13 октября 2021 г. |
Дело N А42-11177/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 11.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 по делу N А42-11177/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Калган", адрес: 184682, Мурманская обл., ЗАТО Александровск, г. Снежногорск, Флотская ул., д. 2, ОГРН 1025100748870, ИНН 5112700218 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Администрации муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области, адрес: 184682, Мурманская обл., ЗАТО Александровск, г. Снежногорск, Флотская ул., д. 9, ОГРН 1105105000010, ИНН 5112032360 (далее - Администрация), о признании незаконными действий (бездействия) при рассмотрении заявления Общества от 10.11.2020 N 782 о выдаче разрешения на въезд и временное пребывание в закрытое административно-территориальное образование (далее - ЗАТО) Александровск работников общества с ограниченной ответственностью "Велесстрой" (далее - ООО "Велесстрой") для исполнения на территории названного ЗАТО договора возмездного оказания услуг, заключенного между данными коммерческими организациями; об обязании Администрации выдать такое разрешение.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Велесстрой", адрес: 125047, Москва, 2-я Тверская-Ямская ул., д. 10, ОГРН 1087746466950, ИНН 7709787790.
Решением суда первой инстанции от 03.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.06.2021, заявленные требования удовлетворены. В качестве способа восстановления нарушенных прав заявителя суд первой инстанции указал на обязание Администрации устранить нарушения прав и законных интересов Общества.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить состоявшиеся судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что Обществом не была обоснована необходимость проезда части сотрудников (в количестве 9 человек) для исполнения спорного договора; судами не принят во внимание довод Администрации о том, что отдел расселения персонала, уборщики служебных помещений в силу своих должностных обязанностей, исходя из наименований должностей, не имеют отношения к выполнению спорного договора.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
В отзыве Общество возразило против доводов жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с постановлением Администрации от 21.08.2019 N 1500 с 01.09.2019 Общество определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения города Снежногорска ЗАТО Александровск, в связи с чем с Обществом, как с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, ООО "Велесстрой" заключен договор от 01.05.2020 N 18 на оказание услуг по заправке последнего водой и по водоснабжению его временных зданий и сооружений (далее - Договор).
Согласно пункту 1.5 Договора местом его исполнения является водопроводная насосная станция N 1 города Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области. По Договору должен производиться забор питьевой воды и ее транспортировка автоцистернами для нужд временного жилищного городка.
В связи с пролонгацией Договора на следующий календарный год Общество 10.11.2020 обратилось в Администрацию письмом исх. N 782 за разрешением проезда 95 работников ООО "Велесстрой" в город Снежногорск ЗАТО Александровск Мурманской области в период с 01.01.2021 по 31.12.2021, приложив необходимый пакет документов, в том числе копию Договора, утвержденный список работников, копии паспортов и трудовых книжек.
На запрос Общества относительно рассмотрения заявления Администрация в письме от 21.12.2020 исх. N 5873-20И сослалась на проведенный анализ заявленных к въезду на территорию ЗАТО работников, в результате которого пришла к выводу, что работники никакого отношения к Договору не имеют, вследствие чего предложено представить документы на работников, которые действительно будут выполнять работы по Договору.
Полагая, что данные выводы Администрации не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела, а Администрация, не предоставив Обществу муниципальную услугу выдачи разрешения на въезд и временное пребывание работников на территории ЗАТО и предложив откорректировать соответствующее обращение Общества, допустила незаконные действия (бездействие), Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.05.2008 N 857 "О преобразовании закрытых административно-территориальных образований - города Полярного, города Скалистого и города Снежногорска Мурманской области в закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области" ЗАТО - город Полярный, город Скалистый и город Снежногорск Мурманской области преобразованы в ЗАТО Александровск Мурманской области.
Правовой статус ЗАТО и особенности местного самоуправления такого образования определены Законом Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании".
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 3 названного Закона особый режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов в ЗАТО включает ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, включая установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании.
Из пункта 34 части 1 статьи 38 устава муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 26.05.2009 N 31, следует, что глава ЗАТО Александровск наделен собственными полномочиями по согласованию с органами федеральной службы безопасности давать разрешение на въезд граждан в ЗАТО и выезд из него, за исключением режимных территорий организаций и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон.
В развитие приведенных норм постановлением Администрации от 19.03.2020 N 539 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием документов от населения на оформление и выдачу разрешений на въезд и пребывание в ЗАТО Александровск" (далее - Административный регламент).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Администрацией при рассмотрении обращения Общества от 10.11.2020 N 782 допущены не основанные на законе и фактических обстоятельствах действия (бездействие), приведшие к нарушению прав и законных интересов Общества, в связи с чем такие действия (бездействие) подлежат признанию незаконными.
Согласно подпункту 2.4.1 Административного регламента срок рассмотрения заявлений для получения разрешений на въезд в ЗАТО граждан Российской Федерации составляет 30 рабочих дней со дня регистрации заявления. Подпунктом 2.10.1 Административного регламента предусмотрено, что основания для приостановления предоставления муниципальной услуги отсутствуют.
Доводы относительно количества сотрудников, необходимости их привлечения в рамках исполнения Договора получили надлежащую оценку судов исходя из целей заключения Договора и особенностей организации деятельности его сторон.
Общество поясняло и Администрация не опровергла, что на строительстве объекта задействовано несколько тысяч человек, работа ведется вахтовым методом, для содержания временного жилищного городка (обеспечение питьевой водой, приготовление трехразового горячего питания, стирки спецодежды и белья и т.п.) необходимо круглосуточное, бесперебойное обеспечение питьевой водой и необходимо круглосуточно заправлять 13 автоцистерн, за каждой из которых с учетом круглосуточной работы закреплено не менее двух водителей на постоянной основе, а при вахтовой работе - требуется оформление разрешений на большее количество водителей. Кроме водителей необходимо присутствие обслуживающего персонала для ремонта транспорта, работников для осуществления контрольных функций (административно-хозяйственного отдела), приема-сдачи результата оказанных услуг. При этом в списке на въезд учтена необходимость резерва на случай больничных, возможных прекращений трудовых отношений, перевода и непредвиденных случаев (поломки, аварии на дороге).
Судами было учтено, что спорный список работников прошел согласование в органе Федеральной службы безопасности, о чем имеется соответствующий штамп на одном из экземпляров заявления Общества от 10.11.2020 N 782.
Судами не установлено произвольное включение Обществом в список для въезда определенного количества и конкретных работников.
ООО "Велесстрой", привлеченное к участию в настоящем деле, подтвердило позицию Общества.
Вопреки доводам подателя жалобы корректировка числа сотрудников (осуществленная во избежание простоя работ) не может рассматриваться в качестве злоупотребления (недобросовестных действий) при получении спорной муниципальной услуги.
Способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов определен судом первой инстанции на основании установленных обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами, их пояснений, исходя из которых установлена неактуальность списка сотрудников, поданного по заявлению Общества от 10.11.2020 исх. N 782, на момент окончания судебного разбирательства. В данной части решение суда не обжалуется.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Оценка доказательств произведена судами с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 по делу N А42-11177/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев 11.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 по делу N А42-11177/2020,
...
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.05.2008 N 857 "О преобразовании закрытых административно-территориальных образований - города Полярного, города Скалистого и города Снежногорска Мурманской области в закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области" ЗАТО - город Полярный, город Скалистый и город Снежногорск Мурманской области преобразованы в ЗАТО Александровск Мурманской области.
Правовой статус ЗАТО и особенности местного самоуправления такого образования определены Законом Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2021 г. N Ф07-1697/21 по делу N А42-11177/2020