08 октября 2021 г. |
Дело N А56-95583/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от акционерного общества "Племенной завод "Расцвет" Коваленко А.А. (доверенность от 25.05.2021) и Кондратьевой М.Н. (доверенность от 30.09.2021),
рассмотрев 06.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области и администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 по делу N А56-95583/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Племенной завод "Расцвет", адрес: 188730, Ленинградская область, Приозерский район, д. Кривко, Фестивальная ул., д. 1, ОГРН 1024701648311, ИНН 4712002990 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградский области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании
недействительным постановления администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования (далее - МО) Приозерский муниципальный район Ленинградской области, адрес: 187730, Ленинградская обл., Приозерский р-н, п. Сосново, Озерная ул., д. 1, ОГРН 1054700441278, ИНН 4712039439 (далее - администрация поселения), от 08 июня 2020 N 164 "Об утверждении окончательного перечня вносимых изменений в проект генерального плана МО Сосновское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области";
незаконным бездействия администрации поселения в части неисполнения обязанности по созданию согласительной комиссии для урегулирования замечаний содержащихся в Сводном заключении об отказе в согласовании проекта изменений в генеральный план МО Сосновское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 21.10.2019., по проекту изменений в Генеральный план Сосновского сельского поселения МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области, размещенного в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП) от 18.06.2019 года,
а также о понуждении администрации поселения создать согласительную комиссию по урегулированию замечаний, содержащихся в Сводном заключении об отказе в согласовании проекта изменений в генеральный план МО Сосновское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 21.10.2019, размещенного во ФГИС ТП 18.06.2019, на основании перечня предложений по внесению изменений в генеральный план МО Сосновское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области, утвержденного протоколом заседания рабочей комиссии о подготовке предложений по внесению изменений в генеральный план МО Сосновское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 23.05.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области; Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом; Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области; Комитет по природным ресурсам Ленинградской области; Комитет по агропромышленному и рыбхозяйсвенному комплексу Ленинградской области; Комитет по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области; Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области; Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области; Управление Ленинградской области по транспорту; Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области; Комитет по здравоохранению Ленинградской области; Комитет по культуре Ленинградской области; Комитет градостроительной политики Ленинградской области (адреса: Россия 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 67, ул. Смольного д. 3; 191124, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 113/4; пл. Растрелли, д. 2, лит. А; 190103, Санкт-Петербург, Рижский пр, д. 16; 191124, Санкт-Петербург, ул. Лафонская, д. 6, лит. А; 197342, Санкт-Петербург, ул. Торжковская, д. 4; 18191023, Санкт-Петербург, площадь Ломоносова, дом 1, подъезд 5); а также администрация МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области, адрес: 188760, Ленинградская обл., г. Приозерск, ул. Ленина, д.10, ОГРН 1024701648135, ИНН 4712013913 (далее - администрация района).
Решением суда первой инстанции от 12.02.2021 заявление удовлетворено.
Постановлением от 02.06.2021 суд апелляционной инстанции оставил без изменения решение от 12.02.2021.
В кассационных жалобах администрации поселения и района, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просят отменить решение от 12.02.2021 и постановление от 02.06.2021, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению администрации поселения, в письме заявителя от 27.03.2018 не содержится указания на необходимость внесения изменений категории земель, а содержит запрос о предоставлении территории под социальную нужду - кладбище; в материалах дела отсутствуют доказательства включения всех предложений Общества в первоначальный Перечень изменений в генеральный план поселения; вывод о произвольном изменении Перечня изменений ошибочен; Общество в установленном законом порядке не обращалось в администрацию поселения с заявлением о переводе земельных участков в другую категорию земель, что подтверждается отсутствием при обращении 27.03.2018 правоустанавливающих документов, наличие которых является обязательным, а также соответствующих обоснования и согласования собственников участков; оснований для понуждения администрации поселения создать согласительную комиссию не имелось ввиду создания такой комиссии.
По мнению администрации района, удовлетворение требований Общества не влечет восстановления прав, которые заявитель считает нарушенными; суды не привлекли к участию в деле всех лиц, права которых затрагиваются оспариваемым постановлением от 08 июня 2020 N 164; требование заявителя о создании согласительной комиссии является незаконным.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационных жалоб администраций поселения и района.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационных жалоб в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.
Данные земельные участки прилегают к границам населенных пунктов МО Сосновское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области (далее МО Сосновское сельское поселение).
Администрация поселения в адрес Общества направила письмо от 26.02.2018 N 270 "О внесении изменений в Генеральный план", в котором просила рассмотреть возможность выделения земельных участков для решения вопросов местного значения.
Общество провело оценку имеющихся в собственности земель, учитывающую ряд фактов: транспортную доступность отдельных контуров, уровень балла бонитета, кадастровую стоимость земельных участков, целесообразность и эффективность их использования в общем производственном цикле предприятия, а также исторические, градостроительные и социальные факторы (отчеты общества с ограниченной ответственностью "Агрохимзем" Б/К 5-2018, Б/К 6-2018, Б/К 7-2018, Б/К 8-2018, Б/К 9-2018, Б/К 10/2018).
По результатам указанной оценки были выявлены земельные участки, которые по совокупности факторов не могут эффективно и рационально использоваться в производственном цикле без дополнительных неоправданных затрат, а с градостроительной точки зрения могут быть активно вовлечены в хозяйственный оборот с другими целями, позволяющими максимально эффективно использовать данные земельные участки.
С учетом указанных обстоятельств Общество письмом от 27.03.2018 N 163 направило администрации поселения предложения о внесении соответствующих изменений в Генеральный план МО Сосновское сельское поселение (далее - Генеральный план), в том числе в части изменения вида разрешенного использования земельных участков с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов.
