13 октября 2021 г. |
Дело N А05-8822/2020 |
Судья Арбитражного суда Северо-Западного округа Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 13.10.2021 без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.02.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021 по делу N А05-8822/2020,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2", адрес: 150003, г. Ярославль, Пятницкая ул., д. 6; адрес Архангельской ТЭЦ: 163045, г. Архангельск, Талажское шоссе, д. 19, ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании постановления Административной комиссии Октябрьского территориального округа администрации муниципального образования "Город Архангельск", адрес: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 61 (далее - Административная комиссия) от 23.07.2020 N 205 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 8 статьи 7.1 Закона Архангельской области от 03.06.2003 N 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 172-22-ОЗ, Областной Закон), в виде 100 000 руб.штрафа.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), определением от 18.09.2020 суд принял заявление к рассмотрению в порядке упрощённого производства. Определением от 18.11.2020 суд перешел к рассмотрению по правилам административного судопроизводства.
Решением суда от 08.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.06.2021, Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить в виду отсутствия оснований для привлечения к административной ответственности. Податель жалобы указывает на то, что суды неправомерно не приняли во внимание подпункт 2 пункта 3 примечаний к статье 7.1 Закона N 172-22-ОЗ, согласно которому указанная статья Областного Закона не распространяется на действия, направленные на предотвращение и ликвидацию последствий стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением нормального функционирования объектов жизнедеятельности населения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Считает, что выдача ордера со сроком восстановления благоустройства до 15.06.2020 не имеет правового значения применительно к рассматриваемой ситуации, поскольку в данном случае благоустройство является последним этапом производства земляных работ, связанных с проведением неотложных работ на тепловой сети. Кроме того, податель жалобы полагает, что имеются все основания для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности.
Лица, участвующие в деле, извещены о принятии кассационной жалобы к производству и о порядке ее рассмотрения по правилам статей 121 - 123, 186 АПК РФ, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, с учетом положений части 5.1 статьи 211 АПК РФ судьей единолично, без вызова участвующих в деле лиц, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Судебное решение по делу о привлечении к административной ответственности или по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц ста тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей и физических лиц - пяти тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Кассационные жалобы на такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, рассматриваются судом кассационной инстанции с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса, в силу части 4.1 статьи 206, части 5.1 статьи 211 АПК РФ, т.е. и в том случае, если дело, относящееся к перечню дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства (пункты 3, 4 части 1 статьи 227 Кодекса), не рассматривалось в порядке упрощенного производства в связи с применением положений части 5 статьи 227 АПК РФ (пункт 44 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13).
Частью 3 статьи 288.2 АПК РФ предусмотрено, что основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам дела, не установлено.
Как следует из материалов дела, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что Общество, получив ордер на право производства земляных работ для проведения ремонта теплотрассы на территории муниципального образования "Город Архангельск" от 28.02.2020 N 83/20 (далее - ордер), в котором указано место и границы производства земляных работ: территориальный округ Октябрьский, ул. Воскресенская, д. 95 (от точки А до точки В согласно плановому материалу), а также то, что нарушенное благоустройство в месте производства земляных работ подлежало восстановлению в срок до 15.06.2020, по состоянию на 30.06.2020 благоустройство в месте проведения работ не восстановило, руководствуясь положениями Правил благоустройства города Архангельска, утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 N 581 (далее - Правила), Закона N 172-22-ОЗ, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришли к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, выражающегося в невосстановлении после проведения земляных работ объекта благоустройства в срок, указанный в ордере, а также о законности оспариваемого постановления Административной комиссии.
Пунктом 6 статьи 7.1 Закона N 172-22-ОЗ установлена административная ответственность за невосстановление после проведения земляных работ асфальтового покрытия, газонов, плодородного слоя почвы, зеленых насаждений, дворового оборудования, подземных инженерных сетей и коммуникаций, устройств наружного освещения, иных объектов и элементов благоустройства территории, поврежденных при проведении земляных работ, в срок, указанный в разрешении (ордере), либо невосстановление после завершения проведения земляных работ указанных объектов и элементов благоустройства территории, поврежденных в результате проведения земляных работ без разрешения (ордера).
