08 октября 2021 г. |
Дело N А66-13981/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "НедраСтрой" Седачева А.В. (доверенность от 01.02.2021) и Потураева А.Н. (приказ от 10.07.2014 N 1), от Правительства Тверской области Травкиной О.Н. (доверенность от 09.12.2019),
рассмотрев 05.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НедраСтрой" на решение Арбитражного суда Тверской области от 12.04.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2021 по делу N А66-13981/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НедраСтрой", адрес: 241001, город Брянск, Пилотов переулок, дом 20, помещение 2, ОГРН 1145031002588, ИНН 5031111447 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Правительству Тверской области, адрес: 170100, город Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, дом 1, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054 (далее - Правительство), о признании незаконным распоряжения Правительства Тверской области от 23.07.2020 N 593-рп "Об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую", признании незаконным бездействия ответчика, выраженного в том, что при разрешении ходатайства Общества не указаны конкретные и исчерпывающие мотивы отказа в переводе из одной категории в другую земельных участков с кадастровыми номерами 69:17:0000010:638 и 69:17:0000010:639, а также о возложении обязанности на Правительство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, а именно: перевести спорные земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, а также внести соответствующие изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение администрация Тысяцкого сельского поселения, Субратов Александр Николаевич, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 2, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320 (далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 12.04.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.06.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство и Правительство просило оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Правительства возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь доводы, изложенные в отзыве и на законность и обоснованность судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество имеет лицензию от 03.03.2016 N ТВЕ 80184 ТЭ сроком действия до 02.03.2026 на ведение работ по геологическому изучению, разведке и добыче песчано-гравийного материала участка недр местного значения "Пеньковский", включенного в Перечень участков недр местного значения постановлением Правительства от 15.12.2015 N 613-пп.
Согласно схеме участка недр и описания пространственных границ участка недр (приложение 3 к лицензии) в соответствующий горный отвод входят, в том числе, следующие смежные земельные участки с кадастровыми номерами:
- 69:17:0000010:638, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадь земельного участка: 224889 +/- 4149 кв. м;
- 69:17:0000010:639, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадь земельного участка: 13124 +/- 1002 кв. м;
- 69:17:0000010:758, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Ранее Общество обращалось в Правительство с ходатайством от 28.03.2018 о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 69:17:0000010:638 и 69:17:0000010:639 в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Распоряжением Правительства от 09.10.2018 в переводе указанных земельных участков в другую категорию отказано в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельных участков документам территориального планирования муниципального образования.
Решением Совета депутатов Тысяцкого сельского поселения от 08.08.2019 N 101 внесены изменения в Правила землепользования и застройки части территории Тысяцкого сельского поселения Кувшиновского района (Боброво, Мишево, Тысяцкое, Хвошня), утвержденные решением Совета депутатов Тысяцкого сельского поселения от 21.03.2016 N 86.
Решением Совета депутатов Тысяцкого сельского поселения от 27.09.2019 N 103 утверждены внесенные в Генеральный план Тысяцкого сельского поселения Кувшиновского района изменения применительно к населенному пункту Пень.
В соответствии с указанными решениями земельные участки с кадастровыми номерами 69:17:0000010:638 и 69:17:0000010:639 расположены в функциональной зоне П (Зона размещения производственных объектов).
Кроме того, в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия внесены сведения о границах территориальной зоны П - зоны размещения производственных объектов Тысяцкого сельского поселения Кувшиновского района Тверской области за реестровым номером 69:17-7.1.
Общество повторно обратилось в Правительство с ходатайством от 07.11.2019 о переводе спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Оспариваемым распоряжением от 23.07.2020 N 593-рп Правительство отказало Обществу в переводе земельных участков из одной категории в другую.
Посчитав, что Правительством при разрешении ходатайства Общества не указаны конкретные и исчерпывающие мотивы отказа, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды, рассмотрев дело по правилам главы 24 АПК РФ не установили наличие совокупности предусмотренных процессуальным законом оснований, необходимых для удовлетворения заявления, в связи с чем отказали Обществу.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусматривает 7 категорий земель по целевому назначению, в том числе земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1 статьи 7), земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подпункт 3 пункта 1 статьи 7).
В силу абзаца первого подпункта 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель, находящихся в частной собственности, из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац 9 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ).
Общий порядок перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую регулируется Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ).
Согласно статье 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пункт 8 статьи 7).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Как предусмотрено статьей 2 упомянутого Закона, для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованное лицо подает в уполномоченный орган ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую. Содержание ходатайства и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением принадлежащих Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В пункте 4 указанной статьи перечислены документы, которые также должны быть приложены к ходатайству.
Рассмотрение обращений о переводе земельного участка из одной категории в другую осуществляется в порядке, установленном Регламентом организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденным распоряжением Правительства от 16.11.2011 N 262-рп (далее - Регламент).
Судами двух инстанций установлено что, в ходе рассмотрения ходатайства Общества о переводе спорных земельных участков из одной категории в другую получены рецензии Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области и Главного управления архитектуры и градостроительства Тверской области (далее - Главархитектура).
Из рецензии Главархитектуры от 10.12.2019 N 1448-ЛТ следует, что на проект "Внесение изменений в генеральный план Тысяцкого сельского поселения Кувшиновского района применительно к населенному пункту Пень" подготовлено отрицательное заключение Правительства от 26.04.2019 N 25-2784-11-АН.
В целях урегулирования данных разногласий, послуживших основанием для отказа в согласовании проекта о внесении изменений в генеральный план поселения, администрация Тысяцкого сельского поселения Кувшиновского района приняла решение о создании согласительной комиссии от 20.05.2019 N 52, однако, замечания Министерства экономического развития Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области не были устранены.
В то же время, из рецензии Министерства природных ресурсов и экологи Тверской области следует, что испрашиваемые к переводу земельные участки находятся на особо охраняемой природной территории регионального значения - государственный природный заказник "Кувшиновский государственный общевидовый заказник".
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Твери от 20.06.2018 по делу N 2а-1080/2017 установлен факт незаконного бездействия Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, выразившегося в непринятии мер по установлению и описанию границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника "Кувшиновский государственный общевидовый заказник", в связи с чем судом на Правительство и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области была возложена обязанность в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу установить и описать в текстовой и графической форме границы заказника площадью 19,2 га, подготовить перечень координат характерных точек границ данной особо охраняемой природной территории, после чего направить в орган государственной регистрации прав соответствующее описание в текстовой и графической форме.
В настоящее время Правительству предоставлена отсрочка исполнения вышеназванного решения суда до 31.12.2021.
С учетом запрета на изменение целевого назначения, предусмотренного пунктом 3 статьи 95 ЗК РФ и в отсутствие доказательств реализации указанного решения суда общей юрисдикции, суды сделали обоснованный вывод о преждевременности принятия решения о переводе спорных земельных участков из одной категории в другую.
При этом судами установлено, что в комплекте документов, представленных Обществом с заявлением о переводе земельных участков из одной категории в другую, отсутствовало положительное заключение государственной экологической экспертизы в отношении проекта рекультивации земель, предусмотренное пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в редакции, действующей на момент подачи ходатайства о переводе).
При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для удовлетворения заявления Общества.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12.04.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2021 по делу N А66-13981/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НедраСтрой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.