ACT ГОЗ было указано, что переторжка будет проводиться 27.12.2019 с 16:03 до 16:33 (МСК), что соответствует пункту 3.7.9 Документации о закупке.
При этом, 27.12.2019 в 16:01 МСК участникам закупки было направлено уведомление о формировании дополнительного этапа "Торги" (идентификатор документа 3328377), в котором имеется отсылка к протоколу от 27.12.2019 N 574/1/6 (лист 126 с оборотом том 1). Согласно представленным сведениям процедура переторжки на ЭТП ACT ГОЗ была начата 27.12.2019 в 16:03 (МСК) и завершена в 16:34 (МСК). В период проведения переторжки 27.12.2019 в 16:04 (МСК) поступило и было принято Организатором закупки единственное предложение о снижении цены заявки от участника с идентификационным номером 43035 (ООО "БСК").
Суды, оценив имеющиеся в деде доказательства в порядке предусмотренном статьей 71 АПК РФ, пришли к выводу о том, что при проведении переторжки Общество не создало ограничения для участников на участие в закупке и проведении очной переторжки. Все участники были допущены до участия в процедуре закупки и имели возможность подать предложения о снижении цены заявки в ходе проведения очной переторжки 27.12.2019 с 16:03 до 16:34 (МСК) с учетом их уведомления о проведении переторжки посредством функционала электронной торговой площадки АСТ ГОЗ в соответствии с требованиями к проведению переторжки, установленными в Положении о закупке и Документации о закупке. Протокол от 27.12.2019 N 574/1/6 был размещен в ЕИС в срок, установленный частью 12 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
С учетом установленных обстоятельств суды двух инстанций не усмотрели в действиях Организатора торгов и его закупочной комиссии нарушения требований пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, в связи с чем правомерно удовлетворили заявление Общества.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2021 по делу N А56-30554/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, оценив имеющиеся в деде доказательства в порядке предусмотренном статьей 71 АПК РФ, пришли к выводу о том, что при проведении переторжки Общество не создало ограничения для участников на участие в закупке и проведении очной переторжки. Все участники были допущены до участия в процедуре закупки и имели возможность подать предложения о снижении цены заявки в ходе проведения очной переторжки 27.12.2019 с 16:03 до 16:34 (МСК) с учетом их уведомления о проведении переторжки посредством функционала электронной торговой площадки АСТ ГОЗ в соответствии с требованиями к проведению переторжки, установленными в Положении о закупке и Документации о закупке. Протокол от 27.12.2019 N 574/1/6 был размещен в ЕИС в срок, установленный частью 12 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
С учетом установленных обстоятельств суды двух инстанций не усмотрели в действиях Организатора торгов и его закупочной комиссии нарушения требований пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, в связи с чем правомерно удовлетворили заявление Общества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 октября 2021 г. N Ф07-5774/21 по делу N А56-30554/2020