07 октября 2021 г. |
Дело N А42-8086/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области Кузнецовой А.С. (доверенность от 23.12.2020 N 33),
рассмотрев 06.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тирвас" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 по делу N А42-8086/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тирвас", адрес: 184250, Мурманская обл., г. Кировск, ул. Ботанический Сад, здание 29, ОГРН 1125118000336, ИНН 5103300037 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным постановления Правительства Мурманской области, адрес: 183038, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1025100847881, ИНН 5191502294 (далее - Правительство), от 07.08.2020 N 563-ПП "Об отмене пункта 8 Перечня объектов культуры и искусства, физической культуры и спорта, имеющих социальную значимость для муниципальных образований Мурманской области".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура Мурманской области, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Коммуны, д. 18А, ОГРН 1025100866230, ИНН 5191120087 (далее - Прокуратуры), Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области, адрес: 183032, г. Мурманск, Заводская ул., д. 7, ОГРН 1045100211530, ИНН 5190132315 (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 22.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.06.2021, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 22.03.2021 и постановление от 28.06.2021, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель кассационной жалобы, спортивно-оздоровительный комплекс (далее - СОК) "Тирвас" непосредственно связан с физической культурой и спортом, его объекты представляют собой единый имущественный комплекс, который используется для указанной цели; СОК "Тирвас" соответствуют критериям, указанным в пункте 2.3 Положения о порядке формирования и утверждения перечня объектов культуры и искусства, физической культуры и спорта, имеющих социальную значимость для муниципальных образований Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства от 08.12.2005 N 481-ПП (далее - Положение N 481-ПП); в 2018 году, в период предоставления льготы по налогу на имущество, Общество оказывало услуги бюджетным и социально-направленным организациям; оспариваемое постановление вынесено с нарушением норм федерального и регионального законодательства, поскольку к компетенции Правительства не отнесены вопросы по включению и исключению объектов из соответствующего перечня.
В отзывах на кассационную жалобу Управление и Правительство, считая решение от 22.03.2021 и постановление от 28.06.2021 законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Общества и Правительства поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Прокуратура, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направила, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства от 29.11.2017 N 566-ПП были внесены изменения в Перечень объектов культуры и искусства, физической культуры и спорта, имеющих социальную значимость для муниципальных образований Мурманской области, утвержденный постановлением Правительства от 29.12.2005 N 527-ПП/15 (далее - Перечень), согласно которым в названный перечень включен СОК "Тирвас" (пункт 8 приложения к постановлению N 566-ПП).
Согласно подпункту "л" статьи 4 Закона Мурманской области от 26.11.2003 N 446-01-ЗМО "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 446-01-ЗМО) в редакции, действовавшей на момент включения СОК "Тирвас" в Перечень, освобождаются от налогообложения организации (за исключением перечисленных в подпунктах "а", "б" и "к" данной статьи) в отношении находящихся на их балансе объектов культуры и искусства, физической культуры и спорта (дворцов, домов культуры, театров, театров-студий, библиотек, домов и центров народного творчества, дворцов и домов спорта, спортивных комплексов, спортивных комбинатов, ледовых дворцов, плавательных бассейнов, стадионов), имеющих социальную значимость для муниципальных образований.
В Прокуратуру поступило письмо Управления от 11.02.2020 N 07-22/01833 с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования в связи с неправомерным, по мнению налогового органа, включением СОК "Тирвас" в Перечень, приведшим к освобождению Общества от обложения налогом на имущество организаций в 2018 году.
По результатам рассмотрения обращения Управления Прокуратура на основании статьи 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" принесла Правительству протест от 08.04.2020 N 7-4-22-2020, которым потребовала рассмотреть его в течение 10 дней с момента поступления, признать недействующим и не подлежащим применению с 27.11.2017 пункт 8 приложения к постановлению Правительства от 29.11.2017 N 566-ПП.
Рассмотрев протест Прокуратуры, Правительство постановлением от 07.08.2020 N 563-ПП исключило принадлежащий Обществу СОК "Тирвас" из Перечня.
Общество, посчитав постановление Правительства от 07.08.2020 N 563-ПП незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Статьей 4 Закона N 446-01-ЗМО дополнительно к налоговым льготам, установленным статьей 381 Налогового кодекса Российской Федерации, установлены основания освобождения от налогообложения на имущество организаций. Одним из таких оснований является нахождение на балансе организации объектов культуры и искусства, физической культуры и спорта, имеющих социальную значимость для муниципальных образований Мурманской области (подпункта "л" указанной статьи).
Согласно абзацу второму подпункта "л" статьи 4 Закона N 446-01-ЗМО порядок формирования перечня объектов культуры и искусства, физической культуры и спорта, имеющих социальную значимость для муниципальных образований Мурманской области, а также перечень указанных объектов утверждаются Правительством.
Порядок формирования перечня указанных объектов установлен Положением N 481-ПП.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения N 481-ПП предложения по перечню объектов социально-культурной сферы, являющихся социально значимыми для данного муниципального образования, формируются местной администрацией. Формирование предложений осуществляется на основании заявлений организаций, имеющих на балансе объекты социально-культурной сферы.
Согласно пункту 2.2 Положения N 481-ПП в Перечень включаются среди прочего дома спорта, спортивные комплексы, спортивные комбинаты, ледовые дворцы, плавательные бассейны, стадионы. При этом объектом социально-культурной сферы признается единый имущественный комплекс, который используется организацией для целей культуры и искусства и (или) физической культуры и спорта.
