04 октября 2021 г. |
Дело N А56-99308/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кроликс" директора Чистякова А.И. (выписка из ЕГРЮЛ от 22.09.2021), от Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Киянова Т.Г. (доверенность от 12.05.2021 N 94-Д), Унанян Г.А. (доверенность от 29.04.2021 N 32-Д),
рассмотрев 29.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021 по делу N А56-99308/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кроликс", адрес: 192283, Санкт-Петербург, Купчинская ул., д. 32, корп. 1, лит. Б, пом. 2Н, ОГРН 1167847292678 (далее - Общество, ООО "Кроликс"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений и действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям (в настоящее время переименовано в Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору), адрес: 198095, Санкт-Петербург, ул. Швецова, д. 12, ОГРН 1057810087202, ИНН 7805365021 (далее - Управление) и государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Станция по борьбе с болезнями животных Волосовского района", адрес: 188417, Ленинградская обл., Волосовский р-н, п. Сумино, ОГРН 1054700550200 (далее - Учреждение), выразившихся в аннулировании учетной записи закрепленного пользователя в федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии (далее - ФГИС ВетИС) Чистякова Андрея Ивановича без возможности восстановления; понуждении Управления и Учреждения восстановить учетную запись закрепленного пользователя в ФГИС ВетИС Чистякова А.И.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021, решение и действия Управления по аннулированию учетной записи в ФГИС ВетИС Чистякова А.И. признаны незаконными; на Управление возложена обязанность восстановить учетную запись закрепленного пользователя в ФГИС ВетИС Чистякова А.И.; с Управления в пользу Общества взыскано 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и отказать ООО "Кроликс" в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, внесение в оформленные Чистяковым А.И. производственные документы данных о том, что продукция из разделанных частей тушек "подвергнута ветеринарно-санитарной экспертизе в полном объеме", является заведомо ложной информацией, в связи с чем Управление в целях обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности подконтрольной продукции правомерно аннулировало регистрацию в ФГИС ВетИС.
Кроме того, Управление обращает внимание на то, что противоправность действий Общества в лице его сотрудника Чистякова А.И. по внесению сведений в производственные документы в ВетИС "Меркурий" о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы подтверждается вступившим в законную силу постановлением Волосовского районного суда Ленинградской области от 02.12.2020 по делу N 5-415/2020, которым ООО "Кроликс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представители Управления поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против удовлетворения данной жалобы.
Учреждение надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направило. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе административного расследования, проводимого в рамках дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО "Кроликс", Управление при анализе данных компонента ВетИС "Меркурий" установило, что 14.09.2020 в 10 ч 20 мин 50 сек с учетной записи уполномоченного лица Общества Чистякова А.И. была оформлена заявка на транзакцию "переработка/производство" и в 10 ч 25 мин 55 сек с этой же учетной записи совершена транзакция N 2486971038 в отсутствие заявки на проведение государственной ветеринарной экспертизы.
При просмотре информации о транзакции N 2486971038 установлено, что в разделе "вырабатываемая продукция" обозначены следующие позиции вырабатываемой продукции:
- "00290 мясо кролика без добавок тушка - 120 кг";
- "00290 мясо кролика без добавок окорок - 52,35 кг";
- "00290 мясо кролика без добавок лопатка - 18,56 кг";
- " 00290 мясо кролика без добавок длинный филей - 12,89 кг";
- "00290 мясо кролика без добавок филей пашинный - 15,56 кг";
- "00290 мясо кролика без добавок внутренний филей - 2,35 кг";
- "00290 мясо кролика без добавок печень - 5,23 кг".
На каждую из этих позиций с учетной записи Чистякова А.И. были оформлены производственные ветеринарные сопроводительные документы (далее - ВСД) от 14.09.2020 соответственно N 6818572605, N 6818572609, N 6818572624, N 6818572636, N 6818572648, N 6818572670, N 6818572701.
Во всех указанных производственных ВСД в строке "ветеринарно-санитарная экспертиза" обозначено "подвергнута ветеринарно-санитарной экспертизе в полном объеме".
Вместе с тем материалами проверки доказывается, что сведения о результатах ветеринарно-санитарной экспертизы присутствуют только для производственных ВСД N 6818572605 ("00290 мясо кролика без добавок тушка - 120 кг" - ветсанэкспертиза " 39619628) и N 6818572670 ("00290 мясо кролика без добавок печень - 5,23 кг" - ветсанэкспертиза N 39619441), в отношении иных выше указанных производственных ВСД результаты ветеринарно-санитарной экспертизы отсутствуют.
