13 октября 2021 г. |
Дело N А56-67408/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С., Корабухиной Л.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Приморский торговый порт" Тай Д.В. (доверенность от 11.06.2021),
рассмотрев 13.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приморский торговый порт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2021 по делу N А56-67408/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Приморский торговый порт", адрес: 188910, Ленинградская обл., Выборгский р-н, Приморская территория, Портовый проезд, д. 10, офис 116, ОГРН 1044700880762, ИНН 4704057515 (далее - Порт), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ПромМонтаж-СПб", адрес: 195220, Санкт-Петербург, Гражданский пр., д. 22, лит. А, часть помещения 8Н, офис 312, ОГРН 5067847206455, ИНН 7810069652 (далее - Общество), 89 549,96 руб. неустойки и обязании предоставить исполнительную документацию.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2020, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Порт, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 06.03.2021 и постановление от 25.06.2020, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, фактические обстоятельства дела суды установили неверно: приемка объекта в эксплуатацию по акту формы КС-14 выполнена истцом в отсутствие части исполнительной документации, возвращенной ответчику на доработку и в последствии не переданной обратно истцу. Проведение истцом ремонтных работ не доказывает нахождение у него исполнительной документации, вывод судов об обратном ошибочен. Суды не дали оценку многочисленным замечаниям истца к составу и правильности документации.
В судебном заседании представитель Порта поддержал доводы жалобы.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Обществом (Подрядчиком) и Портом (Заказчиком) 07.02.2019 заключен контракт N 30-П19 (далее - Контракт) на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Бункеровочный комплекс для заправки танкеров судовым топливом в морском торговом порту Приморск. Сети дренажа. Техническое перевооружение" (далее - Объект).
В соответствии с условиями Контракта и с учетом подписанного сторонами дополнительного соглашения от 05.03.2020 N 3 срок окончания выполнения работ - 25.03.2020.
Контрактом в редакции дополнительного соглашения N 3 (раздел 15 приложения 2 "График выполнения работ") предусмотрено, что сдача исполнительной документации, проведение рабочей комиссии (оформление КС-11), проведение приемочной комиссии, оформление акта КС-14 должны быть осуществлены в период с 26.02.2020 по 25.03.2020.
В соответствии с пунктом 7.16. Контракта приемо-сдаточная (исполнительная) документация формируется Подрядчиком с соблюдением требований нормативной документации Порта и ПАО "Транснефть". Исполнительная документация в количестве 1 экземпляра, с реестрами в срок не позднее, чем за 10 календарных дней до начала работы Рабочей Комиссии передается на проверку в Организацию по независимому Технадзору, либо уполномоченному представителю Заказчика.
Порядок оформления и формирования приемо-сдаточной документации и сдачи-приемки объекта прописан в разделе 14 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), согласно которым оформление и сдача-приемка работ осуществляется в соответствии с требованиями ОР-91.010.30-КТН-156-15 "Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов Порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов магистральных трубопроводов. Формирование приемо-сдаточной документации" (далее - ОР).
Пунктом 3.15 ОР определен состав исполнительной документации, согласно "Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" РД-11-02-2006, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128 (далее - Требования РД-11-02-2006).
В соответствии с разделом II "Порядок ведения исполнительной документации" Требований РД-11-02-2006 к исполнительной документации относятся текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ, в том числе исполнительные геодезические схемы, исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения, акты испытания и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения, результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля, документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий), иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений.
Согласно пунктам 6.2. и 6.3. Контракта Подрядчик тщательно изучил и проверил конкурсную документацию и полностью ознакомлен со всеми условиями, связанными с выполнением Работ, и принимает на себя все расходы, риск и трудности выполнения Работ. Подрядчик изучил все материалы Контракта, Регламенты Заказчика и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки, стоимость и качество Работ. Никакая другая работа Подрядчика не является приоритетной в ущерб Работам по Контракту.
Предоставленные Подрядчиком на рассмотрение Заказчику 09.04.2020 и 16.04.2020 комплекты исполнительной документации после прохождения проверки были возвращены Подрядчику для устранения недостатков (письма Порта от 16.06.2020 N 06-11/1025, от 24.04.2020 N 06-11/1100).
