04 октября 2021 г. |
Дело N А42-6/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по делу N А42-6/2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области, адрес: 183032, Мурманская обл., г. Мурманск, Кольский пр., д. 1, ОГРН 1055100201815, ИНН 5190136260 (в настоящее время - Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области; далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области к администрации города Мурманска, адрес: 183006, Мурманская обл., г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1025100849366, ИНН 5191601827 (далее - Администрация), со следующими требованиями:
- признать объект - подземный коллектор закрытого русла реки Роста в районе дома N 15 по Промышленной улице в городе Мурманске - водопропускной трубой;
- признать за ответчиком право муниципальной собственности на указанный объект;
- обязать Администрацию обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет указанного объекта в качестве водопропускной трубы;
- обязать Администрацию обратиться в регистрирующий орган с заявлением о снятии с учета подземного коллектора в качестве гидротехнического сооружения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений города Мурманска, адрес: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, Комсомольская ул., д. 10, ОГРН 1025100861004, ИНН 5190800019 (далее - Комитет); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, адрес: 183025, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 22, ОГРН 1045100220285, ИНН 5190132523 (далее - Управление Росреестра).
Решением от 04.03.2021 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 данное решение оставлено без изменения.
Министерство в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять новый судебный акт об удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, согласно результатам технического обследования спорное сооружение является водопропускной трубой, поэтому не может относиться к сфере деятельности Министерства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Мурманска от 04.10.2018 по делу N 2-2406/2018 по иску прокурора признан бесхозяйным объект - гидротехническое сооружение - подземный коллектор закрытого русла реки Роста в районе дома N 15 по Промышленной улице в городе Мурманске; на Администрацию возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Росреестра с заявлением о постановке на учет указанного объекта - гидротехнического сооружения - в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.
На основании заявления Комитета во исполнение названного решения 06.05.2019 объект "гидротехническое сооружение - подземный коллектор закрытого русла реки Роста протяженностью 182 м" поставлен на кадастровый учет в качестве бесхозяйного объекта с присвоением кадастрового номера 51:20:0003186:1283.
Согласно статье 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон о гидротехнических сооружениях) под гидротехническими сооружениями понимаются, в частности, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; устройства от размывов на каналах, иные сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, регулируются Законом о гидротехнических сооружениях, который устанавливает также обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Статьей 5 названного Закона на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений возложены разработка и реализация региональных программ обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в том числе гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации; обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также капитальный ремонт, консервация и ликвидация гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в силу прямого указания Закона о гидротехнических сооружениях содержание бесхозяйных гидротехнических сооружений отнесено к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится сооружение.
Как указал истец в исковом заявлении, во исполнение государственного контракта от 29.05.2020 N 20-008-ЭА общество с ограниченной ответственностью "Фама Про" (далее - Общество) провело обследование технического состояния бесхозяйного гидротехнического сооружения - подземного коллектора закрытого русла реки Роста. По результатам обследования установлено, что данный объект не является гидротехническим сооружением, а является водопропускной трубой. При этом технический отчет, составленный Обществом по результатам технического обследования сооружения, в дело не представлен.
Определением Ленинского районного суда города Мурманска от 16.11.2020 по делу N 2-2406/2018 Министерству отказано в пересмотре решения суда общей юрисдикции по вновь открывшимся обстоятельствам, в качестве которых заявитель ссылался на результаты технического обследования Обществом спорного сооружения.
Министерство, считая, что подземный коллектор является водопропускной трубой, относящейся к канализационной системе, ссылаясь на то, что содержание системы водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования относится к вопросам местного значения, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Как установлено решением районного суда от 04.10.2018 по делу N 2-2406/2018, в районе дома N 15 по Промышленной улице в городе Мурманске находится подземный коллектор закрытого русла реки Роста. Указанный подземный коллектор возводился по заказу Управления коммунального хозяйства Исполнительного комитета Мурманского городского Совета народных депутатов на основании решения Исполнительного комитета Мурманского городского Совета народных депутатов от 05.11.82 N 577 и задания на проектирование в целях благоустройства территории вдоль реки Роста, для очистки и охраны от загрязнения реки. При рассмотрении указанного дела суд исходил из того, что подземный коллектор является гидротехническим сооружением.
Суды, установив данные обстоятельства, исходя из принципа обязательности вступивших в законную силу судебных актов и положений статей 4, 69 АПК РФ, статей 13, 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерно пришли к выводу, что требования Министерства фактически направлены на преодоление вступившего в законную силу судебного акта по ранее рассмотренному делу, которым спорное сооружение признано гидротехническим сооружением и во исполнение которого объект поставлен на кадастровый учет как бесхозяйное гидротехническое сооружение. Действия, которые Министерство просит арбитражный суд обязать совершить Администрацию, противоречат этому вступившему в законную силу судебному акту, поэтому обязанность совершить эти действия не может быть возложена на Администрацию другим судебным актом.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Министерства судами отказано правильно.
Ссылка истца на судебные акты по делу N А56-10032/2017 несостоятельна, поскольку, как указано в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.04.2019 по названному делу, однозначный вывод о том, что подземный коллектор не является гидротехническим сооружением, в постановлении суда апелляционной инстанции по этому делу отсутствует, а суд первой инстанции признал вопрос об отнесении подземного коллектора к тому или иному виду сооружений не имеющим правового значения для разрешения рассматриваемого в рамках указанного дела спора о возмещении убытков, причиненных имуществу истца по этому делу в результате затопления соответствующей территории.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по делу N А42-6/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.