В силу пункта 2.3 Положения N 481-ПП основанием для отнесения указанных объектов к социально значимым для муниципального образования является их соответствие следующим обязательным критериям и одному из дополнительных критериев:
- общедоступность объекта;
- целевое использование объекта (доля площадей, сдаваемых в аренду на постоянной основе для осуществления видов деятельности, не относящихся к сфере культуры и искусства и (или) физической культуры и спорта, не должна превышать 20% общей площади объекта);
- оказание услуг, в том числе предоставление помещений (оборудования, инвентаря) на бесплатной основе или по льготным ценам (тарифам) бюджетным учреждениям (общеобразовательным школам, профессиональным техническим училищам и т.п.) и (или) иным творческим и спортивным коллективам (творческим кружкам и студиям, коллективам художественной самодеятельности, спортивным секциям и т.п.);
- оказание услуг, в том числе предоставление помещений (оборудования, инвентаря) на бесплатной основе или по льготным ценам (тарифам) социально незащищенным и малообеспеченным категориям населения.
Дополнительными критериями в силу пункта 2.3 Положения N 481-ПП являются:
- участие в реализации региональных и (или) муниципальных целевых программ и (или) программ социально-экономического развития;
- проведение на территории объекта благотворительных мероприятий.
Как видно из материалов дела и установлено судами, основанием для включения СОК "Тирвас" в Перечень являлось решение Совета депутатов города Кировска с подведомственной территорией от 27.06.2017 N 53, которым было предложено включить в Перечень СОК "Тирвас", состоящий из шести объектов (плавательного бассейна, здания блока "Г" и теплого перехода между блоком "Г" и спальным корпусом, санатория-профилактория на 312 мест, здания профилактория, сети телефонизации и радиофикации, сети электроснабжения).
Основанием для принятия решения от 27.06.2017 N 53 послужило заявление Общества от 13.06.2017 о включении в Перечень СОК "Тирвас", поскольку он является общедоступным объектом, все его корпуса (гостиничный корпус, медицинский корпус, грязе-водо-тепло лечебница, столовая, бассейн) используются по назначению, санаторий является принимающей стороной ежегодных открытых региональных соревнований по лыжным гонкам и берет на себя организацию проживания, питания спортсменов, судей и гостей соревнований. Общество также указывало на снижение им стоимости посещения плавательного бассейна для детей до 14 лет на 50%, бесплатную организацию на базе санаторно-оздоровительного комплекса учебной практики для студентов учебных медицинских учреждений, оказание услуг в санаторно-оздоровительном комплексе по льготным ценам социально незащищенным и малообеспеченным категориям населения, проведение санаторно-курортного лечения, постгоспитального долечивания, медицинской реабилитации.
Суды двух инстанций, проанализировав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к выводу о том, что СОК "Тирвас" не соответствовал указанным в пунктах 2.2 и 2.3 Положения N 481-ПП критериям для включения его в Перечень.
Вывод судов основан на совокупности установленных по делу фактических обстоятельств.
Так суды двух инстанций установили, что в заявлении от 13.06.2017 о включении комплекса "Тирвас" в Перечень он поименован как санаторно-оздоровительный комплекс, в то время как фактически в Перечень данный комплекс включен в качестве спортивно-оздоровительного. Кроме того, суды отметили, что пунктом 2.2 Положения N 481-ПП не предусмотрена возможность включения в Перечень таких объектов как санаторно-оздоровительный комплекс, в том числе санаторий-профилакторий, санаторий либо профилакторий.
Также Обществом не было представлено документов, свидетельствующих о том, что СОК "Тирвас" представляет собой единый имущественный комплекс, состоящий из различных технологически связанных объектов, позволяющих их использовать по общему назначению, то есть для нужд физической культуры и спорта (непосредственного участия в процессе создания и оказания услуг в области физической культуры и спорта).
Суды констатировали отсутствие документального подтверждения того, что имеющиеся у Общества основные средства предназначены для деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Как установлено судами, приложенные к заявлению Общества от 13.06.2017 документы (государственные контракты от 03.04.2017 N 09-05/105, от 20.04.2017 N 0249100000217000024.10Ф/45, приказ от 09.01.2017 N 01/0185, прейскуранты) свидетельствуют об осуществлении им санаторно-оздоровительной деятельности, а не деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Суды двух инстанций справедливо отметили, что представленные Обществом в материалы дела договоры оказания услуг, заключенные с бюджетными учреждениями, свидетельствуют об оказании гостиничных услуг (размещение посетителей).
В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие проведение Обществом спортивных мероприятий, имеющих социальную значимость для муниципального образования Мурманской области. Представленные заявителем заявки на проживание участников, расчеты стоимости услуг подтверждают использование комплекса как гостиничного (проживание и питание), но не объекта физической культуры и спорта.
Министерство спорта и молодежной политики Мурманской области письмом от 30.03.2020 N 11-05/1005-ДК также подтвердило, что СОК "Тирвас" не относится к объектам физической культуры и спорта, а бассейн СОК "Тирвас" является частью объекта здравоохранения.
Суды, руководствуясь Законом Мурманской области от 20.12.2001 N 324-01-ЗМО "О Правительстве Мурманской области" и Положением N 481-ПП, констатировали наличие у Правительства полномочий на внесение изменений в Перечень.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и подлежащих применению норм материального права суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого постановления Правительства.
Доводы кассационной жалобы выводов судов не опровергают, а, по существу, сводятся к иной оценке отдельных доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Общества являлись предметом тщательного рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, которые правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку.
Так как дело рассмотрено судами двух инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 по делу N А42-8086/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тирвас" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.