07 октября 2021 г. |
Дело N А26-10968/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
при участии от Министерства финансов Республики Карелия представителя Кузнецова Р.Г. (доверенность от 16.02.2021),
рассмотрев 30.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2021 по делу N А26-10968/2020,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Петрозаводского городского округа, адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением о взыскании с Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия, адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 19, ОГРН 1031000011107, ИНН 1001040590 (далее - Министерство), за счет казны Республики Карелия 16 179 927,20 руб. в возмещение убытков, причиненных бюджету Петрозаводского городского округа в связи с предоставлением жилых помещений гражданам-инвалидам.
Решением суда первой инстанции от 18.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.06.2021, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 18.03.2021 и постановление от 16.06.2021, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, вывод судов о соблюдении истцом при обращении в суд срока исковой давности ошибочен, поскольку Администрации стало известно о нарушении ее прав с момента вступления в законную силу судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений, а не с того момента, как началось их исполнение. Убытки в размере 1 140 000 руб., обусловленные взысканием с Администрации административных штрафов за неисполнение судебных решений и компенсации за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, не подлежат взысканию с Республики Карелия ввиду недоказанности причинно-следственной связи, вина Министерства в возникновении таких убытков отсутствует. Суды также необоснованно удовлетворили требование о возмещении расходов на проведение ремонтных работ жилых помещений и работ по их переоборудованию для приведения в надлежащее состояние, в связи с чем у Администрации возникло неосновательное обогащение на сумму 1 394 439,76 руб. Податель жалобы полагает, что обязанность по обеспечению инвалидов жилыми помещениями возложена на органы местного самоуправления, а не на субъект Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Петрозаводского городского суда Республики Карелии на Администрацию возложена обязанность предоставить гражданам Христюк А.А., Вартиайнену Т.С., Цветкову А.А., Шишковой Е.С., Мгроян А.О., Кузнецову Д.А., Кузнецовой М.В., Михалеву А.А., Левиной Н.А., относящимся к категории инвалидов, и семьям, имеющим детей-инвалидов, жилые помещения во внеочередном порядке в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Во исполнение решений суда общей юрисдикции Администрация вне очереди предоставила гражданам, имеющим право на предоставление жилого помещения, на праве социального найма жилые помещения - квартиры.
Полагая, что в связи и исполнением судебных решений Петрозаводским городским округом понесены убытки, подлежащие возмещению за счет средств бюджета Республики Карелия, при этом претензии о компенсации понесенных расходов оставлены Министерством без удовлетворения, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском и просила взыскать 16 179 927,20 руб., в том числе расходы на приобретение жилых помещений в сумме 13 645 487,41 руб., расходы на оплату ремонтных работ, работ по переоборудованию и перепланировке помещений под потребности маломобильных групп населения в сумме 1 394 439,76 руб., а также расходы на выплату компенсаций за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок и штрафов на основании постановлений о привлечении к административной ответственности в соответствии с частями 1, 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в общей сумме 1 140 000 руб..
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, признали исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме за счет средств бюджета Республики Карелия.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Из системного толкования статей 17, 28.2 Закона N 181-ФЗ и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
Учитывая правовое регулирование и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о наличии у субъекта Российской Федерации (Республики Карелия) обязанности по возмещению как затрат истца в сумме 13 645 487,41 руб. на предоставление жилья льготной категории граждан, предусмотренной Законом N 181-ФЗ, так и расходов на оплату ремонтных работ, работ по переоборудованию и перепланировке помещений под потребности маломобильных групп населения в сумме 1 394 439,76 руб., в отсутствие передачи муниципальному образованию соответствующих государственных полномочий, а также финансовых и материальных средств, необходимых для реализации этих полномочий.
Доводы Министерства о пропуске Администрацией срока исковой давности при обращении в суд с настоящим иском проверены судебными инстанциями и обоснованно отклонены. При этом суды с учетом положений статей 196 и 200 ГК РФ правомерно исходили из того, что Администрации стало известно о нарушении ее права и причинении убытков в момент несения расходов на приобретение жилых помещений и оплату спорных работ по переоборудованию и ремонтных работ, то есть в 2018 - 2019 годах, тогда как с иском в суд Администрация обратилась 22.12.2020, то есть в пределах срока исковой давности.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требования Администрации о возмещении убытков в размере 15 039 927,17 руб. за счет средств бюджета Республики Карелия.
Вместе с тем у судебных инстанций не имелось оснований для возложения на Министерство обязанности возместить истцу расходы на выплату компенсаций за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок и штрафов на основании постановлений о привлечении к административной ответственности в общей сумме 1 140 000 руб., поскольку решениями суда общей юрисдикции исполнение обязанности по предоставлению жилых помещений рассматриваемой категории граждан возложено на Администрацию, и в рамках административных дел, а также споров о компенсации за нарушение права на исполнение судебных актов установлена виновность именно Администрации в неисполнении судебных решений.
Как разъяснено в абзаце четвертом пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, если установленные судами фактические обстоятельства соответствуют имеющимся в деле доказательствам и позволяют правильно применить нормы права, подлежащие применению.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанции установили все фактические обстоятельства дела (дополнительного исследования доказательств не требуется), но неверно применили нормы материального права, суд округа полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, изменить решение суда, удовлетворив исковые требования частично - в размере 15 039 927,17 руб.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2021 по делу N А26-10968/2020 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия, адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 19, ОГРН 1031000011107, ИНН 1001040590, за счет казны Республики Карелия в пользу администрации Петрозаводского городского округа, адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505, убытки в размере 15 039 927,17 руб.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать."
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая правовое регулирование и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о наличии у субъекта Российской Федерации (Республики Карелия) обязанности по возмещению как затрат истца в сумме 13 645 487,41 руб. на предоставление жилья льготной категории граждан, предусмотренной Законом N 181-ФЗ, так и расходов на оплату ремонтных работ, работ по переоборудованию и перепланировке помещений под потребности маломобильных групп населения в сумме 1 394 439,76 руб., в отсутствие передачи муниципальному образованию соответствующих государственных полномочий, а также финансовых и материальных средств, необходимых для реализации этих полномочий.
Доводы Министерства о пропуске Администрацией срока исковой давности при обращении в суд с настоящим иском проверены судебными инстанциями и обоснованно отклонены. При этом суды с учетом положений статей 196 и 200 ГК РФ правомерно исходили из того, что Администрации стало известно о нарушении ее права и причинении убытков в момент несения расходов на приобретение жилых помещений и оплату спорных работ по переоборудованию и ремонтных работ, то есть в 2018 - 2019 годах, тогда как с иском в суд Администрация обратилась 22.12.2020, то есть в пределах срока исковой давности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 октября 2021 г. N Ф07-13295/21 по делу N А26-10968/2020