14 октября 2021 г. |
Дело N А21-11950/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в лице судьи Толкунова В.М.,
рассмотрев 14.10.2021 без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПБРК-Сервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2021 по делу N А21-11950/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПБРК-Сервис", адрес: 236029, Калининград, Колхозная ул., д. 17, корп. XV, ОГРН 1073906032804, ИНН 3906182901 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1153926037165, ИНН 3906976260 (далее - Министерство), о признании незаконным и отмене постановления от 28.10.2020 N 677/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 10.02.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.05.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что в материалах дела не содержится доказательств принадлежности сетей ливневой канализации Обществу, а также доказательств того, что они переданы на баланс Общества. Ссылается на то, что обязанность по получению разрешения на использование водного объекта может быть возложена на управляющую компанию лишь в том случае, если она осуществляет использование водного объекта в личных целях.
Принятие судом кассационной инстанции новых доказательств, представленных Обществом, не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Министерство поступили письма из администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация) от 23.12.2019 N и-КГХ-19135, от 26.02.2020 N и-КГХ-2787, от 27.02.2020 N иКГХ-2813, от 28.02.2020 N и-КГХ-1075 о выпусках сточных вод в водный объект - ручей Лесной, содержащие информацию о выпуске сточных вод в том числе от многоквартирных домов N N 36, 38 по ул. Алданской в Калининграде (далее - МКД), находящихся в управлении Общества.
Сотрудником Министерства 04.09.2020 в рамках рассмотрения поступившей из Администрации информации произведен осмотр русла и береговой полосы ручья Лесного в районе ул. Алданской в Калининграде, в ходе которого в 09 ч 35 мин установлено наличие выпуска сточных вод, оборудованного с территории многоквартирных домов N N 36, 38, 22, 28 по ул. Алданской в ручей Лесной. При осмотре установлены признаки поступления сточных вод через указанный выпуск в водный объект.
Указанное отражено в акте обследования от 04.09.2020 с фототаблицей.
Министерством учтена информация муниципального бюджетного учреждения "Гидротехник" городского округа "Город Калининград" о наличии действующей гидрологической (функционирующей) связи сетей водоотведения (служащих для отвода сточных вод с общего имущества МКД с последующим их поступлением в водный объект) на придомовых территориях, находящихся в управлении Общества, с ручьем Лесной.
В связи с выявленными нарушениями (осуществлением использования водного объекта - ручья Лесного в целях сброса сточных вод, образуемых в результате деятельности по управлению указанными МКД, без документов (разрешения), на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью) в отношении Общества 25.09.2020 составлен протокол об административном правонарушении N 677/2020 по статье 7.6 КоАП РФ и 28.10.2020 вынесено постановление N 677/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности согласно названной квалификации в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь нормами КоАП РФ, Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844, установив виновность Общества (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ), пришли к выводу о наличии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения и, не установив процедурных нарушений в ходе привлечения к административной ответственности и оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Между тем судами не учтено следующее.
Статьей 7.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела. Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.
Согласно части 1 статьи 11 ВК РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 3 указанной статьи на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях в том числе сброса сточных вод.
В силу пункта 10 статьи 1 ВК РФ под водоотведением понимается любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.
Дренажные воды - воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты (пункт 13 статьи 1 ВК РФ).
Сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (пункт 19 статьи 1 ВК РФ).
В силу части 3 статьи 22 ВК РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать:
1) указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод;
2) объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод;
3) требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Согласно статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2); канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (пункт 9); сточные воды централизованной системы водоотведения - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод (пункт 23); централизованная система водоотведения поселения или городского округа - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа (пункт 28.1).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Как установлено частью 1 статьи 15 Закона N 416-ФЗ, в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные названным Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 107 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), в зависимости от своего предназначения системы водоотведения подразделяются на следующие виды:
а) централизованные бытовые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения (далее - хозяйственно-бытовые сточные воды);
б) централизованные ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод;
в) централизованные общесплавные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод;
г) централизованные комбинированные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, состоящие из бытовых, ливневых и общесплавных систем водоотведения.
Нормативы состава сточных вод рассчитываются в порядке, определенном настоящим разделом, организацией, осуществляющей водоотведение, и представляются в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, не позднее 30 календарных дней со дня представления организацией, осуществляющей водоотведение, декларации о воздействии на окружающую среду, или выдачи организации, осуществляющей водоотведение, комплексного экологического разрешения, получения ею разрешения на сброс загрязняющих веществ (внесения в них соответствующих изменений), или установления нормативов допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения (пункт 172 Правил N 644).
Общество настаивало в судах на недоказанности принадлежности выпусков сточных вод, впадающих в ручей Лесной, а также сетей ливневой канализации, ливневых колодцев, расположенных за внешней границей стены многоквартирного дома, к общему имуществу какого-либо из спорных МКД N 36, N 38 или их отражения в технической документации на МКД.
При этом Общество указывало, что сети ливневой канализации находятся на балансе местной администрации, а организацией, осуществляющей прием сточных вод и водоотведение, является муниципальное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал", которому производится соответствующая оплата услуг.
В акте от 04.09.2020 само Министерство отразило наличие выпуска сточных вод, оборудованного с территории многоквартирных домов N N 36, 38, 22, 28 по ул. Алданской, то есть не только находящихся под управлением Общества. По полученным Министерством данным общее количество выпусков дождевой канализации и дренажа в ручей Лесной в Калининграде с различных адресов, организаций и многоквартирных домов (в том числе по ул. Алданской) на 25.02.2020 составляет 29 штук.
Однако Министерство на основе подлежащих применению норм права, регулирующих спорные отношения, не выяснило в постановлении ключевой вопрос о наличии в отношении спорных МКД договора водоотведения, соответствующем лице, обязанном получить разрешение на право пользования водным объектом или его частью в целях сброса сточных вод, допустима ли по закону фактически предлагаемая Министерством множественность таких лиц со стороны управляющих компаний либо такое разрешение с объемом допустимых сбросов сточных (в том числе дренажных) вод должна иметь организация, занимающаяся водоотведением.
Перечисленные выше нормы материального права, а, следовательно, подлежащие выяснению и доказыванию юридически значимые обстоятельства в постановлении Министерства и судебных актах не затронуты. Указанное влечет недоказанность в деянии Общества события вменяемого административного правонарушения (статьи 1.5, 24.1, 24.5, 26.1 КоАП РФ, части 4, 6 статьи 210 АПК РФ), что служит основанием для признания незаконным и отмены оспоренного постановления Министерства.
Принимая во внимание изложенное, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются ошибочными, принятыми при существенном нарушении норм материального права, которое повлияло на исход дела и без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, что служит основанием для их отмены (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ) и принятия нового судебного акта - об удовлетворении заявленных требований.
По данной категории дел государственная пошлина не уплачивается (статья 208 АПК РФ), в связи с чем Обществу следует возвратить государственную пошлину, ошибочно уплаченную при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2021 по делу N А21-11950/2020 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 28.10.2020 N 677/2020 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ПБРК-Сервис" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ПБРК-Сервис", адрес: 236029, Калининград, Колхозная ул., д. 17, корп. XV, ОГРН 1073906032804, ИНН 3906182901, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, ошибочно уплаченной при подаче кассационной жалобы платежным поручением от 12.07.2021 N 415.
Судья |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.