Постановлением Главы МО Сосновское сельское поселение от 14.05.2019 N 220 сформирована рабочая комиссия для подготовки предложений по внесению изменений в Генеральный план, которой было принято решение о включении всех предложений Общества в проект изменений Генерального плана.
Администрацией поселения 18.06.2019 был утвержден Перечень изменений в Генеральный план (далее - Перечень от 18.06.2019), который в установленном порядке опубликован в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - ФГИС ТП).
В сентябре-октябре 2019 года в установленном порядке были проведены публичные слушания в населенных пунктах МО Сосновское сельское поселение, указанный проект получил положительную оценку жителей.
Сводным заключением Правительства Ленинградской области от 21.10.2019 (далее - Сводное заключение) отказано в согласовании Перечня от 18.06.2019 ввиду наличия замечаний со стороны уполномоченных органов.
Постановлением Главы администрации поселения от 08.06.2020 N 164 утвержден новый Перечень изменений, подлежащих внесению в Генеральный план (далее - Перечень от 08.06.2020). Указанный перечень 03.09.2020 был размещен во ФГИС ТП.
При этом во ФГИС ТП до настоящего времени также размещен, в качестве актуального, и Перечень от 18.06.2019.
Перечень от 08.06.2020 не содержит предложений Общества, ранее включенных в Перечень от 18.06.2019, и существенно отличается от его первоначального варианта.
Ссылаясь на то, что постановление от 08.06.2020 N 164 принято администрацией поселения с нарушением требований действующего законодательства, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационные жалобы администраций поселения и района не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее также - Закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Частью 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в число которых среди прочих отнесено установление или изменение черты населенных пунктов (пункт 3 названной нормы).
Согласно пункту 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) карта границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, является составной частью генерального плана поселения.
Статьей 24 ГрК РФ установлен порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана округа (далее - генеральный план), а также внесения в него изменений.
В силу частью 11 названной статьи проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ.
В статье 25 ГрК РФ определены особенности согласования генерального плана.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если в соответствии с указанным проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласование такого проекта осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в уполномоченные органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования (часть 7 статьи 25 ГрК РФ).
Частью 9 статьи 25 ГрК РФ определено, что заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 настоящей статьи органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период).
Согласно части 10 статьи 25 ГрК РФ по результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации поселения: 1) документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями; 2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.
При этом в соответствии с частью 11 статьи 25 ГрК РФ указанные в части 10 статьи 25 ГрК РФ документы и материалы могут содержать: 1) предложения об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования); 2) план согласования указанных в пункте 1 части 11 вопросов после утверждения генерального плана путем подготовки предложений о внесении в такой генеральный план соответствующих изменений.
На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации поселения вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку (часть 12 статьи 25 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что согласительная комиссия в целях устранения замечаний уполномоченных органов, изложенных в Сводном заключении, администрацией поселения не создавалась.
При этом администрацией поселения было принято оспариваемое постановление N 164, которым утвержден перечень вносимых в Генеральный план изменений.
Как установлено судами на основе сравнительного анализа представленных документов, Перечень от 08.06.2020 существенным образом, произвольно и немотивированно изменял Перечень, который был утвержден ранее, размещен во ФГИС ТП 18.06.2019 и направлен на согласование в Правительство Ленинградской области.
В таком случае, как обоснованно указали суды, отказ в создании согласительной комиссии в порядке, предусмотренном положениями статьи 25 ГрК РФ (игнорирование администрацией поселения законодательно предусмотренной на такой случай процедуры), и принятие нового Перечня от 08.06.2020 с исключением предложений, содержащихся в Перечне от 18.06.2019, являются незаконными и нарушают права Общества, являющегося собственником земельных участков, прилегающих к границам населенных пунктов МО Сосновское сельское поселение, основанием для перевода которых из одной категории земель в другую является генеральный план поселения.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные в рамках настоящего дела требования.
Отклоняя довод администраций поселения и района о создании согласительной комиссии со ссылкой на постановление главы администрации поселения от 21.12.2020 N 459, суды справедливо отметили, что из указанного постановления не усматривается о каком именно проекте изменений Генерального плана идет речь и какие замечания выносятся на рассмотрение согласительной комиссии. Между тем во ФГИС ТП одновременно размещено два проекта изменений в Генеральный план и определения предмета деятельности согласительной комиссии имеет существенное значение.
С учетом данного обстоятельства суды обоснованно признали незаконным бездействие администрации поселения по созданию согласительной комиссии с целью рассмотрения замечаний Сводного заключения в отношении Перечня от 18.06.2019.
Администраций поселения в обоснование отсутствия нарушенных прав заявителя приводился довод о том, что Общество в установленном порядке не обращалось с заявлением о переводе земельных участков в другую категорию земель. Данный довод рассмотрен судами и обоснованно отклонен.
Суды установили, что со стороны Общества имело место соответствующее обращение, отвечающее требованиям части 4 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и части 3 статьи 2 Закона N 172-ФЗ.
Руководствуясь положением статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции в качестве восстановительной меры обоснованно возложил на администрацию поселения обязанность устранить допущенные нарушения путем создания согласительной комиссии по урегулированию замечаний, содержащихся в Сводном заключении, принятом в отношении Перечня от 18.06.2019.
В целом доводы кассационных жалоб не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, а по существу сводятся только к несогласию администраций поселения и района с оценкой судов имеющихся в деле доказательств, переоценка которых на стадии кассационного производства недопустима в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм права к установленным ими обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 по делу N А56-95583/2020 оставить без изменения, а кассационные жалобы администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области и администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.