Заказчик неоднократно направлял Подрядчику письма о необходимости предоставления полного комплекта документов (от 21.02.2020 N 06-11/508, от 06.04.2020 N 06-11/926, от 08.04.2020 N 06-11/959, от 10.04.2020 N 03-11/982, от 15.04.2020 N 03-11/1022, от 22.05.2020 N 03-11/1348, от 03.06.2020 N 03-11/1446), однако исполнительная документация в объеме, необходимом для приемки объекта в эксплуатацию, не представлена.
В связи с необходимостью отведения поверхностных талых, дождевых и дренажных вод с предварительной очисткой на локальных очистных сооружениях Общество было вынуждено принять законченный строительством объект в эксплуатацию 24.07.2020 (с составлением Акта по форме КС-14 N 06-2020-05/ПК) без сдачи Подрядчиком законченного строительством объекта и составления Акта по форме КС-11, без приемо-сдаточной документации. После чего была произведена окончательная оплата по Контракту.
В соответствии с пунктом 25.1.6. Контракта Подрядчик обязан уплатить Заказчику штраф в размере 0,3% от цены Контракта в случае отсутствия исполнительной документации на выполненные работы более 3 календарных дней (после согласованного Заказчиком срока).
В письме от 07.05.2020 N 08-11/1208 Заказчик изложил требование о представлении исполнительной документации в срок до 08.05.2020. В установленный срок полный комплект исполнительной документации Подрядчиком не был предоставлен, что явилось причиной для направления Подрядчику претензии от 30.06.2020 N 03-11/1649 об оплате 89 549,96 руб. штрафа и требованием о предоставлении полного комплекта исполнительной документации по Объекту. Претензия получена Подрядчиком, в добровольном порядке не исполнена, что послужило поводом для обращения в Арбитражный суд.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о передаче Обществом Порту всей необходимой исполнительной документации, в связи с чем отказали в удовлетворении иска.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
На основании пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу статьи 726 ГК РФ подрядчик обязан передать заказчику вместе с результатом работы информацию, касающуюся эксплуатации или иного использования предмета договора подряда, если это предусмотрено договором либо характер информации таков, что без нее невозможно использование результата работы для целей, указанных в договоре.
Из материалов дела следует, что в обоснование своей позиции истец сослался на письма Порта от 16.06.2020 N 06-11/1025, от 24.04.2020 N 06-11/1100, от 21.02.2020 N 06-11/508, от 06.04.2020 N 06-11/926, от 08.04.2020 N 06-11/959, от 10.04.2020 N 03-11/982, от 15.04.2020 N 03-11/1022, от 22.05.2020 N 03-11/1348, от 03.06.2020 N 03-11/1446, от 07.05.2020 N 08-11/1208, письмо Общества от 28.05.2020 N 99, а также акт приемки законченного строительством объекта в эксплуатацию по форме КС-14 от 24.07.2020 и акт приема-передачи документов от 14.08.2020.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, указали на подписание акта КС-14 от 24.07.2020 без возражений и отметок об отсутствии документации.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно пункту 15 акта КС-14 от 24.07.2020 исполнительная (приемо-сдаточная) документация по Объекту Заказчику Подрядчиком не передана, как в бумажном, так и в электронном виде.
Согласно пункту 14 Технического задания по итогам выполненных работ Подрядчик предает заказчику полный комплект исполнительной документации в том числе на компакт-диске в редактируемом формате, а также в формате PDF с подписями ответственных лиц.
Таким образом, факт непередачи исполнительной документации зафиксирован в пункте 15 акта КС-14 от 24.07.2020.
Следовательно, выводы судов о подписании акта КС-14 от 24.07.2020 без отметок об отсутствии документации, не основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
С учетом изложенного суд округа не может признать дело рассмотренным судами полно и всесторонне, а доказательства - оцененными в совокупности, при правильном распределении бремени доказывания, правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем в соответствии с частями 1 - 3 статьи 288 АПК РФ указанные судебные акты подлежат отмене.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуются исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции и невозможные в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения настоящего спора, в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ оценить представленные в дело доказательства, после чего принять законный и обоснованный судебный акт, распределив судебные расходы, в том числе за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2021 по делу N А56-67408/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.