08 октября 2021 г. |
Дело N А13-21568/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Захаровой М.В., Чуватиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.05.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по делу N А13-21568/2019,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Карсанов Эльбрус Магометович обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным предписания от 16.08.2019 Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Вологды (далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 11.05.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.06.2021, оспариваемое предписание Управления признано не соответствующим положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); на Управление возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов предпринимателя.
В кассационной жалобе Управление, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, отказать в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в 2018 году Управлением проведено административное обследование земельного участка с кадастровым номером 35:24:0202002:375 площадью 1089 кв. м, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Лермонтова, по результатам которого составлен акт административного обследования объекта земельных отношений от 19.12.2018.
В ходе административного обследования установлено, что указанный земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования - многофункциональные объекты, принадлежит предпринимателю на праве собственности, его границы установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства (дата постановки на учет 15.08.2012). На данном земельном участке расположено принадлежащее предпринимателю на праве собственности трехэтажное (с учетом подземного этажа) нежилое здание с кадастровым номером 35:24:0202002:451 площадью 2460,2 кв.м, которое используется под размещение продовольственного магазина "Перекресток", а также на территории располагаются вспомогательные элементы здания, используемые для обслуживания: лестницы, пандусы, крыльцо, опорные стены.
В ходе административного обследования Управлением выявлено, что площадь, фактически используемая для обслуживания здания, составляет 978,48 кв.м, в ее состав входят: часть земельного участка с кадастровым номером 35:24:0202002:375 площадью 912,36 кв. м; часть земельного участка площадью 66,12 кв. м, находящегося государственной собственности, расположенного в границах кадастрового квартала 35:24:0202002, которая используется под размещение вспомогательных элементов (часть лестничного пролета, часть пандуса, крыльцо, опорные стены).
Одновременно Управлением установлено, что часть площадью 176,64 кв. м земельного участка с кадастровым номером 35:24:0202002 не используется.
По результатам административного обследования Управление пришло к выводу об отсутствии документов, подтверждающих предоставление предпринимателю на каком-либо праве части земельного участка площадью 66,12 кв.м.
В связи с этим по факту занятия и использования данной части земельного участка Управление составило в отношении предпринимателя протокол об административном правонарушении от 08.02.2019 и вынесло постановление от 18.02.2019 по делу N 22-24-13-23/2019 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.
Департамент градостроительства администрации города Вологды в январе - феврале 2019 года, рассмотрев заявления предпринимателя, принял в порядке пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ, следующие решения:
- от 16.01.2019 N 12-1-14/5264/2 об отказе в размещении объектов - элементов благоустройства территории на земельном участке площадью 154 кв. м с местоположением: г. Вологда, ул. Лермонтова;
- от 21.01.2019 N 12-1-14/5335/11 об отказе в размещении объектов - элементов благоустройства территории на земельном участке площадью 7 кв. м с местоположением: г. Вологда, ул. Лермонтова;
- от 18.02.2019 N 12-1-14/329/54 об отказе в размещении объектов - элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм на земельном участке площадью 7 кв. м с местоположением: г. Вологда, ул. Лермонтова.
По результатам внеплановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжения от 15.03.2019 N 7-24-30Ю/19, Управлением выявлено нарушение предпринимателем пункта 1 статьи 25, пункта 1 статьи 26 ЗК РФ, выразившееся в использовании части земельного участка площадью 66,12 кв. м в границах кадастрового квартала 35:24:0202002, находящегося в государственной собственности, путем размещения части лестничного пролета, части пандуса, крыльца, опорных стен, без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на данный земельный участок. В связи с этим Управлением составлен акт проверки от 22.03.2019 и заявителю выдано предписание от 22.03.2019 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации со сроком исполнения до 24.06.2019.
Определением от 21.06.2019 по делу N 22-24-13-23/19 Управление оставило без удовлетворения ходатайство предпринимателя от 13.06.2019, а также установленный срок устранения нарушения земельного законодательства.
Предприниматель в письме от 04.07.2019 сообщил Управлению о мерах, принятых им для исполнения предписания от 22.03.2019.
Департамент градостроительства администрации города Вологды в ответ на обращение Управления от 02.07.2019 N 12-1-7/2095 уведомил последнее в письме от 05.07.2019 N 12-1-8/2095/8721 о том, что в отношении земельного участка по адресу: г. Вологда, ул. Лермонтова, д. 4, в границах кадастрового квартала 35:24:0202002 в целях установки объектов входной группы административного здания решений о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, администрацией города Вологды не принималось.
В период с 14.08.2019 по 16.08.2019 должностным лицом Управления на основании распоряжения от 24.06.2019 N 162-24-3 ф/19 (в редакции распоряжения от 08.07.2019 N 162-24-3ф/19) проведена внеплановая выездная проверка выполнения предпринимателем предписания от 22.03.2019.
По результатам проверки составлен акт проверки от 16.08.2019.
Департамент градостроительства администрации города Вологды письмом от 15.08.2019 в ответ на обращение Управления от 14.08.2019 сообщил последнему о результатах рассмотрения обращений предпринимателя от 25.12.2018, а также о факте поступления заявления предпринимателя от 13.08.2019 о выдаче соответствующего решения в отношении земельного участка в границах кадастрового квартала 35:24:0202002, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Лермонтова, вблизи дома N 4.
В ходе проверки Управлением получены подробные объяснения предпринимателя от 15.08.2019 о мерах, предпринятых им для устранения нарушений.
В ходе проверки Управлением установлено, что предписание от 22.03.2019 в установленный срок не выполнено.
В связи с этим Управлением выдано предписание от 16.08.2019 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 20.09.2019.
Предприниматель, считая предписание от 16.08.2019 незаконным, обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции признал требования предпринимателя правомерными, удовлетворил заявление, признав спорное предписание незаконным.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Удовлетворяя заявленные предпринимателем требования суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что спорные объекты, неправомерное размещение которых на земельном участке, относящемся к публичной собственности, вменялось предпринимателю, были созданы не только в связи с реализацией проектной документации по строительству конкретного объекта капитального строительства - административного здания, но и явились результатом реализации разработанного и рекомендованного органом охраны объектов культурного наследия Вологодской области проекта регенерации (комплексной реконструкции) квартала N 49. Назначение указанных объектов не ограничивается созданием условий для обслуживания одного лишь административного здания.
Из материалов дела следует, что указанные объекты, по сути, представляют собой улучшения земельного участка, находящегося в неограниченном публичном доступе. Дынные объекты создают благоприятную среду для неограниченного круга лиц, не предоставляя предпринимателю каких-либо материальных выгод и преимуществ, связанных с их использованием в хозяйственной деятельности.
С учетом данных обстоятельств суды пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях предпринимателя при размещении на части земельного участка спорных объектов благоустройства территории общего пользования нарушений пункта 1 статьи 25, пункта 1 статьи 26 ЗК РФ и, соответственно, совокупности предусмотренных пунктом 7 статьи 71 ЗК РФ оснований для выдачи предписания от 16.08.2019.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии оснований для признания спорного предписания от 16.08.2019 незаконным.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными, обоснованными и неподлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.05.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по делу N А13-21568/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
М. В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.