В силу пункта 8 статьи 7.1 этого Закона повторное в течение одного года совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктами 1 - 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В примечании к статье 7.1 Закона N 172-22-ОЗ отражено, что данная статья применяется с учетом требований к благоустройству территорий поселений и городских округов Архангельской области, в том числе к объектам благоустройства и деятельности по благоустройству территорий, предусмотренных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов Архангельской области, утвержденными муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (пункт 1).
Согласно примечанию 3 к статье 7.1 Закона N 172-22-ОЗ данная статья не распространяется на действия, направленные на предотвращение и ликвидацию последствий стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением нормального функционирования объектов жизнедеятельности населения в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев невосстановления после завершения проведения земляных работ объектов и элементов благоустройства территории, поврежденных в результате проведения земляных работ без разрешения (ордера).
В рассматриваемом случае Обществу выдан ордер на право производства земляных работ в соответствии с пунктом 12.1.5 Правил, согласно которому при авариях на сетях инженерно-технического обеспечения, ликвидация которых требует разрытия, уполномоченные лица владельца сетей инженерно-технического обеспечения, на которых произошло повреждение (авария), или уполномоченные лица, эксплуатирующие данные сети, обязаны в течение часа с момента обнаружения аварии оповестить телефонограммой о начале работ отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по городу Архангельску (в случаях проведения работ на проезжей части), единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования "Город Архангельск", департамент градостроительства Администрации муниципального образования "Город Архангельск", администрацию соответствующего территориального округа, а также организации, имеющие подземные коммуникации на участке разрытия, с последующим оформлением (не позднее трех рабочих дней) разрешения (ордера) на право производства работ в департаменте градостроительства Администрации муниципального образования "Город Архангельск". В противном случае разрытие считается самовольным.
В силу пункта 12.2.6 Правил после окончания земляных работ благоустройство, нарушенное при их проведении, подлежит обязательному восстановлению. Восстановление дорожных покрытий, зеленых насаждений, газонов и других элементов благоустройства производится организациями, гражданами, индивидуальными предпринимателями, производящими земляные работы, в объемах и способами, установленными проектами с учетом согласований заинтересованных сторон. Все работы должны сдаваться по акту представителю территориального органа Администрации города. Производство земляных работ без разрешения (ордера) не освобождает лицо, их производящее, от обязанности по восстановлению благоустройства. Лицо, которому было выдано разрешение (ордер) на производство земляных работ, обязано в течение трех дней после подписания акта приема работ по восстановлению благоустройства предоставить данный акт в отраслевой (функциональный) орган, выдавший разрешение (ордер) на проведение земляных работ.
Учитывая то, что Обществу оформлен соответствующий ордер и вменено невосстановление благоустройства после проведения земляных работ в срок, указанный в ордере, а не нарушение благоустройства при производстве земляных работ (т.е. уже отсутствует необходимая составляющая как неотложность и срочность), довод подателя жалобы о нераспространении на его действия статьи 7.1 Закона N 172-22-ОЗ является несостоятельным.
Квалифицирующим признаком пункта 8 статьи 7.1 Закона N 172-22-ОЗ является повторность совершения правонарушения.
Определение повторности дано в пункте 2 части 1 статьи настоящего Кодекса. Согласно указанной норме повторное совершение административного правонарушения - это совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ. В силу названной статьи лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.
Материалами дела подтверждается, что постановлением административной комиссии от 01.11.2019 N 214 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 6 статьи 7.1 Закона N 172-22-ОЗ, т.е. рассматриваемое в настоящем деле правонарушение совершено в период, когда Общество считалось подвергнутым административному наказанию.
Означенные выводы судов нельзя признать абстрактным, возможность признания совершенного правонарушения малозначительным исключена судами ввиду надлежащей оценки значимых вероятных последствий рассматриваемого правонарушения, а равно отсутствием исключительных обстоятельств совершения правонарушения и доказательств принятия исчерпывающих мер к своевременному выполнению требований и недопущению Обществом нарушения в будущем.
Поскольку существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами не допущено оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не имеется, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.02.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021 по делу N А05-8822/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Судья |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.