Отсутствие проведения ветеринарно-санитарной экспертизы в отношении частей мяса кролика подтверждено также письмом Учреждения от 14.10.2020 N 374.
Установленные Управлением факты свидетельствуют о внесении Чистяковым А.И. при оформлении производственных ВСД N 6818572609, N 6818572624, N 6818572636, N 6818572648, N 6818572670 ложных сведений о том, что названная в перечисленных документах продукция "подвергнута ветеринарно-санитарной экспертизе в полном объеме".
Указанное обстоятельство в силу пункта 18 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, утвержденного приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 (далее - Порядок N 589), послужило Управлению основанием для аннулирования учетной записи закрепленного пользователя в ФГИС ВетИС Чистякова А.И. без возможности восстановления, о чем ООО "Кроликс" было уведомлено письмо от 23.10.2020 N 523-12. В качестве основания для принятия данного решения указано на внесение заведомо ложных данных в ФГИС ВетИС "Меркурий" с учетной записи уполномоченного лица Общества Чистякова А.И. и неоднократное привлечение Общества, а также уполномоченного лица Чистякова А.И. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным действием Управления, ООО "Кроликс" оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании выводов о наличии технической ошибкой пользователя при оформлении производственных ВСД и отсутствии умысла на внесение ложных данных признали незаконным решение Управления по аннулированию учетной записи в ФГИС ВетИС Чистякова А.И., обязав Управление восстановить учетную запись закрепленного пользователя в ФГИС ВетИС Чистякова А.И.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришла к следующим выводам.
Согласно статье 30 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, непереработанная пищевая продукция животного происхождения подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе перед выпуском в обращение на таможенную территорию Таможенного союза, если иное не установлено техническим регламентом Таможенного союза на пищевую рыбную продукцию, и сопровождается документом, содержащим сведения, подтверждающие безопасность. Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и оформление ее результатов осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, а также Соглашением Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) (далее - ветеринарные правила) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами среди прочего требования при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, осуществлении мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в том числе при разведении, выращивании, содержании, перемещении (перевозке и перегоне), обороте и убое животных, к характеру, форме, содержанию и предоставлению информации по этим видам деятельности.
Согласно части 6 статьи 2.3 Закона о ветеринарии уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, в том числе на продукцию животного происхождения, подвергнутую тепловой или иной обработке, обеспечивающей уничтожение в ней патогенных микроорганизмов и возбудителей паразитарных заболеваний, и (или) упакованную в потребительскую или транспортную упаковку, исключающую ее контакт с внешней средой, из перечня, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, при условии, если такая продукция или сырье, из которого она изготовлена, прошли установленные ветеринарным законодательством Российской Федерации процедуры подтверждения (обеспечения) безопасности.
Форма и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением формы и порядка оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, устанавливаются ветеринарными правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов. Оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии (части 7 и 8 статьи 2.3 Закона о ветеринарии).
Частью 1 статьи 4.1 Закона о ветеринарии установлено, что федеральная государственная информационная система в области ветеринарии создана в целях обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров; оформления и выдачи ветеринарных сопроводительных документов; оформления разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации и транзит через территорию Российской Федерации подконтрольных товаров; регистрации данных и результатов ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторных исследований и отбора проб для них; обеспечения иных направлений деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Субъекты информационной системы, физические и юридические лица, аттестованные специалисты в области ветеринарии в пределах своей компетенции, представляют информацию в информационную систему и получают информацию из нее в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (пункт 6 постановления Правительства Российской Федерации от 07.11.2016 N 1140 "О порядке создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии").
Порядок представления информации в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии и получения информации из нее, утвержденный приказом Минсельхоза России от 30.06.2017 N 318 (далее - Порядок N 318), определяет правила предоставления информации, указанной в пункте 3 статьи 4.1 Закона о ветеринарии, в ФГИС ВетИС и получения информации из нее.
Согласно пунктам 9.1 - 9.3 Порядка N 318 представление в ФГИС ВетИС информации о результатах ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных товаров осуществляют зарегистрированные в ФГИС ВетИС пользователи, являющиеся должностными лицами субъектов ФГИС ВетИС, которые провели ветеринарно-санитарную экспертизу подконтрольных товаров.
В соответствии с пунктом 11.1 Порядка N 318 представление в ФГИС ВетИС и получение информации из нее об оформлении и о выдаче ветеринарных сопроводительных документов осуществляют зарегистрированные в ФГИС ВетИС в том числе уполномоченные лица организаций, являющихся производителями и (или) участниками оборота подконтрольных товаров.
