13 октября 2021 г. |
Дело N А05-14525/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
рассмотрев 12.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Контрактного агентства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по делу N А05-14525/2020,
УСТАНОВИЛ:
Контрактное агентство Архангельской области, адрес: 163069, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18, ОГРН 1082901013580, ИНН 2901186555 (далее - Агентство), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, адрес: 163069, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2, офис 142, ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919 (далее - Управление), о признании недействительным решения от 13.10.2020 по делу N 507оз-20 в части признания заявителя нарушившим пункт 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Архангельской области, адрес: 163004, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49, ОГРН 1022900547207, ИНН 2901070303, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Архангельская городская детская клиническая поликлиника", адрес: 163000, город Архангельск, проезд Приорова Н.Н., дом 6, ОГРН 1022900546470, ИНН 2901034030 (далее - Учреждение), акционерное общество "Сбербанк-Автоматическая система торгов", адрес: 119435, город Москва, Большой Саввинский переулок, дом 12, строение 9, эт/пом/ком 1/I/2, ОГРН 1027707000441, ИНН 7707308480 (далее - АО "Сбербанк-АСТ"), общество с ограниченной ответственной "АРК КОМ", адреса: 108814, город Москва, поселение Сосенское, поселок Коммунарка, улица А.Монаховой, владение 40, строение 1, этаж 2, офис 210, ОГРН 1197746405757, ИНН 7751165217 (далее - ООО "АРК КОМ").
Решением суда первой инстанции от 15.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.06.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Агентство, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Агентство (уполномоченный орган) 20.08.2020 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru опубликовало извещение N 0124200000620004557 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку компьютерной техники для нужд заказчиков - государственных бюджетных учреждений здравоохранения и аукционную документацию.
Общая начальная (максимальная) цена контракта 49 966 403,34 руб.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 886 933,66 руб.
Оператор электронной площадки - АО "Сбербанк-АСТ".
Согласно протоколу от 22.09.2020 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (извещение N 0124200000620004557) к участию в нем были допущены заявки с номерами 9, 181,177, 225, 100, 139 и 32 (заявка ООО "АРК КОМ").
В соответствии с протоколом от 23.09.2020 подведения итогов электронного аукциона по извещению N 0124200000620004557 победителем закупки признано ООО "АРК КОМ".
В Управление 07.10.2020 поступила жалоба ООО "АРК КОМ" на неправомерные действия заказчика (Учреждения), выразившиеся в отказе от заключения с победителем электронного аукциона контракта в соответствии с его заявкой.
Между тем часть 1 раздела II "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта" документации об аукционе содержит требования к товарам, согласно которым позиция "Системный блок" поставляется с предустановленным лицензионным программным обеспечением: операционная система "Альт 8 СП", установка эквивалентного программного обеспечения невозможна в связи с необходимостью обеспечения полной совместимости и взаимодействия с уже использующимся программным обеспечением заказчика МИС КПС "САМСОН" (ревизия не ниже 23064), МИС "Ариадна", ЛИС "Ариадна".
Управлением установлено, что ООО "АРК КОМ" в первой части заявки приведены конкретные показатели товара, указанные в табличной части, которые соответствуют требованиям документации об аукционе. Вместе с тем под таблицей указано: "Поставщик обязуется поставить Товар с предустановленным лицензионным программным обеспечением: операционная система "Astra Linux Special Edition" релиз "Смоленск" версии 1.6".
Данное обстоятельство послужило основанием для вывода Управления о том, что в составе первой части заявки ООО "АРК КОМ" предложено предустановленное лицензионное программное обеспечение (операционная система) отличное от установленного в документации, а также о том, что единая комиссия неправомерно допустила ООО "АРК КОМ" в нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ.
По результатам рассмотрения жалобы комиссия Управления вынесла решение от 13.10.2020 по делу N 507оз-20 о признании жалобы ООО "АРК КОМ" необоснованной, а также признала единую комиссию уполномоченного органа нарушившей пункт 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ.
Агентство, частично не согласившись с указанным решением Управления, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом, согласно которому в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 11 общих положений аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в числе прочего конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Как обосновано указал суд первой инстанции, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования к товарам, работам, услугам с учетом специфики деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды. Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что требования к объекту закупки изложены в части 1 раздела II "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта" документации об аукционе, согласно которой в описании объекта закупки у товара "Системный блок" имеется сноска "**", в которой указано: "Поставщик обязуется поставить Товар с предустановленным лицензионным программным обеспечением: операционная система "Альт 8 СП".
Кроме того указано, что операционная система необходима для совместимости с используемым и уже имеющимся у заказчика программным обеспечением. Тип лицензии - бессрочная. Установка эквивалентного программного обеспечения невозможна в связи с необходимостью обеспечения полной совместимости и взаимодействия с уже использующимся программным обеспечением заказчика (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ), а именно: МИС КПС "САМСОН" (ревизия не ниже 23064), МИС "Ариадна", ЛИС "Ариадна".
Соответственно, Управление и суды двух инстанций обоснованно сочли, что заказчику требовался к поставке системный блок с предустановленным лицензионным программным обеспечением с операционной системой "Альт 8 СП" (предмет закупки).
Несмотря на указанные положения аукционной документации, ООО "АРК КОМ" в первой части заявки предложен к поставке системный блок иным предустановленным лицензионным программным обеспечением, чем предусмотрено в документации.
Согласно части 1 статьи 67 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
На основании части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Закона, требованиям документации о таком аукционе.
Из пункта "б" части 3 статьи 66 названного Закона следует, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Поскольку заявка ООО "АРК КОМ" не соответствовала требованиям документации об аукционе, данный участник не должен быть допущен к участию в аукционе.
Единая комиссия, созданная уполномоченным органом, неправомерно допустила заявку ООО "АРК КОМ" к участию в аукционе, следовательно нарушила пункт 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали решение Управления в оспариваемой части законным и обоснованным и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Управление и суды двух инстанций обоснованно исходили из буквального и совокупного содержания требований и описаний заказчика (уполномоченного органа) к товару.
Оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов двух инстанций и не свидетельствуют о нарушении ими норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по делу N А05-14525/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Контрактного агентства Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
На основании части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
...
Единая комиссия, созданная уполномоченным органом, неправомерно допустила заявку ООО "АРК КОМ" к участию в аукционе, следовательно нарушила пункт 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2021 г. N Ф07-14145/21 по делу N А05-14525/2020