07 октября 2021 г. |
Дело N А26-8168/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" Крылова К.С. (доверенность от 01.02.2021 N 102),
рассмотрев 04.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021 по делу N А26-8168/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго", адрес: 194103, Санкт-Петербург, Дровяная ул., д. 6 - 8, лит. А, оф. 101 - 708, ОГРН 1047833020058, ИНН 7838024362 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с Республики Карелия в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Антикайнена, д. 1А, ОГРН 1031000043128, ИНН 1001046916 (далее - Министерство), 377 986 руб. 42 коп. недополученной субсидии за I квартал 2018 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам, адрес: 185030, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Маршала Мерецкова, д. 8-А, ОГРН 1021000541781, ИНН 1001034050 (далее - Комитет).
Решением суда от 26.02.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021, заявленное требование оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель кассационной жалобы полагает, что размер субсидии, предоставляемой в целях возмещения межтарифной разницы, должен рассчитываться исходя из фактического объема отпущенной тепловой энергии; в подтверждение объема потребленной тепловой энергии Общество предоставило соответствующие первичные документы - отчеты о теплопотреблении приборов учета тепловой энергии, при этом каких-либо отклонений по показаниям приборов учета многоквартирных домов (далее - МКД) между отчетами Общества и сведениями об объеме фактической реализации тепловой энергии потребителями, предоставленными акционерным обществом " Единый расчетный центр Республики Карелия", не выявлено.
Министерство и Комитет своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество (получатель) и Комитет (Главный распорядитель) 26.10.2018 заключили соглашение (далее - Соглашение) о предоставлении из бюджета Республики Карелия в 2018 году субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию.
Согласно пункту 2.1 Соглашения размер предоставляемой субсидии за I квартал 2018 года составил 19 670 342 руб. 95 коп.
Субсидия в указанном размере выплачена Обществу.
По расчету Общества, осуществленному исходя из данных о фактическом объеме отпуска потребителям тепловой энергии, размер подлежащей выплате субсидии должен составить 20 048 329 руб. 37 коп.
Комитет, рассмотрев документы, представленные Обществом для определения величины субсидии за I квартал 2018 года, направил Обществу письмо от 26.09.2018 года N 3229/12-9/КЦТ-и об отказе в увеличении размера субсидии за I квартал 2018 года.
Основанием для отказа в увеличении размера субсидии послужили выводы Комитета о недоказанности Обществом объема поставленной тепловой энергии, поскольку представленные копии счетов-фактур за I квартал 2018 года не подтверждали величину отапливаемой площади МКД; адресные сведения по показаниям приборов учета тепловой энергии в Питкярантском городском поселении не соответствовали информации, представленной в АО "Единый расчетный центр Республики Карелия"; сведения по количеству проживающих в МКД г. Питкяранты, которым предоставлялась услуга горячего водоснабжения при отсутствии индивидуальных приборов учета, не соответствовали численности, указанной в отчетах о фактической реализации тепловой энергии потребителям за I квартал 2018 года; представленные документы не содержали сведения о площадях, по которым осуществлялось начисление за горячую воду на общедомовые нужды.
Общество 06.08.2019 направило Министерству претензию N 1484-РФ с требованием о доплате 377 986 руб. 42 коп. субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию.
Оставление Министерством без удовлетворения данного требования послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела и представленные доказательства, установив факт перечисления Обществу в полном объеме субсидии, предусмотренным пунктом 2.1 Соглашения, отсутствие доказательств, свидетельствующих о согласовании сторонами дополнительной субсидии за I квартал 2018 года в размере 377 986 руб. 42 коп., руководствуясь положениями статей 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьи 7 Закона Республики Карелия от 21.12.2017 N 2205-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годы" (далее - Закон N 2205-ЗРК), отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с абзацем пятым статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий, в том числе юридическим лицам.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 7 Закона N 2205-ЗРК установлено, что субсидии предоставляются при условии заключения соответствующих соглашений, если они предусмотрены ведомственной структурой расходов бюджета по соответствующим целевым статьям.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.01.2017 N 30-П (далее - Постановление N 30-П) утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" (далее - Порядок).
Указанным постановлением установлено, что перечисление субсидии осуществляется на основании заключенного соглашения в пределах доведенных до главного распорядителя лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Карелия от 15.10.2018 N 379-П Главным распорядителем бюджетных средств на предоставление субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, является Министерство.
Суды установили, что предоставление Обществу средств субсидий на возмещение (компенсацию) недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию, осуществлялось Министерством в соответствии с Порядком на основании Соглашения.
Пунктом 2.1 Соглашения размер предоставляемой субсидии за I квартал 2018 года определен в размере 19 670 342 руб. 95 коп.
Сумма части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию за I квартал 2018 года, находящаяся в разногласиях, подлежит компенсации получателю в виде субсидии, предоставляемой из бюджета Республики Карелия Главным распорядителем, после урегулирования разногласий при условии подтверждения суммы получателем и подписания дополнительного соглашения к данному Соглашению (пункт 2.1.1 Соглашения).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что субсидия в размере, установленном пунктом 2.1 Соглашения, в полном объеме перечислена Обществу, размер дополнительной субсидии за I квартал 2018 года в сумме 377 986 руб. 42 коп. сторонами в установленном порядке не согласован, дополнительное соглашение к Соглашению на спорную сумму субсидии в соответствии с пунктами 2.1.1, 7.3 Соглашения не подписано.
Доводы Общества об урегулировании разногласий относительно спорной суммы субсидии в письмах от 06.08.2019 N 1484-РК и 22.10.2018 N 12657 были исследованы судами и признаны необоснованными.
С учетом изложенного суды пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания спорной суммы недополученной субсидии за I квартал 2018 года.
Выводы судов не противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Приведенные Обществом доводы не опровергают выводы судов и, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021 по делу N А26-8168/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.