Представление и получение информации об оформлении и о выдаче ветеринарных сопроводительных документов осуществляются в соответствии с Порядком N 589.
В соответствии с пунктом 10 Порядка N 589 уполномоченные лица организаций регистрируются путем направления заявки на предоставление доступа к ФГИС ВетИС, которая представляется в письменном виде на бланке организации за подписью руководителя оператору ФГИС ВетИС или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью руководителя организации, направленного по электронной почте.
Заявка должна содержать указанные в пункте 6 названного Порядка данные о каждом из регистрируемых уполномоченных лиц организации, их должности и права доступа в ФГИС ВетИС (абзац второй названной нормы).
Согласно пункту 18 Порядка N 589 основаниями для аннулирования регистрации в ФГИС ВетИС является, в том числе внесение зарегистрированным лицом в оформляемые ВСД заведомо ложных данных.
Как установлено судами, должностным лицом Учреждения был произведен предубойный осмотр 120 кроликов Общества, что было оформлено соответствующими актами от 14.09.2020; после убоя осмотрены тушки и внутренние органы кроликов, о чем внесено в ФГИС ВетИС "Меркурий" данные о произведенной экспертизе и номерах свидетельств ветеринарно-санитарной экспертизы на печень кролика и мясо в тушках. Отдельно части мяса кролика ветеринарно-санитарной экспертизе не подвергались, что было признано Чистяковым А.И и не оспаривалось Обществом.
Из объяснений Чистякова А.И. следует, что 14.09.2020; внося сведения в ВСД о проведении ветеринарно-санитарной экспертизе продукции (частей тушки кролика), предназначенной для реализации, он (Чистяков А.И.) ориентировался на результат ветеринарно-санитарной экспертизы тушек и печени и полагал, что отдельной экспертизы на разделанные части тушек не требуется.
Суды двух инстанций с учетом указанных объяснений сочли, что недостоверные сведения о наличии ветеринарно-санитарной экспертизы частей мяса кролика (в отсутствие таковой) были внесены в связи с технической ошибкой пользователя и без умысла на внесение ложных данных. Отметив, что сами тушки кроликов подверглись ветеринарной экспертизе, суды пришли к выводу об отсутствии со стороны представителя Общества действий по внесению заведомо ложных данных в оформляемые ВСД.
Привлечение ООО "Кроликс" к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 КоАП РФ, по мнению судов, также не является основанием для аннулирования регистрации Чистякова А.И. в ФГИС ВетИС.
Между тем, противоправность действий Чистякова А.И., как уполномоченного лица Общества, по внесению ложных сведений в производственные документы в ФГИС ВетИС "Меркурий" о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы подтверждена вступившим в законную силу постановлением Волосовского районного суда Ленинградской области от 02.12.2020 по делу N 5-415/2020, которым ООО "Кроликс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
Кроме того, удовлетворяя заявленные требования ООО "Кроликс", суды не указали какие нарушенные права и законные интересы самого Общества подлежат защите по настоящему делу, не содержится таких обоснований и в заявлении, рассмотренном судами по настоящему делу.
Обосновывая удовлетворение заявленных требований, суды указали, что аннулирование регистрации Чистякова А.И. в ФГИС ВетИС является крайней мерой, нарушающей права Общества.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Как указывалось выше, пунктом 10 Порядка N 589 установлен порядок регистрации в ФГИС ВетИС уполномоченного лица организаций, являющихся производителями и (или) участниками оборота подконтрольных товаров. Согласно указанной норме такая регистрация осуществляется компетентным органом в срок не более 5 рабочих дней по заявке организации на предоставление доступа к ФГИС ВетИС, содержащей сведения о регистрируемом физическом лице.
Таким образом, Общество имело возможность подать соответствующую заявку с целью регистрации в ФГИС ВетИС иного уполномоченного лица организации и, как следует из пояснений сторон, таким правом Общество воспользовалось незамедлительно, а оператор ФГИС ВетИС произвел такую регистрация в течении одного дня.
При таких обстоятельствах довод о том, что аннулирование сведений о Чистякове А.И., состоявшим в трудовых отношениях с Обществом, является крайней меры для самого Общества, является несостоятельным.
Иных доводов в обоснование необходимости защиты нарушенного права по настоящему спору судами не указывалось, а Обществом таких обоснований не приводилось.
В связи с изложенным, следует признать, что при полном установлении фактической стороны дела, выводы судов основаны на неправильном применении норм права к существу рассмотренного спора.
По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств, в связи с чем, не направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции считает возможным вынести судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021 по делу N А56-99308/2020 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кроликс" отказать.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.